Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1910   1911   1912   1913   1914   1915   1916   1917   1918  1919   1920   1921   1922   1923   1924   1925   1926   1927   1928  » »»

носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением
к ветхозаветным образам. В то время, как князья Средней Германии собрали
военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и продвигались к центру
влияния  М.,  он  ждал  появления  из-за  гор  франконских  крестьян   и
пересылался с югом. Наконец, он  решился  выйти  на  встречу  княжескому
войску при Франкенхаузене во главе 8000 крестьян, большей  частью  плохо
вооруженных и без конницы. На требование выдать  М.  крестьяне  ответили
отказом; он обратился к ним еще раз с горячим  воззванием,  уверяя,  что
Бог отклонит  от  них  выстрелы.  Во  время  битвы,  кончившейся  полным
разгромом крестьян, М. потерялся и  скрылся  в  городе;  но  его  нашли,
пытали и обезглавили. О М.,  помимо  сочинений,  относящихся  к  истории
крестьянского восстания, см. Strobel, "Leben, Schuiften  u.  Lehren  Th.
Muntzers" (1795); Seidemann, "Th. Munzer" (1842); Merx, "Th.  Munzer  u.
Rfeiffer" (1889). Мюссе (Alfred de  Musset)  -  знаменитый  франц.  поэт
(1810 - 57). С детства обнаруживал крайнюю нервность, доводившую его  до
припадков. Он изучал сначала юриспруденцию,  потом  медицину,  но  скоро
бросил занятия и отказался от всякой профессии. Первые стихотворения  М.
написаны под влиянием романтич. "cenacle", в котором  царствовали  тогда
Гюго,  Виньи,  Сент-Бев,  Шарль  Нодье  и  братья  Дешан.   Но   влияние
романтической школы было преходящим в творчестве  М.  Он  заплатил  дань
увлечению Испанией условной живописностью шелковых лестниц  и  потаенных
входов в "Don Paez" и "Contes d'Espagne et  d'ltalie",  но  вскоре  стал
позволять себе иронические выходки  против  романтиков  ("Ballade  a  la
lune") и окончательно порвал со  своими  первыми  учителями  в  "Pensees
secretes  de  Raphael".  После  романтич.   периода   наступил   второй,
отмеченный  разочарованностью   и   скептицизмом:   к   нему   относятся
драматические поэмы: "La Coupe et les  Levres"  и  "A  quoi  revent  les
jeunes filles", а также  "Namouna".  В  первой  из  этих  пьес  намечена
любимая  идея  М.,  что  разврат  бесповоротно  губит  душу   и   делает
невозможным  возвращение  к  чистоте  юношеских  чувств;   в   "Namouna"
сказывается легкомысленная философия  разочарованного  светского  жуира,
очень остроумная и блестящая;  "A  quoi  revent  les  jeunes  filles"  -
поэтический "marivaudage", где легкая скептическая улыбка автора придает
грустный оттенок наивной поэзии сюжета. Характер  поэзии  М.  совершенно
меняется в 3-м периоде  его  творчества,  когда,  после  легкомысленного
разгула первой юности, он узнает  первую  глубокую  любовь,  сделавшуюся
роковой для всей его жизни. В 1833 г. он встретился впервые с Жорж  Санд
- и дарование его вполне окрепло под влиянием страдания  и  страсти.  Во
всех документах, относящихся к истории этой связи,  рисуется  неровность
характера М., его капризы, припадки ревности, чередующиеся  с  периодами
обожания;  но  главная  причина  печальной   развязки   любовной   драмы
заключается в том взвинчивании  своих  чувств  на  недосягаемую  высоту,
которым  оба  были  постоянно  заняты.  Жорж  Санд  первой  надоела  эта
метафизическая  любовь,  и  она  оставила  М.  для  ничтожного   доктора
Паджелло; М. продолжал томиться жаждой неземных ощущений и всю жизнь  не
мог излечиться от своей amour-passion. Вся дальнейшая поэзия М. отражает
ощущения его разбитой любви: "Rolla", "Les Nuits", "Lettre a Lamartine",
роман "Confession d'un enfant de siecle", все драмы  проникнуты  личными
настроениями,   придающими   творчеству    М.    обаяние    искренности.
Непосредственность  передачи  ощущений  обусловливает  другое   свойство
поэзии М.: он рисует всегда себя, и та двойственность, которая проникала
все его существо, отразилась и в его поэзии. Он был страстным обожателем
чистой любви, но, раз окунувшись в волны порока, ища  забвения,  не  мог
смыть с души пятна позора, падал все ниже, поднимаясь все выше  мечтами.
Таковы же все его герои: власть разврата над душой человека - постоянная
тема всех его драматических произведений, из которых особенного внимания
заслуживают "Lorenzaccio", "Caprices de Marianne",  "Fantasio",  "On  ne
badine pas avec l'amour" и др. Действие держится в них большей частью на
границе идиллического и трагического; под прикрытием легкого  юмора,  М.
затрагивает  самые  тонкие  струны  душевной  жизни.  Грация  диалога  и
поэтичность   отдельных   женских   фигур   отводят   этим    утонченным
психологическим  анализам  совсем  особое  место   среди   пьес   нового
французского театра. Отчаяние раздвоенной души  выражено  с  необычайной
силой и страстностью в "Rolla". В душе  самого  М.  жили  два  человека,
которых он изображает или двумя (как в "Caprices de  Marianne"),  или  в
одном  лице  циникасамоубийцы,  полного  презрения   к   себе.   Ту   же
двойственность своего "я" М. рисует и в "Nuit de Decembre".  Он  внес  в
французскую поэзию струю индивидуализма, сказавшуюся в  умении  обнажать
страдания души. В противоположность другим современным  ему  французским
поэтам, М. не отличается блеском  и  колоритностью  стиха  и  богатством
рифмы. Стих его в общем бледный, незвучный, но временами он  поднимается
на высоту истинной поэзии и выливается в вдохновенной, глубоко поэтичной
форме.  Таков  знаменитый  конец  "Nuit  de  Mai",  где  идет   речь   о
самоотвержении пеликана, таковы  стансы  "Lucie",  отдельные  эпизоды  в
"Lettre a  Lamartine",  "Souvenir"  и  некоторые  мелкие  стихотворения.
Внутреннее содержание поэзии М. имеет еще большее значение:  он  отразил
сложность  и  противоречивость  душевной  жизни  современного  человека,
отразил ее глубоко и правдиво, будучи сам настоящим  enfant  du  siecle;
поэтому он нам так близок и понятен  со  своими  переходами  от  высшего
идеализма  к  воспеванию  мимолетных  удовольствий,  со   своей   смесью
пессимизма,  цинизма  и  безграничной  нежности  души.  Эта  близость  к
душевной жизни своего века сделала  М.  одним  из  тех  любимых  поэтов,
которых не только читают, но много раз перечитывают и знают наизусть. Ж.
Леметр издал "Theatre de A. de M." (1891). См. о  М.:  Paul  de  Musset,
"Biographie" (П., 1877); Еm. Montegut, "Nos  morts  contemporains"  (П.,
1883); Sainte-Beuve, "Portr. contemp." (II); Taine, "Hist. de  la  litt.
angl."; Брандес (V т. "Hauptstromungen"); Uifalvy, "A.  de  M."  (1870);
Lindau, "A. de M." (Б., 1876); Oliphant,  "A.  de  M."  (Л.,  1890);  A.
Barine, "A. de M." (П., 1893, в коллекции "Grands ecrivains  franсais");
Soderman, "A. de M." (Стокгольм, 1894).
   З. Венгерова.
   Много мелких стихотворений из А. де М. переведено в русских  журналах
1840-х и последующих годов. А. Фетом переведена поэма  "Дюпон  и  Дюран"
("Рус. Вестник", 1881, кн. 11), П. Козловым -  "Ива"  ("Русская  Мысль",
1884, кн. 1) и "Намуна" (там же, кн. 1); есть еще  перевод  "Намуны"  Д.
Минаева,  "Отеч.  Записки",  1876,  кн.  10);  И.  Минским   -   "Лючия"
("Загранич. Вестник", 1882, кн. 5); Н. Облеуховым
   - "Ночи" (М., 1895); Н. Грековым - "Ролла" (М., 1864); А. Мысовскою -
"Октябрьская ночь"  и  др.  стихотворения  в  "Пантеоне  Литературы"  А.
Чудинова (1888, кн. 7 - 8 и 12). Переведены также комедии и пословицы М.

Страницы: «« « 1910   1911   1912   1913   1914   1915   1916   1917   1918  1919   1920   1921   1922   1923   1924   1925   1926   1927   1928  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь