|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 » »» "Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Спи-усни, крестьянский сын"
(из "Воеводы" Островского), "Гопак" (из "Гайдамаков" Шевченко), "Светик
Савишна" и"Озорник"(обе последние - на слова самого М.) и мн. др.; М.
весьма удачно нашел здесь правдивое и глубоко драматическое музыкальное
выражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта под
внешним юмором текста песен. Сильное впечатление производят
выразительной декламацией песни "Сиротка" и "Забытый" (на сюжет
известной картины В.В. Верещагина). В такой тесной, казалось бы, области
музыки, как романсы и песни, М. сумел найти совсем новые, оригинальные
задачи и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для их
выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской
жизни под общим заглавием "Детская" (текст самого М.), в 4-х романсах
под общим заглавием "Песни и пляска смерти" (1875 - 1877; слова гр.
Голенищева-Кутузова; "Трепак" - картина замерзающего в лесу, в метель,
подвыпившего крестьянина; Колыбельная" рисует мать у постели умирающего
ребенка; другие два - "Серенада" и "Полководец"; все весьма колоритны и
драматичны), в "Царе Сауле" (для мужского голоса с аккомпанементом
фортепиано, текст самого М.), в "Поражении Сеннахериба" (для хора с
оркестром, слова Байрона), в "Иисусе Навине", удачно построенном на
оригин. еврейских темах. М. - плохой симфонист; его специальность -
музыка вокальная, как иллюстрация текста. Он образцовый декламатор,
схватывающий малейшие изгибы слова; в своих произведениях он всегда
отводит широкое место речитативу. Родственный Даргомыжскому по складу
своего таланта, М. примыкает к нему и по взглядам своим на музыкальную
драму, навеянным на него оперой Даргомыжского "Каменный гость". Несмотря
на неудачное либретто, на многие шероховатости и промахи "Борис Годунов"
- талантливое произведение, многие сцены которого (избрание Бориса на
царство, корчма на литовской границе, рассказ Пимена, смерть Бориса,
сцена у фонтана) блестят жизненностью, юмором, правдой и поэтической
красотой. В инструментовке М. мало опытен, хотя она иногда не лишена
колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок; к музыке в
законченных формах, с развитием тематического материала, М. мало был
способен, да и не был склонен. Из оркестровых произведений М., кроме
упомянутых уже, заслуживает внимания "Интермеццо" (сочинено в 1861 г.,
инструментовано в 1867 г.), построенное на теме сурового характера,
напоминающей музыку XVIII в., и изданное в числе посмертных произведений
М., с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия "Ночь на
Лысой горе" также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с
большим успехом исполнена в 1886 г. в СП.; это - ярко колоритная картина
"шабаша духов тьмы" и "величания Чернобога". Укажем еще на ряд
музыкальных эскизов под заглавием "Картинки с выставки", написанных для
фортепиано в 1874 г., в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В.А.
Гартмана. Все произведения М. изданы фирмой В. Бессель и Ко в СПб.;
многое издано и в Лейпциге, фирмой М.П. Беляев (см. каталог ее на 1895
г.). Биографические сведения и хронологические данные о композиторской
деятельности М. имеются в статье В.В. Стасова, напечатанной в "Вестнике
Европы" (май и июнь 1881 г.). См. его же "Перов и М." ("Русская
Старина", 1883, т. XXXVIII, стр. 433 - 458); его же, "М.П. Мусоргский.
Памяти его" ("Истор. Вестн.", 1886, март); его же,"Памяти М." (СПб.,
1885); В. Баскин, "М.П. Мусоргский. Биографич. очерк" ("Русс. Мысль",
1884, кн. 9 и 10; отдельно - М., 18870; С. Кругликов, "М. и его "Борис
Годунов" ("Артист", 1890, ј 5); П. Трифонов, "М.П. Мусоргский" ("Вестн.
Европы", 1893, дек.). Брошюра о М. M. Pierre d'Alheim (П., 1896),
панегирического характера, серьезного значения не имеет.
Муссоны (как предполагают от арабского маусим) - ветры времен года
или дующие с противоположных направлений летом и зимой. Летние М. дуют с
моря и приносят сырую, дождливую погоду, зимой - с суши и приносят ясную
и сухую погоду. Классическая страна М. - Индия. Правильная смена ветров
на морях, омывающих Индию (зимой сев.-вост. летом юго-зап.), настолько
важна для судоходства, что М. были известны издревле мореплавателям,
ходившим в Индию. Европейцы познакомились с ними во время походов
Александра Великого, а китайцам, арабам и финикийцам они, конечно, были
известны гораздо раньше. На материке Индии начало дождливого летнего М.
имеет такое же значение, как у нас весна, и пробуждение природы после
продолжительной засухи еще быстрее, чем весной у нас на севере. Начало
М. воспевается во многих поэтических произведениях Индии. Область
индийского или, точнее, южно-азиатского М. захватывает, кроме Индии, еще
Загангский полуостров, или Индокитай, затем Китай; Япония, Манчжурия и
Амурский край находятся в области восточно-азиатского муссона (см.
"Климат области М. Вост. Азии", "Известия Имп. Рус. Географического
Общества" за 1879 г.). Здесь сменяются не сев.-вост. и юго-зап. ветры,
как на берегах южной Индии, а сев.-зап. сухой и холодный зимой и
юго-вост. влажный и дождливый летом. В этой части Азии М.,
следовательно, заходят далеко к северу от тропика, до 55ё сев. ш. и даже
севернее. Африканский М. встречается между 5ё и 17ё сев. ш. почти на
всем протяжении Африканского материка от Атлантического океана на З. до
Индийского океана и Красного моря на В. Здесь также господствуют зимой
cyxиe сев. и сев.вост. ветры, тем более сухие, что дуют из Сахары, самой
обширной пустыни земного шара; летом они сменяются влажными и дождливыми
ветрами с Ю. и Ю.-З. Это время года у арабов наз. хариф. Наконец, в сев.
части Австралии и на Малайском архипелаге - область австралийских М.,
влажных и дождливых с С.-З., во время лета южного полушария (нашей
зимы), сухих и сравнительно холодных с Ю.-В. зимой. Отсюда видно, что
настоящие М. свойственны восточным и экваториальным берегам и склонам
обширных материков (т.е. южным в северном полушарии и северным в южном
полушарии). Причины этого явления следующие. Рассмотрим экваториальные
(южные) берега большого материка. Зимой на С. от моря воздух будет
холоднее и плотнее, как под влиянием более высокой широты, так и
положения на материке. Поэтому и давление будет выше, и воздух будет
стекать к Ю., т.е. к морю, отклоняясь вследствие вращения Земли вправо,
т.е. будет господствовать сев.-вост. ветер. Этот воздух будет сух как
потому, что он направляется из более холодной области к более теплой, т.
е. удаляется от насыщения, так и потому, что движение его нисходящее.
Зимой над материком в тропических странах и низких средних широтах
температура выше, чем над морем, плотность воздуха в нижнем слое меньше,
это способствует уменьшению давления над материком, поэтому воздух
устремляется с моря на материк, отклоняясь вследствие вращения Земли
вправо, т.е. ветер югозападный. Влажный сам по себе, этот воздух
становится еще влажнее, поднимаясь по горным склонам, охлаждаясь и
приближаясь к насыщению по мере поднятия. Подобные же явления
Страницы: «« « 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |