Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1714   1715   1716   1717   1718   1719   1720   1721   1722  1723   1724   1725   1726   1727   1728   1729   1730   1731   1732  » »»

Достопочтенного, хотя принадлежность их  названным  лицам  оспаривается.
Позже явились М. лионского диакона Флора (ок. 800 г.), Рабана Мавра (ок.
845 г.) и Ноткера (Balbulus;  умер  в  912  г.).  По  распоряжению  папы
Григория XIII знаменитый Бароний составил всеобщий М., о мучениках  всех
стран и народов (Рим, 1536), дополненный и вновь  изданный  Росвейдом  в
1613 г.  Впоследствии  М.  стал  входить  в  общий  состав  святцев  или
церковных месяцесловов, где повествования о мучениках размещаются наряду
с биографиями других святых - преподобных и т. д.
   Мартос (Иван Петрович) - знамен. русский скульптор, род.  около  1750
г. в Полтавской губ., принят в воспитанники имп. акд. в первом  году  по
ее учреждении (в 1764), окончил курс в 1773 г. с мал. золотой медалью  и
отправлен в Италию, в качестве пенсионера акд. В Риме усердно  занимался
своею отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в
мастерской  П.  Баттони  и  с  антиков,  под  руководством  Р.   Менгса.
Возвратился в СПб. в 1779 г. и тотчас же  был  определен  преподавателем
ваяния в акд., а в 1794 г. был уже старшим  профессором,  в  1814  г.  -
ректором и, наконец,  в  1831  г.  -  заслуженным  ректором  скульптуры.
Императоры Павел I, Александр I  и  Николай  I  постоянно  поручали  ему
осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными  работами
М. составил себе громкую известность не только в России, но  и  в  чужих
краях. Умер в СПб., 5  апр.  1835  г.  Простота  и  благородство  стиля,
правильность рисунка, отличная лепка форм человеческого  тела,  искусная
укладка драпировок и добросовестное исполнение не только  существенного,
но и деталей  -  составляют  отличительные  черты  произведений  М.,  до
некоторой степени напоминающих Канову, но  не  столь  идеалистических  и
грациозных; как работы этого мастера; в композиции барельефов,  особенно
многосложных, он стоял наравне с первостепенными скульпторами  новейшего
времени. В ряду работ М., главные: колоссальная бронзовая статуя  Иоанна
Крестителя, украшающая собою портик Казанского собора  в  СПб.;  большой
барельеф: "Моисей источает воду  из  камня",  над  одним  из  прездов  в
колоннаде этого храма;  памятник.  вел.  княг.  Александре  Павловне,  в
дворцовом парке г. Павловска; монумент Минину и кн. Пожарскому в  Москве
- самое важное из всех произведений художника (1804 - 18);  колоссальная
мраморная статуя Екатерины II, в зале московского дворянского  собрания;
такой же бюст имп. Александра I,  изваянный  для  спб.  биржевого  зала;
памятники имп. Александра I в Таганроге, герц.  Ришелье  в  Одессе,  кн.
Потемкина в  Херсоне,  Ломоносова  в  Холмогорах;  надгробные  памятники
Турчанинова  и  кн.  Гагариной  в  Александро-Невской  лавре,  и  статуя
"Актеон", исполненная из бронзы для Петергофского сада и затем несколько
раз повторенная художником.
   А. С - в.
   Мартышки  (Cercopithecus)  -  род  обезьян  Старого   Света   (именно
африканских)  -   небольшие   обезьяны   с   стройным   телом,   тонкими
конечностями, длинным болбшим  пальцем  передних  конечностей,  большими
защечными мешками и большими седалищными мозолями, выдающейся (менее чем
у макаков) мордой, длинным хвостом без кисти  на  конце.  Крайне  живые,
подвижные  и  общительные  животные,  живут  в   лесах,   стадами,   под
предводительством  вожака-самца;  часто  делают  нападения  на  поля   и
приносят местами очень чувствительный вред. Они легко приручаются, очень
понятливы, легко выживают  и  размножаются  в  неволе.  Монгаб  (С.  или
Cercocebus  fuliginosus  Geoffr.)  сверху  тусклого  черного,  снизу  от
шиферно-серого до желтовато-белого цвета, лицо и  руки  черные,  верхние
веки белые, длина тела до 65 стм., хвост до  60.  Зап.  Африка.  Зеленая
обезьяна (С. sabaeus F. Cuv.),  зеленовато-серая  с  черными  крапинами,
брюшная сторона беловатая, лицо, уши, руки черные; длина тела 48,  хвост
64  стм.  Вост.  Африка,  малоотличающаяся  от  нее   форма   (вероятно,
разновидность), и в зап. Мона (С. moha  Erxl.),  на  верхней  стороне  и
боках каштаново-бурая, верхняя  часть  головы  желто-зеленая  с  черными
крапинками, над глазами  серая  светлая  поперечная  полоса,  бакенбарды
желто-белые, грудь, брюхо и  внутренняя  сторона  рук  белые;  такой  же
величины.
   Н. Кн.
   Марш (ит. - marcia, франц. - marche, от франц. marcher - идти) -  род
музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей,
преимущественно  войска.  М.  пишется  в  четыре  четверти  или  2/4   в
двухколенном или коленном  складе,  с  трио.  Ритм  должен  быть  ясный,
простой  и  энергичного  характера.  Смотря  по  скорости  движения,  М.
получает разные названия. Церемониальный М., в 4/4 медленнее скорого М.,
который пишется в  2/2  или  в  4/4  alla  breve.  Похоронный  М.  имеет
одинаковые движения с церемониальным или еще более медленные. М. -  один
из главных элементов военной музыки. Похоронный М. пишется в  миноре,  a
триo в мажоре; другие М. пишутся  в  мажоре.  Форма  М.  применяется  не
только  в  полковой  музыке,  но  и  во  всякой  другой.  Она   получила
художественную обработку в операх,  напр.  коронационный  М.  в  "Иоанне
Лейденском" Мейербера, М. в "Тангейзере" Вагнера, шествие в "Лоэнгрине",
у Моцарта  в  "Волшебной  флейте",  М.  цыган  в  "Прециозе"  Вебера,  у
Бетховена в "Фиделио", у Глинки М. Черномора, у Серова  в  "Рогнеде",  у
Чайковского в "Орлеанской деве", у Рубинштейна в "Нероне".  Кроме  того,
форма М. встречается в  симфониях,  напр.  в  военной  симфонии  Гайдна,
Marcia funebre в героической симфонии Бетховена,  у  Шопена,  в  сонатах
Бетховена, в симфонии Шпора "Die Weihe der Тonе", у Берлиоза  венгерский
М. в "Гибели Фауста", у Мендельсона свадебный М. в музыке "Сна в  летнюю
ночь". Существуют М. и как самостоятельные  симфонические  произведения,
напр.  коронационный  М.  Чайковского,  Kaiser-marsсh,  Huldigungsmarsch
Вагнера. Из вокальных М. особенно известна  марсельеза  .  Marciale  или
Marziale - музыкальный термин, требующий исполнения в характере М.
   Н. С.
   Маршалл (Альфред  Marshall)  -  англ.  экономист,  род.  в  1842  г.,
профессор политической экономии в Кембридже, напеч.: "The  economics  of
industry" (Л, 1879; 2 изд.  1881  -  в  сотрудничестве  с  женою);  "The
present posшtion of economics" (Лонд., 1885), "Principles of  economics"
(т. 1, Л., 1890; 2 изд.  1891),  "Elements  of  economics  of  industry"
(Лонд., 1892 - извлечение из предыдущего труда) и др.
   Масарик (Thomas Garique Masaryk) - проф. чешского  унив.  в  Праге  и
младочешский депутат, род. 1850 г., напеч.: "David Humes  Skepsis  etc."
(Вена, 1884); "Versuch einer Konkreteu Logik" (Вена, 1886) и др.
   Маски или по-старинному "личины", "хари" - пользовались и  пользуются
весьма широким распространением у самых  различных  народов,  начиная  с
первобытных и кончая наиболее  культурными.  На  изучение  их,  с  точки
зрения этнологии и истории культуры, в  последние  10  -  15  лет  стали

Страницы: «« « 1714   1715   1716   1717   1718   1719   1720   1721   1722  1723   1724   1725   1726   1727   1728   1729   1730   1731   1732  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь