Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1895   1896   1897   1898   1899   1900   1901   1902   1903  1904   1905   1906   1907   1908   1909   1910   1911   1912   1913  » »»

назначается по 10 - 20 капель, а также под  кожу  (1  -  2  шприца).  М.
употребляется также в зубных порошках для устранения дурного запаха  изо
рта. В настоящее время М. далеко не  имеет  того  обширного  применения,
какое  он  имел  раньше:  современная   медицина   располагает   другими
возбуждающими средствами с вполне известным химическим  составом  и  при
том с более постоянным действием, независящим  от  тех  случайностей,  с
которыми связано получение хорошего препарата М.
   Мускусный  овцебык,  мускусный  бык  (Ovibos  moschatus  Blainv.)   -
единственный современный представитель особого рода Ovibiоs из семейства
полорогих (Cavicornia).  Род  Ovibos  занимает  промежуточное  положение
между быками и овцами; передняя часть морды покрыта  короткими  волосами
(не голая, как у быков); рога  при  основании  очень  широки,  вздуты  и
морщинисты и так сближены на лбу животного, что между ними остается лишь
узкий желобок; они сначала загибаются вниз, потом вперед, далее вверх  и
кнаружи; они гладки  и  круглы  в  поперечном  сечении  (кроме  основной
части); уши малы, заострены  и  почти  скрыты  в  шерсти;  шерсть  очень
густая, длинная, мохнатая, свешивающаяся почти до земли,  удлиненная  на
нижней стороне шеи, с густым подшерстком, короткая лишь на  ногах;  ноги
относительно короткие, сильные, с неодинаковыми  копытами  каждой  ноги;
короткий хвост скрыт  в  шерсти.  Известен  один  современный  вид  и  2
ископаемых. М. овцебык сверху темнобурого, снизу  черно-бурого  цвета  с
буроватым светлым пятном  на  середине  спины;  рога  светлого  рогового
серого цвета с черными концами; длина тела до 2,35 м, хвост 7 см, высота
плеч до 1,1 м. Водится в Сев. Америке к С. от  60ё  с.  ш.,  но  область
распространения его все суживается и он становится малочислен; к  З.  от
р. Макензи он в настоящее  время  уже  не  встречается;  кроме  материка
водится на земле Парри, Гринелевой земле, зап. и  вост.  Гренландии.  По
образу жизни напоминает овец. Живет стадами по  20  -  30  голов,  очень
ловко лазает по скалам, питается мхом, лишаями, травой;  с  сентября  до
мая кочует. В конце мая или  начале  июня  (нов.  стиля)  самка  рождает
одного детеныша. Мясо самцов, а иногда и самок, может сильно  отзываться
мускусом, и его едят в таком случае лишь индейцы и  эскимосы;  но  запах
этот не всегда силен, и  потому  мясо  иногда  употребляется  в  пищу  и
европейцами. В дело идет у  индейцев  и  эскимосов  также  мех  и  кожа.
Ископаемые останки встречаются в плейстоцене Сибири, Германии, Франции и
Великобритании.
   Мусоргский (Модест Петрович,  1839  -  1881)  -  талантливый  русский
композитор. Родился в Торопецком  у.  Псковской  губ.,  окончил  курс  в
бывшей школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в преображенском
полку, потом в главном  инженерном  управлении,  в  министерстве  госуд.
имуществ и в  госуд.  контроле.  Музыкальный  кружок  Балакирева  оказал
огромное влияние на артистическое  развитие  М.,  выявив  его  настояшее
призвание и заставив обратить более серьезное  внимание  на  музыкальный
занятия. Под руководством Балакирева  М.  читал  оркестровые  партитуры,
знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.
Раньше  М.  учился  игре  на  фортепиано  у  Герке  и  сделался  хорошим
пианистом. Хотя пению М. и  не  учился,  но  обладал  довольно  красивым
баритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки. Уже  в  1852  г.
фирмой Бернард в СПб. издана фортепианная пьеса М. В 1858 г. М.  написал
два скерцо, из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860  г.
исполнено в концерте русского музыкального общества под управлением А.Г.
Рубинштейна. Вслед затем М. написал несколько  романсов  и  принялся  за
музыку к трагедии Софокла "Эдип"; последняя работа не  была  окончена  и
только один хор из музыки к "Эдипу", исполненный в концерте К.Н.  Лядова
в 1861  г.,  издан  в  числе  посмертных  произведений  М.  Для  оперной
обработки М. сначала выбрал роман Флобера "Саламбо", но  вскоре  оставил
эту  работу  неоконченной,  как  и  попытку  написать  музыку  на  сюжет
"Женитьбы"  Гоголя.  Известность  М.  принесла  опера  "Борис  Годунов",
поставленная на сцене Мариинского театра в СПб. в 1874 г. и признанная в
некоторых музыкальных кружках  произведеним  образцовым.  В  течение  10
последующих лет "Борис Годунов" бы дан 15 раз и затем снят с репертуара.
Только в конце ноября 1896 г. "Борис Годунов" снова увидел  свет,  но  в
несколько  ином  виде.  Н.А.  Римский-Корсаков  исправил,  переделал   и
переинструментовал заново "Бориса Годунова"  и  поставил  его  на  сцене
большого зала музыкального общества (новое  здание  консерватории),  при
участии членов "Общества музыкальных собраний". Фирма  Бессель  и  Кё  в
СПб. выпустила к этому времени новый клавираусцуг "Бориса  Годунова",  в
предисловии к которому Римский-Корсаков  объясняет  причины,  побудившие
его взяться за эту переделку (плохая фактура и  оркестровка).  В  Москве
"Борис Годунов" поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888  г.  В
1875 г. М. начал  драматическую  оперу  ("народную  музыкальную  драму")
"Хованщина"  (по  плану  В.В.  Стасова),  одновременно  работая  и   над
комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Музыку и  текст
"Хованщины" М. почти успел закончить, но опера не была  инструментована;
последнее сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с  тем  закончил
"Хованщину" и приспособил ее  для  сцены.  Фирма  Бессель  и  Кё  издала
партитуру оперы и клавираусцуг (1883 г.). "Хованщина" исполнена на сцене
спб. музыкальнодраматического кружка в  1886  г.  под  управлением  С.Ю.
Гольдштейна; на сцене Кононовского  зала  в  СПб.  в  1893  г.,  частным
оперным товариществом; у Сетова в Kиеве  в  1892  г.  Довести  до  конца
"Сорочинскую ярмарку" оказалось невозможным, так как  из  этой  оперы  в
бумагах М. сохранились лишь немногие черновые  наброски.  М.  -  большой
самобытный талант, и притом  талант  чисто  русский;  он  принадлежит  к
группе  музыкальных  деятелей,  стремившихся  к  оформленному  реализму.
Национальность М. как  композитора  сквозит  и  в  умении  обращаться  с
народной песней, и  в  самом  складе  его  музыки,  в  ее  мелодических,
гармонических и ритмических особенностях, на конец - в  выборе  сюжетов,
главным образом, из рус. жизни. М. -  ненавистник  рутины,  для  него  в
музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной  грамматики  он
обращал мало внимания, усматривая в  них  не  положения  науки,  а  лишь
сборник композиторских приемов прежних эпох.  Всюду  М.  отдается  своей
пылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообще
удавалась М., и в этом жанре  он  разнообразен,  остроумен  и  находчив;
стоит только вспомнить его сказку про "Козла", историю долбящего  латынь
"Семинариста", влюбленного в поповскую дочь,  "По  грибы"  (текст  Мея),
"Пирушку". М. не любит останавливаться на лирических темах, да они ему и
плохо даются (лучше  других  его  лирические  романсы  "Ночь"  на  слова
Пушкина и "Еврейская мелодия" на слова Мея); за  то  широко  проявляется
творчество М. в тех случаях, когда он обращается к русской  крестьянской
жизни.   Богатой   колоритностью   отмечены   песни   М.:   "Калистрат",

Страницы: «« « 1895   1896   1897   1898   1899   1900   1901   1902   1903  1904   1905   1906   1907   1908   1909   1910   1911   1912   1913  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь