|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 » »» создавал из неясных намеков цельные характеры. Благодаря таким приемам,
обличающим в М. истинного художника, драматическая хроника превратилась
под его рукой в настоящую историческую драму, с правильным, осмысленным
внутренними мотивами развитием действий, с благодарными драматическими
положениями и мастерски очерченными характерами. Задуманной М. реформе
английской драмы не мало способствовал введенный им стихотворный размер,
совершенно изменивший драматическую дикцию. Замена рифмы белым стихом
имела весьма важное значение в истории развития английской драмы.
Обязательная рифма, как это видно на примере французской так наз.
ложно-классической трагедии, стесняла фантазию поэта, заставляла его на
каждом шагу жертвовать мыслью форме, тогда как введенный М. гибкий и
плавный пятистопный белый ямб сразу дал англ. народной драме
естественность, простоту и свободу. Блистательная драматическая карьера
М. была прервана самым трагическим образом. В бытность свою в Депфорде,
маленьком городке на Темзе, он поссорился в таверне, за ужином, с своим
собутыльником Арчером. Вспыльчивый М. выхватил кинжал и бросился на
Арчера, который отразил удар и направил кинжал М. в его собственный
глаз. Поэт умер через несколько часов, в страшных мучениях. Если принять
в соображение, что М. погиб не достигши и тридцати лет, в том возрасте,
когда Шекспир не написал еще ни одного из своих великих произведений, то
нельзя не удивляться силе его гения и тому, что в короткое время он
успел сделать так много для развития английской драмы. Без преувеличения
можно сказать, что он расчистил дорогу самому Шекспиру. Свод сведений о
М. можно найти в книге Н. Стороженко, "Предшественники Шекспира", и в XX
выпуске "Истории всеобщей литературы" Корша и Кирпичникова. См. также
Ward, "English Dramatic Literatur"(T. 1, 1875); Saintsbury, "Elizabethan
Literature" (Л. 1887); Symonds, " Shakspeares Predecessors" (1884);
Ulrici, "Shakspeares Dramcitische Kunst" (1-ый т.); Fiscker, "Zur
Charakteristik der Dramen Marlowe" (Лпц. 1889); Heinemann, "An Essay
towards a Bibliography of Marlowe's Faustus" (Л. 1884); Faligan, "De
Marlowianis Fabulis" (П. 1888); Kellner, "Zur Sprache Christopher
Marlowe" (Вена, 1888). Произведения М. издавались много раз; лучшее их
издание принадлежит Дейсу ("Marlowe's Works", Л., 1850). На русском яз.
есть перевод "Фауста", сделанный Минаевым - слишком вольный ("Дело",
1876, май), и весьма удовлетворительный перевод "Эдуарда II",
принадлежащей г-же Радиславской (журнал "Искусство" за 1885 г.).
Содержание "Мальтийского Жида" изложено очень обстоятельно и со
множеством выписок в статье Уварова о М. ("Русское Слово", 1859, ј 2 и
3).
H. Стороженко.
Марс (Mars, Mamers, Mavors, Marmar, Maurs) - считался одним из
коренных италийских божеств, которому поклонялись на всем протяжении
Италийского полуова, а позже - и в провинциях, где культ аналогичных
туземных божеств слился с культом национального италийского бога. Раньше
всего М. был богом весны, на что указывают праздники его, падавшие на
весну и особенно на месяц март, названный его именем. Были в честь М.
праздники и в другие теплые времена года, т. е. летом и осенью.
Почитание М. продолжалось, таким образом, целых 8 месяцев, которые, по
своей важности сравнительно с коротким и бесполезным для поселянина
зимним временем года, составляли в сущности год. Как представитель
растительной силы природы за год, М. считался богом года, годового
благоденствия (аnnona, от annus = год). Отсюда понятна связь его с
богиней Анной, которая дала голодным плебеям хлеба по выселении их на
Mons Sacer. 12 щитов М. - символическое изображение 12 месяц. года. Как
божество, рождающееся для борьбы с холодом и мертвыми силами природы, М.
получает атрибуты бога войны. Он должен бороться с демонами зимы и с
самого же рождения своего вооружается на борьбу. В связи с этим стоят
щиты и военный характер религиозных движений салиев. Как раз во время 8
теплых месяцев, посвященных М., происходили военные действия,
заканчивавшиеся в день последнего празднества М. 19 октября. Уже после
Катона значение М., как бога земледелия, растительной силы природы и
болезней, перешло к божествам Церере, Либеру и Эскулапию, а за М.
осталось значение бога войны. К военным атрибутам бога, кроме щитов,
относятся копья (hastae). Как военный бог (солдат и гладиаторов), он
имеет эпитеты: gradivus, conservator, custos, adsertor, victor,
invictus, militaris, campester, propugnator, pacifer, ultor. М. считался
еще богом-родоначальником городов и племен (patrvoV и archgethV) и в
этом смысле назывался Mars pater, Mars piter (Maspiter), Quirinus Pater.
Миa об основании Рима называет его отцом Ромула. Он же был одним из
немногих боговпредсказателей, дававших людям оракулы. Как
бог-предсказатель (сперва погоды, а затем и вообще будущего), он - дед
Фавна и отец Пика. Корень mar (ср. marmairw - сверкаю, marmor - блеск)
показывает, что М. - бог света и солнца, в этом отношении близки по
значению к Аполлону. На их взаимную близость указывает одинаковость их
символических значений и атрибутов (см. Rosсher, "Apollo and Mars",
1878). Из храмов М.: известны особенно храм у подошвы Палатина или Сuria
Saliorum (Salii Palatini) - в честь Mars Gradivus; Ara Martis - на
Марсовом поле; храм при Porta Саpena; храм при Circus Flaminius; храм в
честь Mars Ultor, на forum Augustum. Из жрецов М. известны салии и
flamen Martialis. См. Весker, "Topographie der Stadt Rom" (1849 - 68);
Gilbert, "Geschichte und Topographie der Stadt Rom." (Лпц., 1883 - 90);
Marquardt, "Handbuch der Romischen Altertumer" (Лпц., т. 6, 1886);
Preller-Jordan, "Romische Mythologie" (1881, т. 1, 332 - 369); Usener,
"Italische Mythen".
Н. О.
Марс - большая планета солнечной системы, известная со времен
глубокой древности; красноватый цвет ее издавна привлекал на себя
внимание наблюдателей и она получила имя бога войны. Видимый диаметр М.,
в зависимости от перемен расстояния от земли, меняется в пределах от
3",6 до 24",5; истинный же диаметр равен 0,53 диаметра земли, т. е.
около 6600 км. Масса М. составляет только 0,105 массы земли и потому
плотность этой планеты равна лишь 0,71 плотности земли, или в 3,91 раза
больше плотности воды. Альбедо, или способность отражать свет равна
0,26. Орбита М. обхватывает орбиту земли, так что планета может быть
видима во всех частях неба; среднее расстояние от солнца или большая
полуось орбиты равна 1,52 фт. расстояние земли от солнца; эксцентриситет
орбиты равен 0,09, а наклонность к эклиптике 1ё51'. При изучении
движения М. Кеплер открыл законы движения планет около солнца. Самое
благоприятное время для наблюдения - во время противостояний, когда
планета видна в полночь в меридиане и когда расстояние ее от земли
Страницы: «« « 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |