Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1902   1903   1904   1905   1906   1907   1908   1909   1910  1911   1912   1913   1914   1915   1916   1917   1918   1919   1920  » »»

под Меккой и стоявшее  на  стороне  М.,  подверглось  нападению  другого
маленького племени - бекритов, союзного мекканцам. Получив это известие,
пророк  отклонил  мирные  предложения  мекканцев,  пославших  в   Медину
Абу-Софъяна, и, не говоря никому о цеди похода, поспешно  собрал  войско
из мединцев и союзных бедуинских племен. Только в  последнюю  минуту  он
сообщил своему десятитысячному войску, что идет на Мекку, к которой  ему
удалось подступить совершенно неожиданно для корейшитов. Дядя М., Аббас,
соединился с племянником  в  пути,  принял  ислам  и  вступил  в  тайные
переговоры с Абу-Софъяном. Не видя  другого  исхода,  Абу-Софъян  принял
ислам и больше всех других аристократов  содействовал  тому,  что  Мекка
сдалась почти без пролития крови (в начали янв. 630 г.). Водворившись  в
священном городе арабов, М. уничтожил там всех идолов Каабы, а  затем  и
идолов домашних, но к самой Каабе и к Черному камню отнесся с величайшим
почтением. Жителям была объявлена амнистия, важнейшим лицам города  были
разосланы подарки; казнены были только четыре лица, среди  которых  была
певица, слагавшая стихи в осмеяние пророка. Все мекканцы принуждены были
принять ислам. Новая религия не только не уменьшила значения  их  города
но, наоборот, укрепила  перевес  за  Меккой  (все  прочие  святые  места
языческой Аравии были упразднены) и дала ей гегемонию над всей  Аравией;
с этих пор мекканцы усердно помогают пророку обращать  к  исламу  прочие
аравийские племена. Покорив Мекку, М. было уже не очень трудно водворить
свою  религию,  или,  вернее,  свое  господство   в   остальных   местах
самостоятельной Аравии  (те  арабские  области  которые  находились  под
властью или влиянием Византии  и  персов,  подчинились  исламу  уже  при
халифах). Сильное сопротивление, сейчас же после взятия  Мекки,  оказали
М. хевазинцы и  дали  ему  битву  при  Хонейне.  Она  кончилась  победой
мусульман  и  дала  им  богатейшую  добычу.  При  разделе  было  оказано
мекканцам несправедливое преимущество перед  мединцами  (Кор.  IX,  60);
мединцы роптали, но в мекканцы считали себя  обиженными,  и  раздражение
дошло до  того,  что  с  самого  пророка  был  сорван  плащ.  Он,  держа
успокоительную речь к мединцам, говорил им, что они ведь и так тверды  в
вере, а  сердца  мекканцев  нужно  привлечь  к  вере  мирскими  благами.
Побежденные и ограбленные хевазинцы должны  были  принять  ислам,  после
чего им были возвращены из плена их жены и дети. Одно арабское племя  за
другим приносило покорность М. или по своему почину, или по его приказу.
Сам по себе, как религия, ислам был для арабов вовсе  не  привлекателен:
молитвы и чтение  Корана  казались  им  несносными,  а  отдача  десятины
доходов - крайней несправедливостью; однако, выгоды союза с М.  и  страх
заставляли их кое-как примиряться  с  этим,  и  бедуины  уж  не  убивали
мусульманских миссионеров, как это иногда  бывало  до  покорения  Мекки.
Отречение от старой  религии  было  этим  язычникам  совсем  не  тяжело:
мусульманский Аллах был им известен и из прежней  религии,  к  почитанию
мелких богов (идолов) они и прежде  относились  равнодушно,  а  суеверия
можно было сохранить и в исламе. Характерно  обращение  в  ислам  города
Таифа. После  неудачной  осады  города,  М.  поручил  соседним  племенам
разграбить окрестности; тогда явились к нему (в  Медину)  таифсме  послы
для переговоров (в конце 630  г.).  Они  соглашались  подчиниться  М.  и
принять ислам, но не сразу,  а  через  три  года,  до  того  же  времени
выговаривали себе право не взносить десятины, не молиться и  оставить  у
себя неприкосновенным истукан своей богини Латы. М.  отговаривался  тем,
что общественное мнение неодобрительно отнесется к его уступке.  На  это
послы заметили: "а ты ответишь, что так  тебе  велел  поступить  Аллах".
Побежденный этим доводом, пророк уже начал  диктовать  своему  секретарю
текст договора, когда в дело вмешался страстный Омар. Обнажив свой  меч,
он крикнул послам: "Вы испортили сердце пророка,  -  да  сожжет  Господь
ваше!" - "Мы не с тобой говорим, а с М.", холодно заметил один  из  них.
Но тут и Мохаммед решительно отказался  от  всяких  сделок.  Поразмыслив
немного,  жители  Таифа  согласились  на  его  требования  и   дозволили
уничтожить Лату, при плаче женщин племени. Это был  единственный  случай
симпатии, выказанной по  отношению  к  идолам:  в  других  местах  арабы
равнодушно смотрели на их разрушение. Да и таифские послы  объясняли  М.
при переговорах, что сохранить идола они желали  бы  исключительно  ради
женщин и некоторых суеверных людей племени, а  им  самим  мало  дела  до
судьбы Латы. Обращение таифцев оказалось более искренним, чем  остальных
племен: когда, вскоре по  смерти  М.,  почти  вся  Аравия  отреклась  от
ислама, таифцы с мединцами остались верны новой религии. Летом 630 г. М.
собрал войско в 30000 человек пехоты и 10000 всадников и сам  отправился
в Сирию, чтобы отомстить за мутское поражение.  Воинам  М.  тяжело  было
двигаться по знойной  пустыне,  при  жгучем  ветре,  и  они  потребовали
отступления. Напрасно пророк увещевал их, говоря, что  огонь  ада  будет
жечь сильнее, чем летний  зной:  увещания  не  подействовали  на  хищных
бедуинов, и войско возвратилось домой с полудороги. Лежа уж на  смертном
одре, М. готовился к новому походу на Сирию, но ему не  пришлось  видеть
его окончания. Приближение смерти М. сам сознавал. В  марте  632  г.  он
совершил  торжественный  (со  всеми   обрядами)   хаджж   в   Мекку,   в
сопровождении 14000 мусульман, и, произнося  проповедь,  громко  заявил,
что сознает свою пророческую задачу перед Богом оконченной. Возвратясь в
Медину, М. совершил ряд добрых дел. От перемежающейся лихорадки силы его
ежедневно ослабевали,  но  он  отказывался  от  лекарств.  Жены  однажды
воспользовались бесчувственным положением пророка и напоили его каким-то
горьким напитком; очнувшись, пророк заставил все свое  семейство  выпить
это лекарство. 7 июня  632  г.  он  потребовал  чернил  и  бумаги,  чтоб
написать книгу,  которая  навсегда  предохранит  его  последователей  от
заблуждения. "Пророк бредит", сказал Омар, удерживая тех, которые хотели
исполнить требование М.: "ведь у нас есть Коран, слово Божие" (по мнению
Вейля, Омар боялся, как бы  М.  не  назначил  Алия  своим  наследником).
Поднялись споры: одни хотели исполнить волю М.,  другие  сопротивлялись.
Очнувшись, М. велел всем уйти: "удалитесь! не подобает  спорить  в  доме
посланника Божия". 8-го июня он, собравшись с силами, неожиданно  прошел
в  мечеть  (непосредственно  соединенную  с  его  домом)  и  трогательно
простился с молящимися. Через несколько часов  М.  уж  умирал  на  руках
своей любимой жены Аиши, дочери Абу-Бекра.
   Похоронили его в Медине, и теперь его  гробница  -  место  поклонения
пилигримов. Аравия после смерти М. почти поголовно отреклась от  ислама,
но Абу-Бекру и Омару вновь удалось утвердить ислам и распространить  его
в других странах, где он попал на плодотворную почву и получил развитие.
Источники для истории М. -это Коран и "хедисы", т. е. предания  о  М.  и
его предписаниях,  записанные  из  уст  людей,  которые  слышали  их  от
товарищей и современников М. или от их преемников;  имена  лиц,  которые
преемственно  сохранили  хедис,  всегда  в  точности  здесь  отмечаются.

Страницы: «« « 1902   1903   1904   1905   1906   1907   1908   1909   1910  1911   1912   1913   1914   1915   1916   1917   1918   1919   1920  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь