Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1758   1759   1760   1761   1762   1763   1764   1765   1766  1767   1768   1769   1770   1771   1772   1773   1774   1775   1776  » »»

головного мозга непрерывно продолжаются на  спинной,  но  воспалительные
процессы поражают независимо друг от друга головной  или  спинной  отдел
их;  лишь  при  особой   заразной   форме,   известной   под   названием
эпидемического цереброспинального менингита, всегда поражаются  оболочки
и головного, и  спинного  мозга.  Однако,  воспаления  твердой  мозговой
оболочки, а также мягкой оболочки спинного  мозга  редко  встречаются  в
форме самостоятельного заболевания, и наблюдаются большей частью в связи
с поражениями самого головного или  спинного  мозга.  Только  воспаление
мягкой оболочки головного мозга в этом отношении составляет  исключение,
встречаясь довольно  часто  в  виде  самостоятельной  болезни,  и  когда
говорят о М. для более подробного обозначения, то  разумеют  обыкновенно
именно  эту  болезнь.  Ввиду  того,   что   мягкая   мозговая   оболочка
непосредственно  прилегает  к  мозговой  ткани,  воспаление  ее   всегда
отражается на последней, а также на кровообращении всего мозга, и потому
М. всегда принадлежит к опаснейшим для жизни заболеваниям.  Значительная
часть случаев М. быстро приводит к  смертельному  исходу,  и  во  многих
других случаях, особенно у детей, М.  оставляет  за  собой  неисправимую
задержку умственного развития.
   П. Р.
   Менниппова сатира (Satire  Menippee)  -  так  в  подражание  Мениппу,
назван политический памфлет нескольких авторов, поэтов и ученых  XVI  в.
против Лиги (изд. 1594 г.). М. осмеивает,  в  виде  сочиненных  авторами
сатиры показаний лигистов, претензии вождей лиги, их  лицемерие,  смесь'
ханжества, трусости и вероломства их монахов, превратившихся  в  воинов.
М. представляет отрывки и прозаические, и стихотворные, и даже на разных
языках; в ней встречаются некоторые из лучших стихотворений конца XVI в.
Политическое влияние ее  на  непредубежденную  часть  нации  было  очень
велико: она как бы расчистила путь Генриху IV. Авторы М.: поэты и ученые
Gilles Durand, Jean Passerat и Florent Chretien, член парламента Jacques
Gillot, юрисконсульт Pierre  Pithou,  каноник  Pierre  Le  Roy  и  прево
коннетабля Nicolas Rapin.
   Меннониты - одна  из  протестантских  сект,  получившая  название  от
своего  основателя,  Симониса  Меннона  (1496  -  1561),  голландца   по
происхождению. Сначала Меннон  был  сельским  католическим  священником,
причем, по собственному его признанию (в  автобиографии),  не  отличался
благочестием  и  любил  светские  развлечения.  О  воспитании   его   не
сохранилось сведений; он не был ученым богословом, но свободно писал  на
латинском языке. В 1531 г. в Леенвардене ему  пришлось  быть  свидетелем
ужасных казней анабаптистов; от сострадания к ним он перешел к убеждению
в их правоте, ссылаясь при  этом  на  Библию,  чтением  которой,  как  и
сочинений Лютера и других  протестантских  богословов,  он  с  особенным
усердием занялся. Когда, в 1535 г., при взятии войсками  монастыря  близ
Доккума, которым завладели анабаптисты, был убит его брат,  находившийся
в числе последних, Меннон, после мучительной внутренней борьбы,  открыто
отрекся от католичества и  вошел  в  сношения  с  анабаптистами.  Приняв
главные пункты их учения, Меннон  отверг  политическое,  воинствующее  в
мире  назначение  церкви,  которое   проповедовали   Мюнстер   и   Иоанн
Лейденский,  и  написал  резкое  сочинение  против  последнего   и   его
притязаний  на  "царство".  Исключительно  религиозный  характер  учения
Меннона, почти тождественного с догматикой  анабаптистов  (отчего  М.  и
доселе  часто  отождествляются  с  анабаптистами),  составляет   главное
отличие   меннонитства   от   анабаптизма.   Приняв    перекрещение    и
"рукоположение" от одного из анабаптистск. "апостолов", Оббона  Филиппа,
Меннон  выступил  в  качестве  "странствующего  проповедника"  и  вскоре
привлек к себе последователей, организовал обширные общины в Фрисландии,
Кельне, южной Германии, Мекленбурге, а в 1543 г. принял на  себя  звание
"епископа" всех М. После богословского состязания с  одним  из  учеников
Лютера, Иоанном Лоска, Меннон  издал  два  сочинения:  "О  вочеловечении
Спасителя"  и  "О  крещении".  Результаты  собора,  созванного  им   для
рассуждения о церковной дисциплине М., Меннон изложил в весьма  гуманном
сочинении: "Об отлучении от церкви Христовой".  Пять  лет  пробыл  затем
Меннон в  нынешних  русск.  прибалтийских  губ.,  с  целью  проповеди  и
организации  меннонитских  общин,   и   здесь   написал   главное   свое
догматическое  соч.  -  "О  Троице"  (против   унитариев),   в   котором
утверждает, что взаимное отношение  лиц  Св.  Троицы  составляет  тайну,
предмет верования, а не рассуждения. - Последующая история меннонитства,
до XIX ст., представляет не что иное,  как  историю  постоянной  борьбы,
внешней - с католиками и протестантами,  внутренней  -  между  партиями,
образовавшимися  в  самом  меннонитстве.  Существование  секты  не  было
признано ни в Германии, ни в Нидерландах, и сектанты могли собираться на
богослужение лишь тайно, под опасением казни. Голова самого Меннона была
оценена в 1540 г. Карлом V, и  он  должен  был  скрываться  в  потаенных
местах. Большинство его последователей,  избегая  гонений  в  отечестве,
воспользовалось приглашением  заняться  работами  по  осушению  болот  в
Пруссии, между Данцигом, Эльбингом и Мариенбургом. Когда эта работа была
ими исполнена с полным успехом, означенная территория,  находившаяся  во
власти короля польского, была отдана им в полное владение. Не ранее  как
в 1780 г. на них наложена была подать в 5000 талеров, а в 1790 г. у  них
отнято было право приобретать здесь земельную собственность. - Во  время
гонений между М. оказалось много "падших", т. е.  отрекшихся  от  своего
вероисповедания. Когда гонение утихло, возник спор об отношении "церкви"
к  этим  падшим.  Все  общество  М.  разделилось  по  этому  вопросу  на
"радикалов",   под   предводительством   Филиппа   Дирка,    требовавших
безусловного отвержения падших церковью, и "умеренных", соглашавшихся на
их  воссоединение.  Победа  осталась  на  стороне   радикалов,   и   все
"умеренные" собором были отлучены от церкви, несмотря на то, что к  этой
партии  принадлежал  сам  Меннон.  Тогда  "умеренные",  соединившись   с
нидерландскими  М.,  образовали  особую,  весьма  многочисленную   секту
"либеральных тауфгезиннтов" (Taufgesinnten), название же М. осталось  за
радикалами.  Впоследствии  строгих  М.  стали  называть  утонченными,  а
либеральных - грубыми М.  Радикалы  потребовали  от  Меннона,  чтобы  он
произнес проклятие на либералов, и М. уступил, написав в свое оправдание
второе  сочинение  "Об  отлучении",  за   которое   два   тауфгезинтских
проповедника  -  Цилис  и  Леммекен   -   провозгласили   своего   вождя
"изменником".  Меннон  отвечал  им  анафемой,  но  пред  смертью  сказал
окружавшим: "не будьте слугами людей, как я". Со времени смерти  Меннона
до  1572  г.   М.   в   Нидерландах   снова   подвергались   жесточайшим
преследованиям. Перекрещивание, отрицание присяги, уклонение от  военной
службы - эти "догматы" Меннона вызывали общую ненависть даже  в  народе,
считавшем  М.  противниками  не  только  церкви,   но   и   государства.

Страницы: «« « 1758   1759   1760   1761   1762   1763   1764   1765   1766  1767   1768   1769   1770   1771   1772   1773   1774   1775   1776  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь