Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1889   1890   1891   1892   1893   1894   1895   1896   1897  1898   1899   1900   1901   1902   1903   1904   1905   1906   1907  » »»

Вестник",  1876),  тоже  часть  физиологическая  (Одесса,   1883),   "Об
эпилепсии" ("Медиц. Вестник", 1876), "Материалы для патологии и  терапии
возвратного тифа" (диссертация, Одесса, 1877; по нем.  "Deutsch.  Archiv
f. klin. Med.", 1879,  XXIV),  "Практические  наблюдения  над  действием
салицилово-кислого натра  и  салициловой  кислоты"  ("Труды  Врачей  Од.
Бальнеологич. Общества", 1877, 144), "О  различных  типах  температурных
кривых возвратного тифа"  ("Труды  VI  Съезда",  165),  "Наблюдения  над
возвратным тифом" ("Deut. Archiv f.  klinische  Med.",  XIV,  165;  тоже
"Врач", 1880, 19, 40  и  1881),  "О  причинах  эпидемического  появления
брюшного  тифа"  ("Протоколы  Общества  Од.  Врачей",  1882  -  83),  "О
возбуждаемости  двигательных  центров  корки  мозга  при   гипнотическом
состоянии",  "Применение  подвешивания  больных  к   лечению   некоторых
расстройств  спинного  мозга"  ("Протоколы  Секции  Психологии",   1881;
переведено на англ. яз. в "Brain",  т.  XII),  "Об  истерических  формах
гипноза" (Одесса, 1888, лекции), "О влиянии холодной воды  на  выделение
белка мочой" ("Отчеты Од. Бальнеологич. Общества",  1881),  "О  качестве
лечебных сортов винограда, произрастающего в окрестностях  Одессы"  (там
же, т. III).
   Мошка. -  Слово  М.  не  имеет  вполне  определенного  значения.  Так
называют  двукрылых   из   рода   Simulia,   ручейников   или   фриганид
(Phryganidae), а также и друпие насекомые.
   Мощи - тела святых христианской церкви, оставшиеся  после  их  смерти
нетленными. Почитание М. как святыни ведет свое начало от  самых  первых
времен христианства. В века гонений христиане употребляли  все  средства
для того, чтобы получить  в  свое  обладание  тела  мучеников,  и  места
погребения их становились  святилищами,  где  отправлялось  христианское
богослужение.  М.  св.  Игнатия  Богоносца,  пострадавшего  при  Траяне,
считались  "неоцененным  сокровищем",  ради  "благодати,   обитавшей   в
мученике". Язычники боялись, что мученики сделаются богами  христиан,  и
потому стали тела их  сожигать  или  бросать  в  море.  Когда  тело  св.
Поликарпа, епископа смирнского, было  сожжено  мучителями,  христиане  с
большими затруднениями собрали его кости как  "сокровище  более  ценное,
чем все драгоценные камни и золото".  Луитпранд,  король  лангобардский,
заплатил  большую  сумму,  чтобы  получить  М.  блаж.  Августина.  Руфин
свидетельствует, что подобным  образом  поступили  христианские  общины,
чтобы получить М. св. Иоанна Предтечи. Григорий Неокесарийский (III  в.)
установил праздники  в  память  мучеников  и  их  М.  в  своей  епархии,
разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в
дни их памяти.  На  Западе  папа  Феликс  (269  г.)  постановил,  чтобы,
"согласно древнему обычаю", литургия совершалась не  иначе,  как  на  М.
мучеников. Пятый карфагенский собор (прав. 10) постановил, чтобы ни один
храм не строился иначе, как  на  М.  мученика,  которые  полагались  под
алтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников,
над их М. Этот обычай вошел в общее правило. На Западе, после IV в.,  М.
обыкновенно полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий  мог
воздать им чествование,  либо  по  ту  или  другую  сторону  алтаря.  М.
находились даже в домашних  церквах,  помещались  частицами  в  крестах,
запрестольных и напрестольных, также в энколпиях. Случалось, что  города
спорили между собою о праве владеть М. святого (напр., Тур и Пуатье -  о
М. св. Мартина). В настоящее время каждый  православный  храм  имеет  М.
того или другого святого. Смысл этого всеобщего и непрерывного, почти от
начала церкви, чествования М. выяснен целым  рядом  знаменитейших  отцов
церкви восточной и западной (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий
Богослов,  Златоуст,  Амвросий,  Иероним  и  особенно  Августин,  Кирилл
Александрийский,   Исидор   Пелусиот,   Геннадий   Массилийский,   Иоанн
Дамаскин).  Оно  основывается  на   учении   Св.   Писания   о   высоком
предназначении христианских тел как храмов Духа Св., к участию вместе  с
душами в бессмертии; на общей уверенности в святости во время жизни тех,
чьи М. чтутся; более же всего - на чудесах, совершавшихся  на  глазах  у
всех, при посредстве мощей. Чтутся М. "благочестиво, но не боголепно"  -
в том же смысле, в каком чтутся иконы. Учение о почитании М.  утверждено
VII вселенским собором (прав. VII), определившим, что  епископ,  который
освятит храм без М., подлежит извержению. В западной  церкви  в  средние
века развилась обширная литература  в  защиту  почитания  М.,  вызванная
ересями альбигойцев, павликиан, богомилов, вальденсов, виклефитов и  др.
Восточная церковь формулировала свой взгляд на этот  предмет  в  "ответе
восточных патриархов лютеранам" (рус. перевод, М., 1846 г.),  в  котором
предаются анафеме как те, которые  воздают  М.  честь  приличную  одному
Богу, так и те, которые не чтут М., как учит церковь.
   Мудров (Матвей Яковлевич, 1772 - 1831) - ордин. профессор патологии и
терапии московского университета. В 1794 г. М. окончил курс  гимназии  и
народного училища и в 1795 г. поступил  в  университет  и  стал  изучать
врачебные  науки.  Командированный  за  границу,  М.  слушал  лекции   в
берлинском  университете  у  проф.  Гуфеланда,  в  Гамбурге  -  у  проф.
Решлауба, в Геттингене - у Рихтера, в Вене М. изучал глазные болезни под
руководством проф. Беера; в Париже М. прожил четыре года, слушая  лекции
проф. Порталя, Пинеля, Бойе и др. За границей М. написал  сочинение  "De
spontanea plaucentae solutione", за которое в 1804  г.  получил  степень
доктора медицины. В 1807 г. М. в Вильне  заведовал  отделением  главного
военного госпиталя, отличился удачным лечением кровавого поноса, которым
страдала русская армия. С 1808 г. М. начал читать  лекции  в  московском
университете; первый курс, читанный им, имел предметом науку о гигиене и
о болезнях, обыкновенных в действующих войсках. В 1812 г.  М.  выехал  в
Нижний  Новгород  вместе  с  ректором  и  другими  профессорами;   после
освобождения  Москвы  от  неприятеля  М.  приложил  много  стараний  при
возобновлении анатомической  аудитории  и  13  октября  1813  г.  открыл
медицинский факультет. В 1813 г.  был  назначен  ординарным  профессором
патологии, терапии и клиники в московском отделении медико-хирургической
академии, где открыл клинический институт. По проекту М.  были  устроены
при  московском  университете  в  1820  г.  медицинский  и   клинический
институты, директором которых был назначен М. Пять раз М.  был  избираем
деканом  медицинского  факультета.  В  1830  г.   М.   назначен   членом
центральной комиссии по борьбе с холерой и был командирован  в  Саратов,
умер от холеры в Петербурге. М. принадлежат следующие работы: "Principes
de la pathologie militaire concernant la guerison des plaies  d'armes  a
feu et l'amputation des membres sur le champ de  la  bataille  ou  a  la
suite du traitement developpes aupres des  lits  der  blesses"  (Вильна,
1808), "Рассуждение о средствах, везде находящихся,  которыми...  должно
помогать больному солдату", читанное в медико-физическом обществе в 1812
г., "Краткое наставление о холере и способе, как  предохранять  себя  от

Страницы: «« « 1889   1890   1891   1892   1893   1894   1895   1896   1897  1898   1899   1900   1901   1902   1903   1904   1905   1906   1907  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь