|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 » »» назначается по 10 - 20 капель, а также под кожу (1 - 2 шприца). М.
употребляется также в зубных порошках для устранения дурного запаха изо
рта. В настоящее время М. далеко не имеет того обширного применения,
какое он имел раньше: современная медицина располагает другими
возбуждающими средствами с вполне известным химическим составом и при
том с более постоянным действием, независящим от тех случайностей, с
которыми связано получение хорошего препарата М.
Мускусный овцебык, мускусный бык (Ovibos moschatus Blainv.) -
единственный современный представитель особого рода Ovibiоs из семейства
полорогих (Cavicornia). Род Ovibos занимает промежуточное положение
между быками и овцами; передняя часть морды покрыта короткими волосами
(не голая, как у быков); рога при основании очень широки, вздуты и
морщинисты и так сближены на лбу животного, что между ними остается лишь
узкий желобок; они сначала загибаются вниз, потом вперед, далее вверх и
кнаружи; они гладки и круглы в поперечном сечении (кроме основной
части); уши малы, заострены и почти скрыты в шерсти; шерсть очень
густая, длинная, мохнатая, свешивающаяся почти до земли, удлиненная на
нижней стороне шеи, с густым подшерстком, короткая лишь на ногах; ноги
относительно короткие, сильные, с неодинаковыми копытами каждой ноги;
короткий хвост скрыт в шерсти. Известен один современный вид и 2
ископаемых. М. овцебык сверху темнобурого, снизу черно-бурого цвета с
буроватым светлым пятном на середине спины; рога светлого рогового
серого цвета с черными концами; длина тела до 2,35 м, хвост 7 см, высота
плеч до 1,1 м. Водится в Сев. Америке к С. от 60ё с. ш., но область
распространения его все суживается и он становится малочислен; к З. от
р. Макензи он в настоящее время уже не встречается; кроме материка
водится на земле Парри, Гринелевой земле, зап. и вост. Гренландии. По
образу жизни напоминает овец. Живет стадами по 20 - 30 голов, очень
ловко лазает по скалам, питается мхом, лишаями, травой; с сентября до
мая кочует. В конце мая или начале июня (нов. стиля) самка рождает
одного детеныша. Мясо самцов, а иногда и самок, может сильно отзываться
мускусом, и его едят в таком случае лишь индейцы и эскимосы; но запах
этот не всегда силен, и потому мясо иногда употребляется в пищу и
европейцами. В дело идет у индейцев и эскимосов также мех и кожа.
Ископаемые останки встречаются в плейстоцене Сибири, Германии, Франции и
Великобритании.
Мусоргский (Модест Петрович, 1839 - 1881) - талантливый русский
композитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс в
бывшей школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в преображенском
полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд.
имуществ и в госуд. контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказал
огромное влияние на артистическое развитие М., выявив его настояшее
призвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальный
занятия. Под руководством Балакирева М. читал оркестровые партитуры,
знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.
Раньше М. учился игре на фортепиано у Герке и сделался хорошим
пианистом. Хотя пению М. и не учился, но обладал довольно красивым
баритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 г.
фирмой Бернард в СПб. издана фортепианная пьеса М. В 1858 г. М. написал
два скерцо, из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г.
исполнено в концерте русского музыкального общества под управлением А.Г.
Рубинштейна. Вслед затем М. написал несколько романсов и принялся за
музыку к трагедии Софокла "Эдип"; последняя работа не была окончена и
только один хор из музыки к "Эдипу", исполненный в концерте К.Н. Лядова
в 1861 г., издан в числе посмертных произведений М. Для оперной
обработки М. сначала выбрал роман Флобера "Саламбо", но вскоре оставил
эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет
"Женитьбы" Гоголя. Известность М. принесла опера "Борис Годунов",
поставленная на сцене Мариинского театра в СПб. в 1874 г. и признанная в
некоторых музыкальных кружках произведеним образцовым. В течение 10
последующих лет "Борис Годунов" бы дан 15 раз и затем снят с репертуара.
Только в конце ноября 1896 г. "Борис Годунов" снова увидел свет, но в
несколько ином виде. Н.А. Римский-Корсаков исправил, переделал и
переинструментовал заново "Бориса Годунова" и поставил его на сцене
большого зала музыкального общества (новое здание консерватории), при
участии членов "Общества музыкальных собраний". Фирма Бессель и Кё в
СПб. выпустила к этому времени новый клавираусцуг "Бориса Годунова", в
предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет причины, побудившие
его взяться за эту переделку (плохая фактура и оркестровка). В Москве
"Борис Годунов" поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В
1875 г. М. начал драматическую оперу ("народную музыкальную драму")
"Хованщина" (по плану В.В. Стасова), одновременно работая и над
комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Музыку и текст
"Хованщины" М. почти успел закончить, но опера не была инструментована;
последнее сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил
"Хованщину" и приспособил ее для сцены. Фирма Бессель и Кё издала
партитуру оперы и клавираусцуг (1883 г.). "Хованщина" исполнена на сцене
спб. музыкальнодраматического кружка в 1886 г. под управлением С.Ю.
Гольдштейна; на сцене Кононовского зала в СПб. в 1893 г., частным
оперным товариществом; у Сетова в Kиеве в 1892 г. Довести до конца
"Сорочинскую ярмарку" оказалось невозможным, так как из этой оперы в
бумагах М. сохранились лишь немногие черновые наброски. М. - большой
самобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит к
группе музыкальных деятелей, стремившихся к оформленному реализму.
Национальность М. как композитора сквозит и в умении обращаться с
народной песней, и в самом складе его музыки, в ее мелодических,
гармонических и ритмических особенностях, на конец - в выборе сюжетов,
главным образом, из рус. жизни. М. - ненавистник рутины, для него в
музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он
обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь
сборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду М. отдается своей
пылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообще
удавалась М., и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив;
стоит только вспомнить его сказку про "Козла", историю долбящего латынь
"Семинариста", влюбленного в поповскую дочь, "По грибы" (текст Мея),
"Пирушку". М. не любит останавливаться на лирических темах, да они ему и
плохо даются (лучше других его лирические романсы "Ночь" на слова
Пушкина и "Еврейская мелодия" на слова Мея); за то широко проявляется
творчество М. в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской
жизни. Богатой колоритностью отмечены песни М.: "Калистрат",
Страницы: «« « 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |