|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 » »» примечаниями, составленный К„хелем ("Chronologisch-thematisches
Verzeicbniss sammtlicber Tonwerke W. A. Mozart's", Лейпциг, 1862),
представляет том в 550 стр. По исчислению К„хеля, М. написал 68 духовных
произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для
театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и
клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., в
общей сложности 626 произведений. Первая биография М. составлена
Нимчеком ("Mozart's Leben", Прага, 1798); затем было издано около 25
биографий М., которые потеряли значение после появления следующих трех
обширных трудов: Nissen (второй муж вдовы М.), "Biographie W.-A.
Mozart's" (Лейпциг, 1828); Otto Jahn, "W.-A. Mozart" (Лейпциг, 1856;
позднейшая переработка Дейтерса, Лейпциг, 1889 - 91); Улыбышев,
"Nouvelle biographie de Mozart" (М., 1843; русский перевод, с
примечаниями Г. А. Лароша, М., 1890 - 92). Труд Ниссена послужил
материалом для "The Life of Mozart", Holmes (Л., 1815) и "Histoire de
W.-A. Mozart", Albert Sowinski (Пар., 1869). Писали о М. еще Nohl,
"Leben Mozart's" (Штутгарт, 1863); его же "W.-A. Mozart. Ein Beitrag zur
Aesthetik der Tonkunst" (Гейдельберг, 1860); Рейссман, в "Neuer
Plutarch" (Лейпциг, 1880). Письма М. издал Ноль (Лейпциг., 1877);
выдержки из них напечатаны в "Отечественных Записках" (1865, ј 3).
Письма и воспоминания сестры М. изданы в "Mozartiana" (Лейпциг, 1880).
На рус. языке см. характеристику М. во втором томе
"Музыкально-характеристических этюдов" Ла-Мара в переводе А.
Желябужской. В критических статьях А. Н. Серова, изданных в 1892 - 95,
помещены статьи о М.: в I т., стр. 132 - 241, II т. - стр. 891, IV т. -
стр. 2105. См. также "Зальцбург" В. Чечота ("Артист", 1891, ј 18).
Первое полное собрание произведений М. издано в Лейпциге фирмой
Брейткопфа и Гертеля в 1876 г. Для увековечения памяти М. возникли
общества (Mozartstiftungen) в Зальцбурге, Франкфурте-на-Майне,
Дюссельдорфе и др. городах. Памятники М. поставлены в Веймаре,
Зальцбурге, Вене и многих др. городах. В Зальцбурге, в доме где жил М.,
устроен Моцартовский архив.
Н. Соловьев.
Мочалов (Павел Степанович) - знаменитый трагик. Родился в Москве 3
ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком.
М. не получил систематического образования. 17-ти лет он дебютировал с
успехом в московском театре в роли Полиника в трагедии Озерова "Эдип в
Афинах". Через Кокошкина он сблизился с С.Т. Аксаковым, который ввел его
в литературные кружки (сам М. впоследствии писал стихотворения
элегического содержания). М. вступил на артистическое поприще в эпоху,
когда кончалось обаяние трагедий Озерова и наступала пора переводной и
русской мелодрамы, а затем и романтического репертуара вперемежку с
пьесами Шекспира и Шиллера. В этом репертуаре М. бессменно 30 лет
занимал амплуа "героя" и "первого драматического любовника" и переиграл
огромное число ролей. Из переводных мелодрам в репертуаре М. главное
место занимали пьесы Коцебу, из русских - Шаховского, Полевого,
Ободовского и Кукольника; иногда он играл и в комедиях (Альмавиву,
Чацкого). Из шекспировского репертуара М. играл Гамлета, Отелло, Лира,
Кориолана, Ромео, Ричарда III; из шиллеровского - Франца и Карл Мооров в
"Разбойниках", Дон-Карлоса, Фердинанда и Миллера ("Коварство и любовь"),
Мортимера("Маpия Стюарт"). "Коронною" ролью М. был Гамлет, в переводе
Полевого поставленный на московской сцене в 1837 г. Умер М., отчасти
жертвой своей страсти к вину, 16 марта 1848 г. и был торжественно
похоронен на Ваганьковском кладбище; лет через 10 его могила была
украшена памятником, с эпитафией, в которой М. назван "безумным другом
Шекспира". М. был артистом порыва, лишенным той выдержки, без которой
немыслимо создание цельных типов: вот почему он не оставил после себя
традиций, не создал школы и тайну своего обаяния унес в могилу. Фигура
М. не была особенно сценична: он был среднего роста и немного сутуловат,
но в минуту вдохновения выпрямлялся и делался стройным; голова с
крупными, пластическими чертами лица была поставлена на могучие плечи,
черные глаза замечательно выразительны; все черты лица отличались
гибкостью. Удивителен был голос М. - тенор, мягкий и звучный; шепот М.
был слышен в верхних галереях театра, а голосовые удары заставляли
невольно вздрагивать. При вечном расчете М. на "наитие", его игра была
игрою счастливых импровизаций; этим, между прочим, объясняется, почему
он не имел успеха на своих гастролях в Петербурге, где Каратыгин,
стремившийся к сознательному и цельному воспроизведению изображаемых
ролей, приучил публику к совершенно иным сценическим требованиям. В лице
обоих трагиков русский театр имеет образцы двух исконных течений в сфере
искусства: рефлективного, "классического", и непосредственного,
"романтического". Знаменитая статья Белинского о М. "Гамлет, драма
Шекспира и М. в роли Гамлета" художественно иллюстрирует все особенности
игры М., сконцентрированные в роли Гамлета. Из этой рецензии ясно, что и
Гамлет в передачи М. был сочетанием гениальных частностей, т. е. был
лишен цельности общего замысла, плана; тем не менее, романтик по натуре
и Гамлет по своему душевному складу, М. в создании именно этого типа был
близок к совершенству. В М. нельзя видеть предтечу реального направления
в сценической школе: эта роль в истории русской сцены принадлежит М. С.
Щепкину. См. А. Ярцев, "М. С. Щепкин" (1893 г., в "Павленковской
библиотеке", приложение); А.Н. Сиротинин, "Очерк развития сценического
искусства" ("Артист", 1893 г., ј 26).
Bс. Чешихин.
Мочутковский (Осип Осипович) - род. в 1845 г. Сын педагога, среднее
образование он получил во 2-й киевской гимназии и высшее - в
университете св. Владимира в Киеве; звания врача удостоен в 1869 г. В
1877 г. - защитил диссертацию на степень доктора медицины; до 1877 г.
заведовал заразным отделением городской больницы, а с 1877 г. М. был
назначен заведующим отделением нервных больных. В 1893 г. приглашен в
СПб. первоначально консультантом по нервным болезням, а затем
профессором по той же кафедре клинического инст. вел. кн. Елены
Павловны. В Одессе М. основано бальнеологическое общество и одесское
отделение общества взаимопомощи врачей. Был основателем газеты общества
одесских врачей "ЮжноРусская Медицинская Газета". Из многочисленных
трудов М. назовем: "Острый восходящий паралич" ("Труды Врачей Од.
Бальнеологич. Общества", 1875, I), "Паралич движения правой верхней
конечности, атрофия ее мышц с замедлением роста костей" (там же), "Опыт
прививаемости тифа и других инфекционных болезней" ("Моск. Врачебный
Вестник", 1876), "Материалы к изучению врачебной стороны одесск.
лиманов" ("Труды Врачей Од. Бальнеологич. Общества", 1876, II, "Медиц.
Страницы: «« « 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |