Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 » »» Старейший сборник хедисов - "Моватта", Малика ибн-Анеса (760 г.); за ним последовало шесть других, из которых особенно важен сборник эль-Бохария (ум. 869 г.) и Мослима (ум. 874); печ. изд. в Булаке и Лейдене. На основании преданий арабы конца I в. гиждры стали писать летописные биографии пророка (Мьюр, I, LXXXIX), но мы знаем из них только цитаты, помещенные, напр., в "Исабе" ибнХижра (XV в.), драгоценном биографическом словаре сподвижников М. (часть начал издавать Шпренгер, в Кальк.). Из дошедших до нас биографий М. древнейшая - ибнИсхака (ум. 768 г.), которую Нельдеке ("Gesch. d. Qor.", XIV) ставил выше всех других и только Шпренгер подвергает строжайшей критике. Труд ибн-Исхака дошел до нас в редакции ибн-Хишама (ум. 830): "Сирет-ор-ресуль"; арабское изд. Вюстенфельда (Геттинген, 1857, 1858, 1859, 1860), нем. перевод Вейля (Штуттг., 1864), конспект у Бартелеми. Ибн-Хишам, по его собственному сознанию, исключил из ибн-Исхака места, которые компрометируют пророка; но непосредственные извлечения из ибн-Исхака даны у Таберия (изд. в Лейд., см. ниже). Современник ибн-Хишама, ученый библиоман Вакыдий (ум. 823), составил "Китаб оль мегази", т. е. историю М. после бегства в Медину; часть ее напечатана Кремером в Калькутте ("Bibl. Indica", 1855- 1856); есть сокращ. нем. пер., с примеч., Велльгаузена (Б., 1882). Огромное посмертное сочинение Вакыдия ("Табекат", т. е. биограф. словарь), редактированное его секретарем ибн-Саадом (по прозвищу "Катиб ольВакыди"), дает нам сведения о более раннем периоде жизни М. и о его сподвижниках в отдельности (не напечат.). Наконец, важны 3, 4-я и 5-я кн. "Летописей" Таберия (836 - 922), посвященные истории М. и содержащие частью извлечения из ибн-Исхака и Вакыдия, частью из других ранних араб. писателей (нов. изд. лейденское; часть переведена Нельдеке, Лейд. 1889). Литература. До прошлого века европейцы имели в высшей степени превратные понятия о М. Крайне плохо его знали наши южнорус. полемисты (срав. "Лебедь", 1679, и "Алкоран", 1683, И. Галятовского), но на Западе ходили о нем еще более баснословные легенды, которые, в общем, сводились к тому, что М. был наглый обманщик и сознательный самозванец. Такой взгляд нашел, между прочим, яркое отражение в трагедии Вольтера: "Mahomet". Реабилитацию М., на основании подлинных свидетельств, начали французы. Гонимый французский протестант Ж. Ганье (Gagnier) издал, с лат. перев., араб. труд Абульфиды о М. (Оксф., 1722). По Абульфиде, главным образом, Ганье составил и книгу: "Vie de М."(Амстерд., 1732), под влиянием которой и Вольтер стал горячим защитником М. ("Essai sur les moeurs", "Lettre civile et honnete"). В 1782 г. благосклонную биографию М., также по арабским авторам, дал Савари, в предисловии к переводу Корана (2-е изд., П., 1882, в "Exposition de la foi mus." Гарсена де-Тасси). В 1847-48 г. появился (в Париже) огромный ученый труд Коссена де-Персеваля: "Essai sur l'hist. des Arabes avant l'islamisme et pendant l'epoque de М."; на основании множества новооткрытых рукописных источников здесь освещен быт среды, в которой действовал М., и собран богатейший древний материал для разработки истории самого М. Этим материалом не мог воспользоваться Г. Вейль, издавший в 1843 г. (в Штуттг.): "М. der Prophet"; он черпал сведения преимущественно из автора XVI в., Ибрагима Халеби; но зато в строго критическом исследовании Вейля впервые показано, как нужно пользоваться Кораном, в связи с преданиями, в качестве источников для истории М. В 1814 г. Вейль издал "Hist. kritische Einleitung in den Koran" (Билеф.; русск. пер. Е. Малова, с существенными пропусками, Каз., 1875, в Тит. "Мисс. противомус. сб."); в 1864 г. он издал в Штуттг. нем. пер. Ибн-Хишама, а в 1866 г., в "Gesch. d. islam. Volker" (Штуттг.), дал резюме всех своих исследований о М. Разрушая старые басни о М., Вейль бывает иногда строг к нему; тем не менее труд Вейля дал многим европейским историкам основу для превознесения личности М.; особенно нужно отметить Лорана (Laurent, "Etudes sur l'hist. de I'humanite. Les barbares et 1'eglise"). Много новых мыслей о М. высказал Ренан, в своих "Etudes d'hist. religieuse", и они были подтверждены капитальными трудами трех наиболее авторитетных исследователей М. - Мьюра, Шпренгера и Нельдеке (Will. Muir, "The life of M.", Л., 1858 - 61; A. Sprenger, "Das Leben u. die Lehre des М.", Б., 1861-65; Th. Noldeke="Das Leben М.-s", Ганн., 1863, и "Gesch. d. Qor.", 1860 и др.; см. Коран). Научная разработка вопроса до сих пор не пошла дальше Мьюра, Нельдеке и Шпренгера. Результаты их трудов были популяризованы Бартелеми Сент-Илером. ("М. et le Coran", П., 1865), но с излишним увлечением в сторону М. Беспристрастное подведение добытых наукою итогов сделал с замечательною зоркостью голландец Р. Дози, в "Het Islamism" (Гарл., 1863), перев. в 1878 г. на фр. яз. ("Essai sur l'histoire de l'islamisme", Пар. и Лейд.). На труде "des unsterblichen Dozy" и в ближайшем согласии с ним держатся и компиляция А. Мюллера (1886, в истории Онкена) и обширная статья Велльгаузена (1889, в "Британ. Энцикл."), которые считаются последним словом науки. Полезны также: Krehl, "Die Religion d. vorislam. Araber" (Лпц., 1863) и "Das Leben d. М." (Лпц., 1884); Сейд-Эмир-Али (Syed-Ameer-Ali), "A critical examination of the life and teachings of M." (Л., 1873); Delaporte, "Vie de M., d'aprеs le Coran et les historiens arabes" (Париж, 1874); Boswort Smith, "M. and M-ism" (Лондон, 1874 - ответ Арнольду, считающему М. за сознательного обманщика). Русская литература чрезвычайно бедна сочинениями о М. В прошлом веке переводились обличительные сочинения Сэля и Придо (СПб., 1792). Беспристрастное соч. Вашингтона Ирвинга (перев. в М., 1857) вполне устарело; не свободна от того же упрека статья Потье, предпосылаемая русским переводам Корана по Казимирскому (М., 1864 и 1876). Лучше труд проф. Казембека (мусульманина), "История ислама" ("Рус. Слово", 1860, ј 2, 5, 8, 10). Раньше, в 1845 г., он дал небесполезное исследование о положении до-исламской Аравии ("Ж М. Н. Пр.", ј 5). В настоящее время есть у нас обстоятельный труд проф. М. Машанова (Каз., 1885): "Очерк быта арабов в эпоху М." (рец. в "Зап. Вост. Отд. Арх. Общ.", II, 283 - 301). В целях полемических историй М. занимается наша миссионерская литература: таковы выпуски 4, 6 - 12, 14, 15 казанского "Мисс. противумусул. сборника" (изд. с 1873); в 1893 г. переведен в Ташкенте "Ислам" И. Гаури (разбор А. Крымского - М., 1896, отт. из "Этнограф. Обозрения"). Для ознакомления с выводами западной науки следует обращаться к статье проф. М. Петрова (в "Очерках", 2-е изд., Харьк., 1882), книжке Вл. Соловьева (в "Биографической Библиотеке" Павленкова) и к переводу "истории ислама" А. Мюллера (т. I, СПб., 1895). А. Крымский. Мухи - в широком смысле слова группа короткоусые (Brachycera) и группа куклородные или куколкородные (Pupipara) отряда двукрылых Страницы: «« « 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |