Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 » »» назначается по 10 - 20 капель, а также под кожу (1 - 2 шприца). М. употребляется также в зубных порошках для устранения дурного запаха изо рта. В настоящее время М. далеко не имеет того обширного применения, какое он имел раньше: современная медицина располагает другими возбуждающими средствами с вполне известным химическим составом и при том с более постоянным действием, независящим от тех случайностей, с которыми связано получение хорошего препарата М. Мускусный овцебык, мускусный бык (Ovibos moschatus Blainv.) - единственный современный представитель особого рода Ovibiоs из семейства полорогих (Cavicornia). Род Ovibos занимает промежуточное положение между быками и овцами; передняя часть морды покрыта короткими волосами (не голая, как у быков); рога при основании очень широки, вздуты и морщинисты и так сближены на лбу животного, что между ними остается лишь узкий желобок; они сначала загибаются вниз, потом вперед, далее вверх и кнаружи; они гладки и круглы в поперечном сечении (кроме основной части); уши малы, заострены и почти скрыты в шерсти; шерсть очень густая, длинная, мохнатая, свешивающаяся почти до земли, удлиненная на нижней стороне шеи, с густым подшерстком, короткая лишь на ногах; ноги относительно короткие, сильные, с неодинаковыми копытами каждой ноги; короткий хвост скрыт в шерсти. Известен один современный вид и 2 ископаемых. М. овцебык сверху темнобурого, снизу черно-бурого цвета с буроватым светлым пятном на середине спины; рога светлого рогового серого цвета с черными концами; длина тела до 2,35 м, хвост 7 см, высота плеч до 1,1 м. Водится в Сев. Америке к С. от 60ё с. ш., но область распространения его все суживается и он становится малочислен; к З. от р. Макензи он в настоящее время уже не встречается; кроме материка водится на земле Парри, Гринелевой земле, зап. и вост. Гренландии. По образу жизни напоминает овец. Живет стадами по 20 - 30 голов, очень ловко лазает по скалам, питается мхом, лишаями, травой; с сентября до мая кочует. В конце мая или начале июня (нов. стиля) самка рождает одного детеныша. Мясо самцов, а иногда и самок, может сильно отзываться мускусом, и его едят в таком случае лишь индейцы и эскимосы; но запах этот не всегда силен, и потому мясо иногда употребляется в пищу и европейцами. В дело идет у индейцев и эскимосов также мех и кожа. Ископаемые останки встречаются в плейстоцене Сибири, Германии, Франции и Великобритании. Мусоргский (Модест Петрович, 1839 - 1881) - талантливый русский композитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс в бывшей школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд. имуществ и в госуд. контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказал огромное влияние на артистическое развитие М., выявив его настояшее призвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальный занятия. Под руководством Балакирева М. читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой. Раньше М. учился игре на фортепиано у Герке и сделался хорошим пианистом. Хотя пению М. и не учился, но обладал довольно красивым баритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 г. фирмой Бернард в СПб. издана фортепианная пьеса М. В 1858 г. М. написал два скерцо, из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте русского музыкального общества под управлением А.Г. Рубинштейна. Вслед затем М. написал несколько романсов и принялся за музыку к трагедии Софокла "Эдип"; последняя работа не была окончена и только один хор из музыки к "Эдипу", исполненный в концерте К.Н. Лядова в 1861 г., издан в числе посмертных произведений М. Для оперной обработки М. сначала выбрал роман Флобера "Саламбо", но вскоре оставил эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет "Женитьбы" Гоголя. Известность М. принесла опера "Борис Годунов", поставленная на сцене Мариинского театра в СПб. в 1874 г. и признанная в некоторых музыкальных кружках произведеним образцовым. В течение 10 последующих лет "Борис Годунов" бы дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. "Борис Годунов" снова увидел свет, но в несколько ином виде. Н.А. Римский-Корсаков исправил, переделал и переинструментовал заново "Бориса Годунова" и поставил его на сцене большого зала музыкального общества (новое здание консерватории), при участии членов "Общества музыкальных собраний". Фирма Бессель и Кё в СПб. выпустила к этому времени новый клавираусцуг "Бориса Годунова", в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет причины, побудившие его взяться за эту переделку (плохая фактура и оркестровка). В Москве "Борис Годунов" поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В 1875 г. М. начал драматическую оперу ("народную музыкальную драму") "Хованщина" (по плану В.В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Музыку и текст "Хованщины" М. почти успел закончить, но опера не была инструментована; последнее сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил "Хованщину" и приспособил ее для сцены. Фирма Бессель и Кё издала партитуру оперы и клавираусцуг (1883 г.). "Хованщина" исполнена на сцене спб. музыкальнодраматического кружка в 1886 г. под управлением С.Ю. Гольдштейна; на сцене Кононовского зала в СПб. в 1893 г., частным оперным товариществом; у Сетова в Kиеве в 1892 г. Довести до конца "Сорочинскую ярмарку" оказалось невозможным, так как из этой оперы в бумагах М. сохранились лишь немногие черновые наброски. М. - большой самобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит к группе музыкальных деятелей, стремившихся к оформленному реализму. Национальность М. как композитора сквозит и в умении обращаться с народной песней, и в самом складе его музыки, в ее мелодических, гармонических и ритмических особенностях, на конец - в выборе сюжетов, главным образом, из рус. жизни. М. - ненавистник рутины, для него в музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду М. отдается своей пылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообще удавалась М., и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив; стоит только вспомнить его сказку про "Козла", историю долбящего латынь "Семинариста", влюбленного в поповскую дочь, "По грибы" (текст Мея), "Пирушку". М. не любит останавливаться на лирических темах, да они ему и плохо даются (лучше других его лирические романсы "Ночь" на слова Пушкина и "Еврейская мелодия" на слова Мея); за то широко проявляется творчество М. в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни М.: "Калистрат", Страницы: «« « 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |