Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1712   1713   1714   1715   1716   1717   1718   1719   1720  1721   1722   1723   1724   1725   1726   1727   1728   1729   1730  » »»

создавал из неясных намеков цельные характеры. Благодаря таким  приемам,
обличающим в М. истинного художника, драматическая хроника  превратилась
под его рукой в настоящую историческую драму, с правильным,  осмысленным
внутренними мотивами развитием действий, с  благодарными  драматическими
положениями и мастерски очерченными характерами. Задуманной  М.  реформе
английской драмы не мало способствовал введенный им стихотворный размер,
совершенно изменивший драматическую дикцию. Замена  рифмы  белым  стихом
имела весьма  важное  значение  в  истории  развития  английской  драмы.
Обязательная рифма, как  это  видно  на  примере  французской  так  наз.
ложно-классической трагедии, стесняла фантазию поэта, заставляла его  на
каждом шагу жертвовать мыслью форме, тогда как  введенный  М.  гибкий  и
плавный  пятистопный  белый  ямб  сразу   дал   англ.   народной   драме
естественность, простоту и свободу. Блистательная драматическая  карьера
М. была прервана самым трагическим образом. В бытность свою в  Депфорде,
маленьком городке на Темзе, он поссорился в таверне, за ужином, с  своим
собутыльником Арчером. Вспыльчивый М.  выхватил  кинжал  и  бросился  на
Арчера, который отразил удар и направил  кинжал  М.  в  его  собственный
глаз. Поэт умер через несколько часов, в страшных мучениях. Если принять
в соображение, что М. погиб не достигши и тридцати лет, в том  возрасте,
когда Шекспир не написал еще ни одного из своих великих произведений, то
нельзя не удивляться силе его гения и тому,  что  в  короткое  время  он
успел сделать так много для развития английской драмы. Без преувеличения
можно сказать, что он расчистил дорогу самому Шекспиру. Свод сведений  о
М. можно найти в книге Н. Стороженко, "Предшественники Шекспира", и в XX
выпуске "Истории всеобщей литературы" Корша и  Кирпичникова.  См.  также
Ward, "English Dramatic Literatur"(T. 1, 1875); Saintsbury, "Elizabethan
Literature" (Л. 1887);  Symonds,  "  Shakspeares  Predecessors"  (1884);
Ulrici,  "Shakspeares  Dramcitische  Kunst"  (1-ый  т.);  Fiscker,  "Zur
Charakteristik der Dramen Marlowe" (Лпц.  1889);  Heinemann,  "An  Essay
towards a Bibliography of Marlowe's Faustus"  (Л.  1884);  Faligan,  "De
Marlowianis  Fabulis"  (П.  1888);  Kellner,  "Zur  Sprache  Christopher
Marlowe" (Вена, 1888). Произведения М. издавались много раз;  лучшее  их
издание принадлежит Дейсу ("Marlowe's Works", Л., 1850). На русском  яз.
есть перевод "Фауста", сделанный Минаевым  -  слишком  вольный  ("Дело",
1876,  май),  и  весьма   удовлетворительный   перевод   "Эдуарда   II",
принадлежащей  г-же  Радиславской  (журнал  "Искусство"  за  1885   г.).
Содержание  "Мальтийского  Жида"  изложено  очень  обстоятельно   и   со
множеством выписок в статье Уварова о М. ("Русское Слово", 1859, ј  2  и
3).
   H. Стороженко.
   Марс (Mars, Mamers,  Mavors,  Marmar,  Maurs)  -  считался  одним  из
коренных италийских божеств, которому  поклонялись  на  всем  протяжении
Италийского полуова, а позже - и в  провинциях,  где  культ  аналогичных
туземных божеств слился с культом национального италийского бога. Раньше
всего М. был богом весны, на что указывают праздники  его,  падавшие  на
весну и особенно на месяц март, названный его именем. Были  в  честь  М.
праздники и в  другие  теплые  времена  года,  т.  е.  летом  и  осенью.
Почитание М. продолжалось, таким образом, целых 8 месяцев,  которые,  по
своей важности сравнительно с  коротким  и  бесполезным  для  поселянина
зимним временем года,  составляли  в  сущности  год.  Как  представитель
растительной силы природы за  год,  М.  считался  богом  года,  годового
благоденствия (аnnona, от annus =  год).  Отсюда  понятна  связь  его  с
богиней Анной, которая дала голодным плебеям хлеба по  выселении  их  на
Mons Sacer. 12 щитов М. - символическое изображение 12 месяц. года.  Как
божество, рождающееся для борьбы с холодом и мертвыми силами природы, М.
получает атрибуты бога войны. Он должен бороться с  демонами  зимы  и  с
самого же рождения своего вооружается на борьбу. В связи  с  этим  стоят
щиты и военный характер религиозных движений салиев. Как раз во время  8
теплых  месяцев,   посвященных   М.,   происходили   военные   действия,
заканчивавшиеся в день последнего празднества М. 19 октября.  Уже  после
Катона значение М., как бога земледелия,  растительной  силы  природы  и
болезней, перешло к божествам  Церере,  Либеру  и  Эскулапию,  а  за  М.
осталось значение бога войны. К военным  атрибутам  бога,  кроме  щитов,
относятся копья (hastae). Как военный бог  (солдат  и  гладиаторов),  он
имеет  эпитеты:  gradivus,  conservator,   custos,   adsertor,   victor,
invictus, militaris, campester, propugnator, pacifer, ultor. М. считался
еще богом-родоначальником городов и племен (patrvoV  и  archgethV)  и  в
этом смысле назывался Mars pater, Mars piter (Maspiter), Quirinus Pater.
Миa об основании Рима называет его отцом Ромула.  Он  же  был  одним  из
немногих    боговпредсказателей,    дававших    людям    оракулы.    Как
бог-предсказатель (сперва погоды, а затем и вообще будущего), он  -  дед
Фавна и отец Пика. Корень mar (ср. marmairw - сверкаю, marmor  -  блеск)
показывает, что М. - бог света и солнца,  в  этом  отношении  близки  по
значению к Аполлону. На их взаимную близость указывает  одинаковость  их
символических значений и атрибутов  (см.  Rosсher,  "Apollo  and  Mars",
1878). Из храмов М.: известны особенно храм у подошвы Палатина или Сuria
Saliorum (Salii Palatini) - в честь  Mars  Gradivus;  Ara  Martis  -  на
Марсовом поле; храм при Porta Саpena; храм при Circus Flaminius; храм  в
честь Mars Ultor, на forum Augustum.  Из  жрецов  М.  известны  салии  и
flamen Martialis. См. Весker, "Topographie der Stadt Rom" (1849  -  68);
Gilbert, "Geschichte und Topographie der Stadt Rom." (Лпц., 1883 -  90);
Marquardt, "Handbuch der  Romischen  Altertumer"  (Лпц.,  т.  6,  1886);
Preller-Jordan, "Romische Mythologie" (1881, т. 1, 332 -  369);  Usener,
"Italische Mythen".
   Н. О.
   Марс  -  большая  планета  солнечной  системы,  известная  со  времен
глубокой древности;  красноватый  цвет  ее  издавна  привлекал  на  себя
внимание наблюдателей и она получила имя бога войны. Видимый диаметр М.,
в зависимости от перемен расстояния от земли,  меняется  в  пределах  от
3",6 до 24",5; истинный же диаметр равен  0,53  диаметра  земли,  т.  е.
около 6600 км. Масса М. составляет только 0,105  массы  земли  и  потому
плотность этой планеты равна лишь 0,71 плотности земли, или в 3,91  раза
больше плотности воды. Альбедо,  или  способность  отражать  свет  равна
0,26. Орбита М. обхватывает орбиту земли, так  что  планета  может  быть
видима во всех частях неба; среднее расстояние  от  солнца  или  большая
полуось орбиты равна 1,52 фт. расстояние земли от солнца; эксцентриситет
орбиты равен  0,09,  а  наклонность  к  эклиптике  1ё51'.  При  изучении
движения М. Кеплер открыл законы движения  планет  около  солнца.  Самое
благоприятное время для наблюдения  -  во  время  противостояний,  когда
планета видна в полночь в меридиане  и  когда  расстояние  ее  от  земли

Страницы: «« « 1712   1713   1714   1715   1716   1717   1718   1719   1720  1721   1722   1723   1724   1725   1726   1727   1728   1729   1730  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь