Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1896   1897   1898   1899   1900   1901   1902   1903   1904  1905   1906   1907   1908   1909   1910   1911   1912   1913   1914  » »»

"Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Спи-усни,  крестьянский  сын"
(из "Воеводы" Островского), "Гопак" (из "Гайдамаков" Шевченко),  "Светик
Савишна" и"Озорник"(обе последние - на слова самого М.) и  мн.  др.;  М.
весьма удачно нашел здесь правдивое и глубоко драматическое  музыкальное
выражение для  той  тяжелой,  безысходной  скорби,  которая  скрыта  под
внешним   юмором   текста   песен.   Сильное   впечатление    производят
выразительной  декламацией  песни  "Сиротка"  и  "Забытый"   (на   сюжет
известной картины В.В. Верещагина). В такой тесной, казалось бы, области
музыки, как романсы и песни, М. сумел найти совсем  новые,  оригинальные
задачи и вместе  с  тем  применить  новые  своеобразные  приемы  для  их
выполнения, что ярко выразилось в  его  вокальных  картинах  из  детской
жизни под общим заглавием "Детская" (текст самого М.),  в  4-х  романсах
под общим заглавием "Песни и пляска смерти"  (1875  -  1877;  слова  гр.
Голенищева-Кутузова; "Трепак" - картина замерзающего в лесу,  в  метель,
подвыпившего крестьянина; Колыбельная" рисует мать у постели  умирающего
ребенка; другие два - "Серенада" и "Полководец"; все весьма колоритны  и
драматичны), в "Царе  Сауле"  (для  мужского  голоса  с  аккомпанементом
фортепиано, текст самого М.), в  "Поражении  Сеннахериба"  (для  хора  с
оркестром, слова Байрона), в  "Иисусе  Навине",  удачно  построенном  на
оригин. еврейских темах. М. -  плохой  симфонист;  его  специальность  -
музыка вокальная, как  иллюстрация  текста.  Он  образцовый  декламатор,
схватывающий малейшие изгибы слова;  в  своих  произведениях  он  всегда
отводит широкое место речитативу. Родственный  Даргомыжскому  по  складу
своего таланта, М. примыкает к нему и по взглядам своим  на  музыкальную
драму, навеянным на него оперой Даргомыжского "Каменный гость". Несмотря
на неудачное либретто, на многие шероховатости и промахи "Борис Годунов"
- талантливое произведение, многие сцены которого  (избрание  Бориса  на
царство, корчма на литовской границе,  рассказ  Пимена,  смерть  Бориса,
сцена у фонтана) блестят жизненностью,  юмором,  правдой  и  поэтической
красотой. В инструментовке М. мало опытен, хотя  она  иногда  не  лишена
колоритности и удачного разнообразия  оркестровых  красок;  к  музыке  в
законченных формах, с развитием тематического  материала,  М.  мало  был
способен, да и не был склонен. Из  оркестровых  произведений  М.,  кроме
упомянутых уже, заслуживает внимания "Интермеццо" (сочинено в  1861  г.,
инструментовано в 1867 г.),  построенное  на  теме  сурового  характера,
напоминающей музыку XVIII в., и изданное в числе посмертных произведений
М., с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия "Ночь  на
Лысой горе" также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и  с
большим успехом исполнена в 1886 г. в СП.; это - ярко колоритная картина
"шабаша  духов  тьмы"  и  "величания  Чернобога".  Укажем  еще  на   ряд
музыкальных эскизов под заглавием "Картинки с выставки", написанных  для
фортепиано в 1874 г., в виде музыкальных иллюстраций  к  акварелям  В.А.
Гартмана. Все произведения М. изданы фирмой В.  Бессель  и  Ко  в  СПб.;
многое издано и в Лейпциге, фирмой М.П. Беляев (см. каталог ее  на  1895
г.). Биографические сведения и хронологические данные  о  композиторской
деятельности М. имеются в статье В.В. Стасова, напечатанной в  "Вестнике
Европы" (май и июнь  1881  г.).  См.  его  же  "Перов  и  М."  ("Русская
Старина", 1883, т. XXXVIII, стр. 433 - 458); его же,  "М.П.  Мусоргский.
Памяти его" ("Истор. Вестн.", 1886, март);  его  же,"Памяти  М."  (СПб.,
1885); В. Баскин, "М.П. Мусоргский. Биографич.  очерк"  ("Русс.  Мысль",
1884, кн. 9 и 10; отдельно - М., 18870; С. Кругликов, "М. и  его  "Борис
Годунов" ("Артист", 1890, ј 5); П. Трифонов, "М.П. Мусоргский"  ("Вестн.
Европы", 1893, дек.). Брошюра  о  М.  M.  Pierre  d'Alheim  (П.,  1896),
панегирического характера, серьезного значения не имеет.
   Муссоны (как предполагают от арабского маусим) -  ветры  времен  года
или дующие с противоположных направлений летом и зимой. Летние М. дуют с
моря и приносят сырую, дождливую погоду, зимой - с суши и приносят ясную
и сухую погоду. Классическая страна М. - Индия. Правильная смена  ветров
на морях, омывающих Индию (зимой сев.-вост. летом  юго-зап.),  настолько
важна для судоходства, что М.  были  известны  издревле  мореплавателям,
ходившим в Индию.  Европейцы  познакомились  с  ними  во  время  походов
Александра Великого, а китайцам, арабам и финикийцам они, конечно,  были
известны гораздо раньше. На материке Индии начало дождливого летнего  М.
имеет такое же значение, как у нас весна, и  пробуждение  природы  после
продолжительной засухи еще быстрее, чем весной у нас на  севере.  Начало
М.  воспевается  во  многих  поэтических  произведениях  Индии.  Область
индийского или, точнее, южно-азиатского М. захватывает, кроме Индии, еще
Загангский полуостров, или Индокитай, затем Китай; Япония,  Манчжурия  и
Амурский край  находятся  в  области  восточно-азиатского  муссона  (см.
"Климат области М. Вост.  Азии",  "Известия  Имп.  Рус.  Географического
Общества" за 1879 г.). Здесь сменяются не сев.-вост. и  юго-зап.  ветры,
как на берегах южной  Индии,  а  сев.-зап.  сухой  и  холодный  зимой  и
юго-вост.  влажный  и  дождливый  летом.   В   этой   части   Азии   М.,
следовательно, заходят далеко к северу от тропика, до 55ё сев. ш. и даже
севернее. Африканский М. встречается между 5ё и 17ё  сев.  ш.  почти  на
всем протяжении Африканского материка от Атлантического океана на З.  до
Индийского океана и Красного моря на В. Здесь также  господствуют  зимой
cyxиe сев. и сев.вост. ветры, тем более сухие, что дуют из Сахары, самой
обширной пустыни земного шара; летом они сменяются влажными и дождливыми
ветрами с Ю. и Ю.-З. Это время года у арабов наз. хариф. Наконец, в сев.
части Австралии и на Малайском архипелаге -  область  австралийских  М.,
влажных и дождливых с С.-З.,  во  время  лета  южного  полушария  (нашей
зимы), сухих и сравнительно холодных с Ю.-В. зимой.  Отсюда  видно,  что
настоящие М. свойственны восточным и экваториальным  берегам  и  склонам
обширных материков (т.е. южным в северном полушарии и северным  в  южном
полушарии). Причины этого явления следующие.  Рассмотрим  экваториальные
(южные) берега большого материка. Зимой  на  С.  от  моря  воздух  будет
холоднее и плотнее,  как  под  влиянием  более  высокой  широты,  так  и
положения на материке. Поэтому и давление будет  выше,  и  воздух  будет
стекать к Ю., т.е. к морю, отклоняясь вследствие вращения Земли  вправо,
т.е. будет господствовать сев.-вост. ветер. Этот воздух  будет  сух  как
потому, что он направляется из более холодной области к более теплой, т.
е. удаляется от насыщения, так и потому, что  движение  его  нисходящее.
Зимой над материком в  тропических  странах  и  низких  средних  широтах
температура выше, чем над морем, плотность воздуха в нижнем слое меньше,
это способствует  уменьшению  давления  над  материком,  поэтому  воздух
устремляется с моря на материк,  отклоняясь  вследствие  вращения  Земли
вправо, т.е.  ветер  югозападный.  Влажный  сам  по  себе,  этот  воздух
становится еще влажнее,  поднимаясь  по  горным  склонам,  охлаждаясь  и
приближаясь  к  насыщению  по  мере  поднятия.   Подобные   же   явления

Страницы: «« « 1896   1897   1898   1899   1900   1901   1902   1903   1904  1905   1906   1907   1908   1909   1910   1911   1912   1913   1914  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь