Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1724   1725   1726   1727   1728   1729   1730   1731   1732  1733   1734   1735   1736   1737   1738   1739   1740   1741   1742  » »»

передавания движения от  одной  части  к  другой  или  от  механического
двигателя к М., приводимой им в движение. Для того, чтобы  каждая  часть
М. имела определенное движение, эти  части  (звенья)  связываются  между
собою  попарно.  Для  прочного  и  целесообразного  соединения   звеньев
выработаны  известные  общеупотребительные  приемы,  поэтому  необходимо
различать в М. ее конструктивные части, число которых ограничено,  но  с
развитием машиностроения увеличивается. В настоящее время  употребляются
при устройстве М. следующие конструктивные части: 1) заклепки, которыми,
напр., сшиваются листы парового котла, 2) клинья, 3) винты и  гайки,  4)
шипы, 5) пяты, на которых вращаются вертикальные валы, 6) подшипники, 7)
подпятники, 8) кронштейны и консоли для подшипников, 9) оси,  10)  валы,
11) соединения валов, 12) рычаги, 13) кривошипы и коленчатые  валы,  14)
эксцентрики, 15) сложные рычаги и балансиры, 16) шатуны, 17)  крейцкопфы
(крестовины), 18) катки, 19) кулаки, 20) зубчатые колеса,  21)  храповые
колеса и собачки, 22)  веревки  и  канаты,  23)  ремни,  24)  цепи,  25)
пружины, 26) шины, 27) трубы, 28) краны, 29) клапаны,  30)  золотники  и
31) поршни. Цели, которым служат различные части М., Рело разделяет  на:
1)  ведение,  2)  магазинирование,  3)  преобразование  движения  и   4)
формирование. Совокупность частей, ведущих точку по  данной  кривой  или
ведущих тело  через  ряд  параллельных  положений,  производит  ведение;
рельсы железной дороги и  колеса  представляют  собою  аппарат  ведения.
Магазинирование  работы  твердыми  телами  разделяется  на  статическое,
примерами которого могут служить поднятая  тяжесть;  натянутая  пружина,
скрученный каучук и т. д., и на динамическое, какое мы видим  в  маховом
колесе. Магазинирование гибкими телами достигается наматыванием этих тел
на барабаны; примером  его  может  служить  заводной  механизм  часов  с
гирями. Чаще всего употребляется магазинирование,  достигаемое  органами
давления, какое мы видим в паровых котлах, гидравлических напорах  и  т.
д.  Преобразование  движнитя  достигается  преобразованием  скорости   и
ускорения,  в  отличие  от   ведения,   преобразовывающего   траектории.
Формированием достигается образование определенной формы обрабатываемого
предмета; при этом предмет работы рассматривается как  одно  из  звеньев
М., составляющих с действующим на него  орудием  кинематическую  пару  К
числу М., служащих для  перемещения,  принадлежит  весьма  важный  класс
механических  двигателей.  К  ним  относятся:  1)  ветряные  колеса,  2)
гидравлические колеса,  3)  турбины,  4)  водостолбовые  М.,  5)  особые
гидравлические двигатели, как напр. гидромотор Ягна, 6) паровые  М.,  7)
газовые двигатели, 8) керосиновые двигатели, 9) электрические  двигатели
и т. д. При изучении М. необходимо иметь в виду все действующия  на  них
силы,  а  именно:  1)  силу  природного  или  механического   двигателя,
приводящего  М.  в  действие;  2)  полезные  сопротивления,  преодоление
которых и составляет цель М.; 3) бесполезные сопротивления,  преодоление
которых не составляет  прямой  цели  М.,  но  от  существования  которых
невозможно избавиться; таковыми являются трение, сопротивление  среды  и
т.  д.;  4)  вес  частей  М.  По   причине   существования   бесполезных
сопротивлений, полезная работа М., т. е. работа, идущая  на  преодоление
полезных  сопротивлений,  всегда  меньше  работы,   производимой   силою
природного  или  механического  двигателя,  сообщающего   М.   движение.
Отношение полезной работы М. к  работе  силы,  сообщающей  ей  движение,
называется коэффициентом полезного действия.  М.  тем  совершеннее,  чем
больше  ее  коэффициент   полезного   действия.   Простота   устройства,
прочность, плавность движения представляют собою  элементы,  из  которых
слагается понятие о доброкачественности М. Литература современных  общих
понятий о М. : Reuleaux, "Theoretische Kinematik"; Burmester,  "Haudbuch
der Kinematik"; Grashof, "Theoretische Maschinenlehre";  Reuleaux,  "Der
Konstructeur".
   Б. Д.
   Маяк - высокое, в виде башни, строениe, стоящее на морском берегу, на
пути следования судов -  для  указания  пути  мореплавателям.  Ночью  на
вершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся  в  открытом
море,  на  отдельных  небольших  скалах  и  отмелях,  а  иногда   и   на
искусственных возвышениях дна; они  служат  главным  образом  для  того,
чтобы дать возможность судну, приближающемуся к берегу,  ориентироваться
относительно своего положения и  проверить  правильность  своего  курса.
Предостерегательные М. указывают опасные места  фарватера.  Портовые  М.
помещаются при входе в порт, на голов ах портовых  молов.  Знаменитейший
из  всех  М.  древности  был  М.  адександрийский,  на  острове  Фаросе,
вследствие чего название острова сделалось нарицательным именем  для  М.
вообще. Александрийский фарос причислялся к так наз. семи чудесам света.
Вышина его была 170 м. Он был построен Состратом ок. 283 г.  по  Р.  Хр,
существовал  еще  в  1317  г.  Не  меньшею  известностью  пользовался  в
древности маяк  родосский  (родосский  колосс).  К  известнейшим  маякам
позднейшего времени принадлежит построенный в 1584 - 1610 г. кордуанский
маяк. М. вангерокский и скагенский, на  северной  оконечности  Ютландии,
существуют  более  300  лет.  По  трудностям,  представившимся  при  его
постройке,  замечателен  М.  эдистонский  и  М.  на  скале  Инч-кап  или
Бель-рок.  Из  современных  самым  старинным   считается   М.   Коруния,
построенный императором Траяном, возобновленный  в  1634  г.  и  недавно
снабженный  проблесковым  освещением.   К   наиболее   смелым   новейшим
сооружениям   принадлежит   построенный   несколько   лет   тому   назад
ротерзандский М. в  устье  р.  Везер.  Днем  М.  легко  распознаются  по
внешнему очертанию  их  и  окраске,  а  также  по  характеру  окружающей
местности. Для возможности же различения М.  и  в  темное  время  и  для
предотвращения  весьма  опасных  ошибок  в  этом  отношении,  необходимо
каждому из них присвоить характерное освещение. Введенные для этой  цели
цветные стекла фонарей не всегда  могут  быть  применяемы,  так  как  на
больших расстояниях цвет огня теряется. Поэтому различие  маячных  огней
достигается  переменами   света.   Для   этого   установлено   следуюшее
подразделение. Постоянный огонь показывает непрерывающийся, равномерный,
одноцветный свет. Вертящийся - показывает  через  правильные  промежутки
времени проблески и затмения попеременно, причем  сила  света  в  каждом
проблеске сначала увеличивается постепенно до его наибольшей  яркости  и
затем таким же образом уменьшается до  его  затмения.  На  некоторых  М.
проблески соединяются в  отдельные  группы  по  два  и  по  три,  быстро
следующих один за другим, с возрастающею и уменьшающеюся яркостью, после
чего  следует  более  продолжительное  затмение.  У   вертящихся   огней
затмения,  за  небольшими  исключениями,   более   продолжительны,   чем
проблески. Мерцающий - с весьма  частыми  проблесками,  причем  в  ясную
погоду и на близком расстоянии между проблесками  заметен  слабый  свет.
Постоянный  с  проблесками  -  представляет   постоянный   огонь,   чрез

Страницы: «« « 1724   1725   1726   1727   1728   1729   1730   1731   1732  1733   1734   1735   1736   1737   1738   1739   1740   1741   1742  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь