|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 » »» отрекаться от ислама, и новых обращений не происходило. С более
безобидными последователями нового пророка можно было церемониться
менее, так что невольникам-мусульманам М. разрешил даже reservatio
mentalis для спасения жизни. В 615 г. небольшая община мусульман бежала,
по совету самого пророка, в христианскую страну Абессинию, где могла
укрыться от преследований; абессинцы считались врагами мекканцев, а их
христианскую религию М. принимал за тожественную со своей (Кор. XXIX,
45). Сперва, для разведок, убежало туда только 11 чел., но пророк уже
почувствовал себя одиноким и с отчаяния пошел даже на уступку
корейшитам, раздраженным его сношениями с Абессинией: он, по
свидетельству ибн-Саада и Таберия, решился признать трех идолов (Озза,
Лат и Менат) в качестве посредников между людьми и Аллахом (Кор. LIII,
срв. Muir II, 150 sq.; Noldeke, "Tabarи", 80). Kopeйшиты были польщены,
готовы были признать М. за настоящего пророка, но он вскоре (по
мусульманам на другой день, по европейским ученым - месяца через два)
отказался от своих слов и объяснил свою слабость искушением диавольским.
Этим самым он еще более обострил отношения, и переселения в Абессинию
возобновились: всего ушло 101 чел., и они, кроме некоторых, оставались
там до 7-го г. Гиждры. Счастливый случай внезапно доставил М. нового
союзника: знатный мекканец, известный под насмешливым прозвищем
Абу-Джехль ("отец невежества", т. е. "осел"); издеваясь над М. в
присутствии его дяди Хамзы, отпустил несколько таких замечаний, которые
Хамза счел за оскорбление семейной чести; в негодовании он объявил себя
последователем пророка. Еще важнее было обращение Омара (615),
напоминающее во многих отношениях обращение Савла в христианство
(ибн-Хишам I, 167; Косс. де Перс. I, 396; Шпренг., II, 83). Это был
человек 26 лет, не богатый и не знатный, но непомерной силы, огромного
роста, пылкий, решительный, в то же время чрезвычайно добрый и даже
склонный к сентиментальности. Быть может, современные историки впадают в
крайность, признавая Омара настоящим основателем ислама, но нельзя
отрицать, что именно он внес движущий, побуждающий элемент в учение М.:
без Омара, как заключают европейские исследователи на основании истории
предыдущих пяти лет и на основании последующей его роли, исламу нечего
было ждать успеха (Дози, 38; Мюллер, I, 318). М. был вдохновенный
человек, но вовсе не имел практического смысла и энергии: первое из этих
качеств было у Абу-Бекра, второе -у Омара. Абу-Бекра восхищала
оригинальность М. и его энтузиазм, Омара - слабость пророка и
потребность в помощи его, Омара. Абу-Бекр регулировал непостоянный дух
М., давал его идеям нравственное скрепление, выступал с речью перед
другими в тех случаях, где нужна была известная дипломатическая
тонкость; Омар выдвигался в тех случаях, где требовалась его сила и
энергия. "Таким образом триумвират был полный: М. думал, Абу-Бекр
говорил, Омар действовад" (Dozy, 39). Присоединение Омара сильно подняло
вес пророка: с этого времени мусульмане, по настоянию Омара, стали
отправлять свои молитвы уже не в частном доме, а публично, у Каабы.
Насмешки мекканцев усилились; они настоятельно требовали, чтобы скорее,
наконец, пришел грозный день Божьего суда над ними, давно обещанный М.
Они указывали источник, откуда М. черпает свои откровения о древних
пророках: "с ним по ночам беседует один христианин (Джебр)", говорили
они, "а он утром повторяет нам то же" (Кор. XXV, 5 - 6). М., не отрицая
факта своих сношений с Джебром (монофизитом, по догадке Нофаля), отвечал
лишь: "Язык того человека иностранный, а между тем мой Коран - чистейшая
арабская речь" (Кор., XVI, 105; см. также XXV, 5; XLIV, 13). Другие
свидетельства указывают что в это же время М.имел сношения и с евреями.
Библейские рассказы, слышанные от других, он также называл откровениями,
ниспосланными ему свыше; это подает повод Вейлю думать, что в данном
случае М. сознательно лукавил; другие видят и здесь самообман. Из числа
мекканцев особенно выделялся своею враждою к исламу АбуСофъян,
родоначальник будущей династии Омейядов. Решено было прекратить всякие
сношения с родом Хашима (617). Два года длился интердикт, устранивший
род Хашима (кроме Абу-Лехеба) от участия в караванной торговле, но,
наконец, враждующие стороны помирились; так как после того мы не видим
новых обращений в ислам, то нужно думать, что родственники М. приняли
обязательство не допускать М. до приобретения новых адептов. В 619 г.
умирают Хедиджа, бывшая ангелом-хранителем мужа в минуты его сомнений, и
Абу-Талиб, не веровавший в племянника, но мужественно его охранявший.
Родоначальником сделался враг М., Абу-Лехеб. Сначала он, держась родовых
обычаев, обещал племяннику такую же охрану, какую тот имел от
Абу-Талиба; но затем враги М. подучили Абу-Лехеба справиться у
племянника, в раю или в аду будут его предки - язычники. М. имел
мужество ответить: "в аду", и таким образом лишился последнего
покровителя. Он обратил взоры на Таиф, маленький городок вблизи Мекки;
но там его встретили насмешками, уверяя, что Аллах для посольства избрал
бы кого-нибудь получше, чем он, и даже осыпали градом камней. Тогда (в
620 г.; см. Шпренг., II, 526) М. решился вступить в сношения с
старинными врагами мекканцев - жителями Ясриба, которые пришли к Каабе
на ежегодную ярмарку и богомолье (Мьюр, II, 181 sq., доказывает, что
начало мохаммедовых сношений с инородними арабами относится еще ко
времени интердикта, наложенного на Хашимитов). В Ясрибе жили арабские
племена аусов и хезреджей, которые в конце V в. отняли власть у
населявших Ясриб евреев, подчинили большинство их себе, но постоянно
ослабляли себя взаимными междоусобиями. С 583 г. распря аусов и
хезреджей стала нескончаемой. Мекканцы относились пренебрежительно к
жителям Ясриба, как потому, что там процветало земледелие, а не
торговля, так и потому, что победители-арабы приняли религию подчиненных
иудеев (далеко, впрочем, не все: кроме иудейства там были распространены
и другие вероучения, между прочим ханифизм и отчасти идеи христианские).
М. разделял предрассудки своих сограждан против ясрибцев, но он видел
безнадежность своего положения в Мекке и принужден был согласиться на
помощь, предложенную ясрибцами. Последние руководились на первое время
видами не столько религиозными, сколько политическими. Еврейские их
сограждане и подданные не раз грозили им приходом Мессии; М. - последний
пророк Божий - очень напоминал собой Мессию, и в расчете арабов было
привлечь его на свою сторону. Кроме того (и это было важнейшим
соображением) беспрестанные раздоры утомили всех, а новая религия могла
примирить враждующие партии; наконец, старинное соперничество Ясриба с
Меккой также сыграло свою роль. И вот, в Ясриб был послан мекканский
миссионер Мосъаб, сын Омейра. В 622 г., в марте; состоялись
окончательные переговоры ("вторая Акаба"), которые вел дядя М., Аббас
(пронырливый родоначальник династии Аббасидов); в М. он не веровал, но
Страницы: «« « 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |