Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1887   1888   1889   1890   1891   1892   1893   1894   1895  1896   1897   1898   1899   1900   1901   1902   1903   1904   1905  » »»

для Мюнхена - оперу "La bella finta Giardiniera",  2  мессы,  офферторий
(1774). Когда ему минуло 17 лет, среди  его  произведений  насчитывались
уже четыре оперы, несколько  духовных  стихотворений,  13  симфоний,  24
сонаты, не говоря о массе более мелких композиций. В 1775  -  1780  гг.,
несмотря на заботы о  материальном  обеспечении,  бесплодную  поездку  в
Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери,  М.  написал,  между  прочим,  6
сонат, пьесу для арфы, большую  симфонию  в  re,  прозванную  парижской,
несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.  В  1779  г.  М.  получил
место придворного  органиста  в  Зальцбурге.  26  января  1781  г.  была
представлена в Мюнхене с огромным успехом опера М.  "Идоменей",  которую
сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с  "Дон  Жуаном".  С
"Идоменея" начинается реформа лирико-драматического  искусства.  В  этой
опере видны  еще  следы  староитальянской  opera  seria  (большое  число
колоратурных арий, партия  Идоманты,  написанная  для  кастрата),  но  в
речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой  шаг
вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в  Мюнхене  М.
написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" -  один
из лучших образцов церковной музыки  конца  XVIII  ст.  С  каждой  новой
оперой творческая сила и новизна приемов М. выступали все ярче  и  ярче.
Опера  "Похищение  из  Сераля"  ("Die  Entfiihrung  aus  dem   Serail"),
написанная по поручению имп.  Иосифа  II  в  1782  г.,  была  принята  с
энтузиазмом и вскоре получила большое распространение  в  Германии,  где
ее, по духу музыки, стали считать первой нем. оперой. Она была  написана
во время романической любви М.,  похитившего  свою  невесту,  Констанцию
Вебер,  и  тайно  обвенчавшегося  с  ней.  Несмотря  на  успех  М.,  его
материальное положение было не  блестящее.  Оставив  место  органиста  в
Зальцбурге  и  пользуясь  скудными  щедротами  венского  двора,  М.  для
обеспечения своей семьи должен был давать  уроки,  сочинять  контрдансы,
вальсы и даже пьесы для стенных  часов  с  музыкой,  играть  на  вечерах
венской   аристократии   (отсюда   его   многочисленные   концерты   для
фортепиано). Оперы "L'oca del Cairo" (1783) и "Lo sposo  deluso"  (1784)
остались неоконченными. В 1783  -  85  гг.  созданы  М.  шесть  струнных
квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами  долгого  и
тяжкого труда.  К  этому  же  времени  относится  его  оратория  "Davide
penitente". С 1786 г.  начинается  необычайно  плодовитая  и  неустанная
деятельность  М.,  которая  была  главной  причиной   расстройства   его
здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения  может  служить  опера
"Свадьба Фигаро", написанная М. в 1786 г. за шесть недель и тем не менее
поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной  характеристики,
неиссякаемым  вдохновением.  В   Вене   успех   "Свадьбы   Фигаро"   был
сомнительный,  но  в  Праге  она  вызвала  восторг.  Не  успел  да-Понте
закончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию М.,
спешить с либретто "Дон Жуана", которого М. писал для Праги. Это великое
произведение,  имеющее  глубокое  значение  в   музыкальном   искусстве,
появилось впервые в 1787 г. и имело  в  Праге  еще  больший  успех,  чем
"Свадьба Фигаро". Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене,
вообще относившейся к М. холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание
придворного композитора, с  содержанием  в  800  флоринов  (1787),  было
весьма скромной наградой за все труды М.  Все-таки  он  был  привязан  к
Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил  приглашение  стать  во
главе придворной капеллы ФридрихаВильгельма II с содержанием  в  3  тыс.
талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После  "Дон  Жуана"  М.
сочиняет три наиболее  замечательные  симфонии:  mi  bemol  шаjeur,  sol
mineur и do majeur, написанные в течение полутора месяцев в 1788 г.;  из
них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789  г.
М. посвятил прусскому королю струнный квартет с  партией  концертирующей
виолончели (гe majeur).  После  смерти  Иосифа  II  (1790)  материальное
положение М. оказалось настолько безвыходным, что он должен  был  уехать
из Вены от преследований кредиторов и  артистическим  путешествием  хоть
немного поправить свои дела. Последними операми М. были "Cosi fan tutte"
(1790), прекрасной музыке которой вредит  слабое  либретто,  "Милосердие
Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря  на  то,  что
была написана за 18 дней  для  коронация  императора  Леопольда  II,  и,
наконец,  "Волшебная  флейта"  (1791),   имевшая   успех   колоссальный,
чрезвычайно быстро распространившийся.  Эта  опера,  в  старых  изданиях
скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из  Сераля"  послужила
основанием самостоятельного  развития  национальной  немецкой  оперы.  В
обширной и разнообразной деятельности М.  опера  занимает  самое  видное
место. Мистик по  натуре,  он  много  работал  для  церкви,  но  великих
образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini"
- "Ave verum  corpus"  (1791)  и  величественно-горестный  реквием,  над
которым М. в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью.
Помощником М. в сочинении реквиема был ученик  его  Зюссмейер,  и  ранее
принимавший некоторое  участие  в  сочинении  оперы  "Милосердие  Тита".
Нельзя сказать,  чтобы  М.-симфонист  стоял  также  высоко,  как  творец
бессмертных  опер.  В  его  фортепианной  литературе  замечается   смесь
гениальных идей  с  общими  местами,  глубочайших  чувств  -  с  дешевою
шутливостью, искусства - с небрежной работой. Много  драгоценного  можно
найти в его квартетах и квинтетах, а среди его 49  симфонии  выше  всего
стоят лирическая симфония в mibemol majeur, патетическая в sol-mineur  и
этическая в do-majeur, написанные в 1788 г. М. проявлял свое  творчество
во  всех  родах  музыки;  с  его  именем  соединяется  представление   о
всеобъемлющем  музык.  гении.  Выдающаяся  черта  всех  его  творений  -
задушевность. У М., как человека с незначительным научным  образованием,
круг идей был не столь обширен как у Бетховена,  но  по  выразительности
музыку М. верно назвали в Германии "музыкой души": в ней отразилась  вся
прекрасная, любящая, искренняя натура М. От чувства изящного М.  никогда
не отступал, оставаясь верным  следующему  взгляду,  высказанному  им  в
письме к отцу: "Страсти не  должны  быть  выражаемы  так  сильно,  чтобы
возбуждать отвращение; музыка, даже при самых ужасных ситуациях, никогда
не должна оскорблять слуха, но обязана ему  доставлять  наслаждение".  В
смысле  изучения  лучших  образцов  музыкальной   литературы,   главными
учителями М. были в области духовной музыки - Бах и Гендель,  в  области
оперы  -  Глюк,  в  инструментальной  музыке  -  Гайдн.  О  М.,  как  об
исполнителе  на  клавесине,  современники  его  говорили   в   следующих
выражениях: "Легкость невероятная, в особенности левой  руки,  тончайшая
нежность, выразительность самая изящная, чувство,  трогавшее  сердце  до
глубины - таковы были качества исполнения М. Вместе с богатством идей  и
великолепием его сочинений они приводили в восторг слушателей  и  делали
его первым клавесинистом своего века". Тематический каталог  соч.  М.  с

Страницы: «« « 1887   1888   1889   1890   1891   1892   1893   1894   1895  1896   1897   1898   1899   1900   1901   1902   1903   1904   1905  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь