Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1718   1719   1720   1721   1722   1723   1724   1725   1726  1727   1728   1729   1730   1731   1732   1733   1734   1735   1736  » »»

дюймы,   с   подписями   у    каждого    подразделения,    показывающими
соответствующую длину в действительности.  Так  уменьшение  в  8400  раз
выражается или дробью 1/840 или линией, на  которой  у  последовательных
дюймов подписано 0, 100, 200, 300... саж.  (100  саж.  =  8400  дюймов).
Простейшие М. встречаются в метрической системе мер; знаменатели их суть
по большей части единица с несколькими нулями. Для  увеличения  точности
отсчетов  по  М.  его  нередко  выражают  более   сложным   построением,
называемым поперечным  М.,  основанным  на  пропорциональности  отрезков
параллельных линий, пересекающих стороны угла. М.,  в  которых  издаются
топографические и географические карты разных государств.
   В. В. В.
   Матейко (Ян-Алоизий Matejko, 1838 - 1893) - наиболее значительный  из
польских живописцев новейшего времени. Получив образование в  краковской
художественной школе и в венск. акд. худ., он,  с  самого  начала  своей
самостоятельной  деятельности,  посвятил  себя  вопроизведению  сцен  из
истории Польши, которые, с течением времени, получали в его картинах все
больший и больший драматизм, все более и  более  сильную  характеристику
действующих  лиц  и  положений   и   патриотическую,   иногда   чересчур
тенденциозную окраску. Рисунок у него весьма определенный,  выработанный
до мелочей, колорит блестящий,  но  впадающий  нередко  в  пестроту.  За
первою большою картиною М., обратившею на него общее внимание в 1867 г.,
"Варшавский сейм 1773 г.",  еще  излишне  беспокойной  по  композиции  и
краскам  и  как  бы  недолеланной,  следовали   другие,   более   зрелые
произведения его кисти. Главными в их  ряду  могут  считаться:  "Алхимик
Сендзивой  пред  Сигизмундом  III",  "Призвание  Владислава  Мудрого  на
царство",  "Придворный  шут  короля  Сигизмунда",   "Люблинская   уния",
"Русские послы просят Стефана Батория о  мире",  "Ян  Вильчек  во  время
защиты  бенедиктинского  монастыря  от  Матвея  Корвина",  "Молитва  Яна
Собеского пред битвою с  турками",  "Освящение  Сигизмундова  колокола",
"Убийство кор. Пржемысла в XV в.",  "Битва  при  Танненберге  1410  г.",
"Падение  Варны",  "Альбрехт  Бранденбургский,  присягаюищй  в  верности
королю Сигизмунду I" и  "Ян  Собеский  под  Веною,  во  время  осады  ее
турками". М. пользовался известностыо во всей Европе и  великим  почетом
среди своих соотечественников. С 1873 г. он  был  директором  краковской
художественной школы.
   А. С - в.
   Материализм - философская система, приписывающая действительное бытие
одной только материи, т. е.  совокупности  протяженных  и  непроницаемых
частиц, и  отрицающая  всякую  самостоятельность  в  явлениях  духовного
порядка.
   I. История М. Материалистическое направление, вполне  соответствующее
естественному, некритическому мышлению,  весьма  распространено  во  все
времена и  у  всех  народов,  имеющих  или  имевших  философию.  Внешняя
простота  и  наглядность  М.   подкупает   мышление   и   удовлетворяет,
по-видимому, философскому требованию единства системы или принципа; этим
и объясняется широкое распространение М. Истории  в  настоящем  значении
этого слова у М. нет, ибо история предполагает развитие одного и того же
принципа, а именно развития-то в М. и нет. Принципы, выставленные  более
2000 лет тому назад,  повторяются  и  современными  материалистами,  без
существенного изменения. М., в этом смысле,  самая  устойчивая  система;
эта  черта  особенно  поражает,   если   сравнить   М.   с   чрезвычайно
разнообразными идеалистическими системами. Родоначальником М.  в  Греции
считают Левкиппа и его ученика  Демокрита,  который  с  полной  ясностью
выразил принципы М., т. е. реальность  атомов  и  пустого  пространства.
Атомы, т. е. неделимые,  но  занимающие  пространство  частицы  материи,
отличаются друг от друга только  количественно,  по  величине,  форме  и
распорядку. Душевные явления не  отличаются  от  телесных:  душа  -  это
круглый атом. За М. следует  признать  некоторую  заслугу,  состоящую  в
выяснении общего и необходимого характера законов природы.  Но,  подобно
тому, как в древней Греции М. Демокрита является эпизодом,  не  играющим
важной роли в общем ходе развития греческой философии, так  и  позже  М.
остается  только  эпизодом,  едва  заметным  при  общем  идеалистическом
характере новой философии. Демокритовская философия  отразилась  отчасти
на стоицизме, в более значительной мере - на эпикуреизме; тем  не  менее
ни Эпикура, ни стоиков  нельзя  назвать  материалистами.  У  Эпикура  на
первом плане  стоят  этические  вопросы;  у  стоиков  материалистические
элементы  значительно  смягчены  пантеистическими.  Скорее  всего  можно
считать Лукреция Кара, в его поэме  "De  rerum  natura",  представителем
чистого М.  В  перипатетической  школе  после  Теофраста  заметен  также
поворот  к  М.  В   средние   века   господство   христианской   религии
препятствовало  развитию  М.  Напрасно  некоторые  называют  Тертуллиана
материалистом:  для  него  материя  не  есть   абсолютный   принцип,   а
производный, зависимый. В эпоху Возрождения  следует  различать  двоякое
течение  философии:  первое  же   дает   только   восстановить   древние
философские системы в их истинном виде, второе содержит в  себе  зачатки
нового   мировоззрения.   В   первом   течении   можно    подметить    и
материалистческую струю, второе почти целиком проникнуто пантеистическим
оттенком, ничего общего с М. не имеющим.  Гассенди,  стоящий  на  рубеже
между эпохой Возрождения и временем  новой  философии,  является  полным
восстановителем древнего М., в форме эпикурейской философии. Обыкновенно
и Гоббса считают материалистом, но без достаточного основания, ибо Гоббс
в двух существенных пунктах отступает от положений М. Во-первых, Гоббс -
противник  атомистической  теории;  во-вторых,  в  теории  познания   он
приближается к субъективизму.  По  словам  Ланге,  "Гоббс  настолько  же
возвышается над М., насколько Протагор - над Демокритом". В XVIII в.  мы
встречаемся с представителями настоящего  М.  в  лице  Пристлея,  в  его
сочинении "Disquisitions of  matter  and  spirit",  и  Гольбаха,  сочин.
которого: "Systeme de  la  nature"  (1770)  считается  евангелием  М.  В
грубейшей форме М. выразился у Ламеттри, в его "L'homme machine" (1748).
Наконец,  в  половине  XIX  в.,  вслед  за   развитием   естествознания,
появляются представители М. (Бюхнер, Фогт,  Молешотт,  Чольбе  и  Ноак),
которые  утверждают,  что  М.  есть  единственная  философская  система,
согласная с научными данными и построенная на научной почве.  Господство
М. в 50-х и 60-х годах совпало с эпохой падения крупных  идеалистических
систем и пренебрежения ко всякой философии вообще. Усиление философии  и
психологии с начала 70-х годов уменьшило значение М., который  и  в  XIX
ст. является лишь эпизодом, не имевшим большого значения. Особенно важны
в этом отношении те заявления против М., которые  раздались  со  стороны
представителей  частных   наук:   таковы,   напр.,   брошюры   физиолога
ДюбуаРаймона "О границах познания природы" и "Семь мировых  загадок",  в

Страницы: «« « 1718   1719   1720   1721   1722   1723   1724   1725   1726  1727   1728   1729   1730   1731   1732   1733   1734   1735   1736  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь