Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1903   1904   1905   1906   1907   1908   1909   1910   1911  1912   1913   1914   1915   1916   1917   1918   1919   1920   1921  » »»

Старейший сборник хедисов - "Моватта", Малика ибн-Анеса (760 г.); за ним
последовало шесть других, из которых особенно важен сборник  эль-Бохария
(ум. 869 г.) и Мослима (ум. 874); печ.  изд.  в  Булаке  и  Лейдене.  На
основании преданий арабы конца  I  в.  гиждры  стали  писать  летописные
биографии пророка (Мьюр, I, LXXXIX), но мы знаем из них  только  цитаты,
помещенные,   напр.,   в   "Исабе"   ибнХижра   (XV   в.),   драгоценном
биографическом словаре сподвижников М. (часть начал издавать Шпренгер, в
Кальк.). Из дошедших до нас биографий М. древнейшая - ибнИсхака (ум. 768
г.), которую Нельдеке ("Gesch. d. Qor.", XIV) ставил выше всех других  и
только Шпренгер подвергает строжайшей критике. Труд ибн-Исхака дошел  до
нас в редакции ибн-Хишама (ум. 830):  "Сирет-ор-ресуль";  арабское  изд.
Вюстенфельда (Геттинген, 1857, 1858, 1859,  1860),  нем.  перевод  Вейля
(Штуттг., 1864), конспект у Бартелеми. Ибн-Хишам,  по  его  собственному
сознанию, исключил из ибн-Исхака места, которые компрометируют  пророка;
но непосредственные извлечения из ибн-Исхака  даны  у  Таберия  (изд.  в
Лейд., см. ниже). Современник ибн-Хишама, ученый библиоман Вакыдий  (ум.
823), составил "Китаб оль мегази", т. е.  историю  М.  после  бегства  в
Медину; часть ее напечатана Кремером в Калькутте ("Bibl. Indica",  1855-
1856); есть сокращ. нем.  пер.,  с  примеч.,  Велльгаузена  (Б.,  1882).
Огромное  посмертное  сочинение  Вакыдия  ("Табекат",  т.  е.   биограф.
словарь), редактированное его секретарем ибн-Саадом (по прозвищу  "Катиб
ольВакыди"), дает нам сведения о более раннем периоде жизни М. и  о  его
сподвижниках в отдельности (не напечат.). Наконец, важны 3,  4-я  и  5-я
кн. "Летописей" Таберия (836 - 922), посвященные истории М. и содержащие
частью извлечения из ибн-Исхака и Вакыдия, частью из других ранних араб.
писателей (нов. изд. лейденское; часть переведена Нельдеке, Лейд. 1889).

   Литература.  До  прошлого  века  европейцы  имели  в  высшей  степени
превратные понятия о М. Крайне плохо его знали наши  южнорус.  полемисты
(срав. "Лебедь", 1679, и "Алкоран", 1683, И. Галятовского), но на Западе
ходили о нем еще более баснословные легенды, которые, в общем, сводились
к тому, что М. был наглый  обманщик  и  сознательный  самозванец.  Такой
взгляд  нашел,  между  прочим,  яркое  отражение  в  трагедии  Вольтера:
"Mahomet". Реабилитацию М., на основании подлинных свидетельств,  начали
французы. Гонимый французский протестант Ж.  Ганье  (Gagnier)  издал,  с
лат. перев., араб. труд Абульфиды о  М.  (Оксф.,  1722).  По  Абульфиде,
главным образом, Ганье составил и книгу: "Vie  de  М."(Амстерд.,  1732),
под влиянием которой и Вольтер стал горячим защитником  М.  ("Essai  sur
les moeurs", "Lettre  civile  et  honnete").  В  1782  г.  благосклонную
биографию М., также по арабским авторам, дал  Савари,  в  предисловии  к
переводу Корана (2-е изд., П., 1882,  в  "Exposition  de  la  foi  mus."
Гарсена де-Тасси). В 1847-48 г. появился (в Париже) огромный ученый труд
Коссена де-Персеваля: "Essai sur l'hist. des Arabes avant l'islamisme et
pendant l'epoque de М."; на основании множества новооткрытых  рукописных
источников здесь освещен быт среды, в которой действовал  М.,  и  собран
богатейший древний  материал  для  разработки  истории  самого  М.  Этим
материалом не мог воспользоваться  Г.  Вейль,  издавший  в  1843  г.  (в
Штуттг.): "М. der Prophet"; он черпал сведения преимущественно из автора
XVI в., Ибрагима Халеби; но зато в строго критическом исследовании Вейля
впервые показано, как нужно пользоваться Кораном, в связи с  преданиями,
в качестве источников для истории  М.  В  1814  г.  Вейль  издал  "Hist.
kritische Einleitung in den Koran" (Билеф.; русск.  пер.  Е.  Малова,  с
существенными пропусками, Каз., 1875, в Тит. "Мисс. противомус. сб."); в
1864 г. он издал в Штуттг. нем. пер. Ибн-Хишама, а в 1866 г., в  "Gesch.
d. islam. Volker" (Штуттг.), дал резюме всех  своих  исследований  о  М.
Разрушая старые басни о М., Вейль бывает иногда строг  к  нему;  тем  не
менее  труд  Вейля  дал  многим   европейским   историкам   основу   для
превознесения личности М.;  особенно  нужно  отметить  Лорана  (Laurent,
"Etudes sur l'hist. de I'humanite. Les  barbares  et  1'eglise").  Много
новых мыслей о М. высказал Ренан, в своих "Etudes d'hist. religieuse", и
они были подтверждены капитальными трудами  трех  наиболее  авторитетных
исследователей М. - Мьюра, Шпренгера и Нельдеке (Will. Muir,  "The  life
of M.", Л., 1858 - 61; A. Sprenger, "Das Leben u. die Lehre des М.", Б.,
1861-65; Th. Noldeke="Das Leben М.-s", Ганн., 1863, и "Gesch. d.  Qor.",
1860 и др.; см. Коран). Научная разработка вопроса до сих пор  не  пошла
дальше  Мьюра,  Нельдеке  и  Шпренгера.  Результаты   их   трудов   были
популяризованы Бартелеми Сент-Илером. ("М. et le Coran", П., 1865), но с
излишним увлечением в  сторону  М.  Беспристрастное  подведение  добытых
наукою итогов сделал с замечательною зоркостью голландец Р. Дози, в "Het
Islamism" (Гарл., 1863), перев.  в  1878  г.  на  фр.  яз.  ("Essai  sur
l'histoire de l'islamisme", Пар. и Лейд.). На труде  "des  unsterblichen
Dozy" и в ближайшем согласии с ним  держатся  и  компиляция  А.  Мюллера
(1886, в  истории  Онкена)  и  обширная  статья  Велльгаузена  (1889,  в
"Британ. Энцикл."), которые считаются последним  словом  науки.  Полезны
также: Krehl, "Die Religion d. vorislam. Araber"  (Лпц.,  1863)  и  "Das
Leben d. М." (Лпц., 1884); Сейд-Эмир-Али (Syed-Ameer-Ali),  "A  critical
examination of the life and teachings of M." (Л., 1873); Delaporte, "Vie
de M., d'aprеs le Coran et les historiens arabes" (Париж, 1874); Boswort
Smith, "M. and M-ism" (Лондон, 1874 - ответ Арнольду, считающему  М.  за
сознательного   обманщика).   Русская   литература   чрезвычайно   бедна
сочинениями о М. В прошлом  веке  переводились  обличительные  сочинения
Сэля и Придо  (СПб.,  1792).  Беспристрастное  соч.  Вашингтона  Ирвинга
(перев. в М., 1857) вполне устарело;  не  свободна  от  того  же  упрека
статья Потье, предпосылаемая русским переводам  Корана  по  Казимирскому
(М., 1864 и 1876). Лучше труд проф. Казембека  (мусульманина),  "История
ислама" ("Рус. Слово", 1860, ј 2, 5, 8, 10). Раньше, в 1845 г.,  он  дал
небесполезное исследование о положении до-исламской  Аравии  ("Ж  М.  Н.
Пр.", ј 5). В настоящее время есть у нас  обстоятельный  труд  проф.  М.
Машанова (Каз., 1885): "Очерк быта арабов в  эпоху  М."  (рец.  в  "Зап.
Вост. Отд. Арх. Общ.", II, 283 - 301). В целях полемических  историй  М.
занимается наша миссионерская литература: таковы выпуски 4, 6 - 12,  14,
15 казанского "Мисс. противумусул. сборника" (изд. с 1873);  в  1893  г.
переведен в Ташкенте "Ислам" И. Гаури (разбор А. Крымского -  М.,  1896,
отт. из "Этнограф. Обозрения"). Для  ознакомления  с  выводами  западной
науки следует обращаться к статье проф. М.  Петрова  (в  "Очерках",  2-е
изд., Харьк., 1882), книжке Вл. Соловьева (в "Биографической Библиотеке"
Павленкова) и к переводу "истории ислама" А. Мюллера (т. I, СПб., 1895).
   А. Крымский.
   Мухи - в широком  смысле  слова  группа  короткоусые  (Brachycera)  и
группа  куклородные  или  куколкородные  (Pupipara)   отряда   двукрылых

Страницы: «« « 1903   1904   1905   1906   1907   1908   1909   1910   1911  1912   1913   1914   1915   1916   1917   1918   1919   1920   1921  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь