Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 » »» примечаниями, составленный К„хелем ("Chronologisch-thematisches Verzeicbniss sammtlicber Tonwerke W. A. Mozart's", Лейпциг, 1862), представляет том в 550 стр. По исчислению К„хеля, М. написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений. Первая биография М. составлена Нимчеком ("Mozart's Leben", Прага, 1798); затем было издано около 25 биографий М., которые потеряли значение после появления следующих трех обширных трудов: Nissen (второй муж вдовы М.), "Biographie W.-A. Mozart's" (Лейпциг, 1828); Otto Jahn, "W.-A. Mozart" (Лейпциг, 1856; позднейшая переработка Дейтерса, Лейпциг, 1889 - 91); Улыбышев, "Nouvelle biographie de Mozart" (М., 1843; русский перевод, с примечаниями Г. А. Лароша, М., 1890 - 92). Труд Ниссена послужил материалом для "The Life of Mozart", Holmes (Л., 1815) и "Histoire de W.-A. Mozart", Albert Sowinski (Пар., 1869). Писали о М. еще Nohl, "Leben Mozart's" (Штутгарт, 1863); его же "W.-A. Mozart. Ein Beitrag zur Aesthetik der Tonkunst" (Гейдельберг, 1860); Рейссман, в "Neuer Plutarch" (Лейпциг, 1880). Письма М. издал Ноль (Лейпциг., 1877); выдержки из них напечатаны в "Отечественных Записках" (1865, ј 3). Письма и воспоминания сестры М. изданы в "Mozartiana" (Лейпциг, 1880). На рус. языке см. характеристику М. во втором томе "Музыкально-характеристических этюдов" Ла-Мара в переводе А. Желябужской. В критических статьях А. Н. Серова, изданных в 1892 - 95, помещены статьи о М.: в I т., стр. 132 - 241, II т. - стр. 891, IV т. - стр. 2105. См. также "Зальцбург" В. Чечота ("Артист", 1891, ј 18). Первое полное собрание произведений М. издано в Лейпциге фирмой Брейткопфа и Гертеля в 1876 г. Для увековечения памяти М. возникли общества (Mozartstiftungen) в Зальцбурге, Франкфурте-на-Майне, Дюссельдорфе и др. городах. Памятники М. поставлены в Веймаре, Зальцбурге, Вене и многих др. городах. В Зальцбурге, в доме где жил М., устроен Моцартовский архив. Н. Соловьев. Мочалов (Павел Степанович) - знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком. М. не получил систематического образования. 17-ти лет он дебютировал с успехом в московском театре в роли Полиника в трагедии Озерова "Эдип в Афинах". Через Кокошкина он сблизился с С.Т. Аксаковым, который ввел его в литературные кружки (сам М. впоследствии писал стихотворения элегического содержания). М. вступил на артистическое поприще в эпоху, когда кончалось обаяние трагедий Озерова и наступала пора переводной и русской мелодрамы, а затем и романтического репертуара вперемежку с пьесами Шекспира и Шиллера. В этом репертуаре М. бессменно 30 лет занимал амплуа "героя" и "первого драматического любовника" и переиграл огромное число ролей. Из переводных мелодрам в репертуаре М. главное место занимали пьесы Коцебу, из русских - Шаховского, Полевого, Ободовского и Кукольника; иногда он играл и в комедиях (Альмавиву, Чацкого). Из шекспировского репертуара М. играл Гамлета, Отелло, Лира, Кориолана, Ромео, Ричарда III; из шиллеровского - Франца и Карл Мооров в "Разбойниках", Дон-Карлоса, Фердинанда и Миллера ("Коварство и любовь"), Мортимера("Маpия Стюарт"). "Коронною" ролью М. был Гамлет, в переводе Полевого поставленный на московской сцене в 1837 г. Умер М., отчасти жертвой своей страсти к вину, 16 марта 1848 г. и был торжественно похоронен на Ваганьковском кладбище; лет через 10 его могила была украшена памятником, с эпитафией, в которой М. назван "безумным другом Шекспира". М. был артистом порыва, лишенным той выдержки, без которой немыслимо создание цельных типов: вот почему он не оставил после себя традиций, не создал школы и тайну своего обаяния унес в могилу. Фигура М. не была особенно сценична: он был среднего роста и немного сутуловат, но в минуту вдохновения выпрямлялся и делался стройным; голова с крупными, пластическими чертами лица была поставлена на могучие плечи, черные глаза замечательно выразительны; все черты лица отличались гибкостью. Удивителен был голос М. - тенор, мягкий и звучный; шепот М. был слышен в верхних галереях театра, а голосовые удары заставляли невольно вздрагивать. При вечном расчете М. на "наитие", его игра была игрою счастливых импровизаций; этим, между прочим, объясняется, почему он не имел успеха на своих гастролях в Петербурге, где Каратыгин, стремившийся к сознательному и цельному воспроизведению изображаемых ролей, приучил публику к совершенно иным сценическим требованиям. В лице обоих трагиков русский театр имеет образцы двух исконных течений в сфере искусства: рефлективного, "классического", и непосредственного, "романтического". Знаменитая статья Белинского о М. "Гамлет, драма Шекспира и М. в роли Гамлета" художественно иллюстрирует все особенности игры М., сконцентрированные в роли Гамлета. Из этой рецензии ясно, что и Гамлет в передачи М. был сочетанием гениальных частностей, т. е. был лишен цельности общего замысла, плана; тем не менее, романтик по натуре и Гамлет по своему душевному складу, М. в создании именно этого типа был близок к совершенству. В М. нельзя видеть предтечу реального направления в сценической школе: эта роль в истории русской сцены принадлежит М. С. Щепкину. См. А. Ярцев, "М. С. Щепкин" (1893 г., в "Павленковской библиотеке", приложение); А.Н. Сиротинин, "Очерк развития сценического искусства" ("Артист", 1893 г., ј 26). Bс. Чешихин. Мочутковский (Осип Осипович) - род. в 1845 г. Сын педагога, среднее образование он получил во 2-й киевской гимназии и высшее - в университете св. Владимира в Киеве; звания врача удостоен в 1869 г. В 1877 г. - защитил диссертацию на степень доктора медицины; до 1877 г. заведовал заразным отделением городской больницы, а с 1877 г. М. был назначен заведующим отделением нервных больных. В 1893 г. приглашен в СПб. первоначально консультантом по нервным болезням, а затем профессором по той же кафедре клинического инст. вел. кн. Елены Павловны. В Одессе М. основано бальнеологическое общество и одесское отделение общества взаимопомощи врачей. Был основателем газеты общества одесских врачей "ЮжноРусская Медицинская Газета". Из многочисленных трудов М. назовем: "Острый восходящий паралич" ("Труды Врачей Од. Бальнеологич. Общества", 1875, I), "Паралич движения правой верхней конечности, атрофия ее мышц с замедлением роста костей" (там же), "Опыт прививаемости тифа и других инфекционных болезней" ("Моск. Врачебный Вестник", 1876), "Материалы к изучению врачебной стороны одесск. лиманов" ("Труды Врачей Од. Бальнеологич. Общества", 1876, II, "Медиц. Страницы: «« « 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |