|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 » »» для Мюнхена - оперу "La bella finta Giardiniera", 2 мессы, офферторий
(1774). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались
уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24
сонаты, не говоря о массе более мелких композиций. В 1775 - 1780 гг.,
несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в
Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, М. написал, между прочим, 6
сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в re, прозванную парижской,
несколько духовных хоров, 12 балетных номеров. В 1779 г. М. получил
место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. была
представлена в Мюнхене с огромным успехом опера М. "Идоменей", которую
сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С
"Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой
опере видны еще следы староитальянской opera seria (большое число
колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в
речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг
вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене М.
написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" - один
из лучших образцов церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новой
оперой творческая сила и новизна приемов М. выступали все ярче и ярче.
Опера "Похищение из Сераля" ("Die Entfiihrung aus dem Serail"),
написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята с
энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где
ее, по духу музыки, стали считать первой нем. оперой. Она была написана
во время романической любви М., похитившего свою невесту, Констанцию
Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней. Несмотря на успех М., его
материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в
Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, М. для
обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы,
вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах
венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для
фортепиано). Оперы "L'oca del Cairo" (1783) и "Lo sposo deluso" (1784)
остались неоконченными. В 1783 - 85 гг. созданы М. шесть струнных
квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и
тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davide
penitente". С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная
деятельность М., которая была главной причиной расстройства его
здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера
"Свадьба Фигаро", написанная М. в 1786 г. за шесть недель и тем не менее
поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики,
неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро" был
сомнительный, но в Праге она вызвала восторг. Не успел да-Понте
закончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию М.,
спешить с либретто "Дон Жуана", которого М. писал для Праги. Это великое
произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве,
появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге еще больший успех, чем
"Свадьба Фигаро". Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене,
вообще относившейся к М. холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание
придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было
весьма скромной наградой за все труды М. Все-таки он был привязан к
Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во
главе придворной капеллы ФридрихаВильгельма II с содержанием в 3 тыс.
талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон Жуана" М.
сочиняет три наиболее замечательные симфонии: mi bemol шаjeur, sol
mineur и do majeur, написанные в течение полутора месяцев в 1788 г.; из
них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 г.
М. посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей
виолончели (гe majeur). После смерти Иосифа II (1790) материальное
положение М. оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать
из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть
немного поправить свои дела. Последними операми М. были "Cosi fan tutte"
(1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие
Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что
была написана за 18 дней для коронация императора Леопольда II, и,
наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный,
чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях
скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужила
основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В
обширной и разнообразной деятельности М. опера занимает самое видное
место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих
образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini"
- "Ave verum corpus" (1791) и величественно-горестный реквием, над
которым М. в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью.
Помощником М. в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее
принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита".
Нельзя сказать, чтобы М.-симфонист стоял также высоко, как творец
бессмертных опер. В его фортепианной литературе замечается смесь
гениальных идей с общими местами, глубочайших чувств - с дешевою
шутливостью, искусства - с небрежной работой. Много драгоценного можно
найти в его квартетах и квинтетах, а среди его 49 симфонии выше всего
стоят лирическая симфония в mibemol majeur, патетическая в sol-mineur и
этическая в do-majeur, написанные в 1788 г. М. проявлял свое творчество
во всех родах музыки; с его именем соединяется представление о
всеобъемлющем музык. гении. Выдающаяся черта всех его творений -
задушевность. У М., как человека с незначительным научным образованием,
круг идей был не столь обширен как у Бетховена, но по выразительности
музыку М. верно назвали в Германии "музыкой души": в ней отразилась вся
прекрасная, любящая, искренняя натура М. От чувства изящного М. никогда
не отступал, оставаясь верным следующему взгляду, высказанному им в
письме к отцу: "Страсти не должны быть выражаемы так сильно, чтобы
возбуждать отвращение; музыка, даже при самых ужасных ситуациях, никогда
не должна оскорблять слуха, но обязана ему доставлять наслаждение". В
смысле изучения лучших образцов музыкальной литературы, главными
учителями М. были в области духовной музыки - Бах и Гендель, в области
оперы - Глюк, в инструментальной музыке - Гайдн. О М., как об
исполнителе на клавесине, современники его говорили в следующих
выражениях: "Легкость невероятная, в особенности левой руки, тончайшая
нежность, выразительность самая изящная, чувство, трогавшее сердце до
глубины - таковы были качества исполнения М. Вместе с богатством идей и
великолепием его сочинений они приводили в восторг слушателей и делали
его первым клавесинистом своего века". Тематический каталог соч. М. с
Страницы: «« « 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |