Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 1888   1889   1890   1891   1892   1893   1894   1895   1896  1897   1898   1899   1900   1901   1902   1903   1904   1905   1906  » »»

примечаниями,    составленный    К„хелем    ("Chronologisch-thematisches
Verzeicbniss sammtlicber  Tonwerke  W.  A.  Mozart's",  Лейпциг,  1862),
представляет том в 550 стр. По исчислению К„хеля, М. написал 68 духовных
произведений (мессы, оффертории,  гимны  и  пр.),  23  произведения  для
театра, 22 сонаты для клавесина, 45  сонат  и  вариаций  для  скрипки  и
клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний,  55  концертов  и  пр.,  в
общей  сложности  626  произведений.  Первая  биография  М.   составлена
Нимчеком ("Mozart's Leben", Прага, 1798); затем  было  издано  около  25
биографий М., которые потеряли значение после появления  следующих  трех
обширных  трудов:  Nissen  (второй  муж  вдовы  М.),  "Biographie  W.-A.
Mozart's" (Лейпциг, 1828); Otto Jahn,  "W.-A.  Mozart"  (Лейпциг,  1856;
позднейшая  переработка  Дейтерса,  Лейпциг,  1889  -   91);   Улыбышев,
"Nouvelle  biographie  de  Mozart"  (М.,  1843;   русский   перевод,   с
примечаниями Г. А.  Лароша,  М.,  1890  -  92).  Труд  Ниссена  послужил
материалом для "The Life of Mozart", Holmes (Л., 1815)  и  "Histoire  de
W.-A. Mozart", Albert Sowinski (Пар.,  1869).  Писали  о  М.  еще  Nohl,
"Leben Mozart's" (Штутгарт, 1863); его же "W.-A. Mozart. Ein Beitrag zur
Aesthetik  der  Tonkunst"  (Гейдельберг,  1860);  Рейссман,   в   "Neuer
Plutarch" (Лейпциг,  1880).  Письма  М.  издал  Ноль  (Лейпциг.,  1877);
выдержки из них напечатаны  в  "Отечественных  Записках"  (1865,  ј  3).
Письма и воспоминания сестры М. изданы в "Mozartiana"  (Лейпциг,  1880).
На   рус.   языке    см.    характеристику    М.    во    втором    томе
"Музыкально-характеристических   этюдов"   Ла-Мара   в    переводе    А.
Желябужской. В критических статьях А. Н. Серова, изданных в 1892  -  95,
помещены статьи о М.: в I т., стр. 132 - 241, II т. - стр. 891, IV т.  -
стр. 2105. См. также "Зальцбург"  В.  Чечота  ("Артист",  1891,  ј  18).
Первое  полное  собрание  произведений  М.  издано  в  Лейпциге   фирмой
Брейткопфа и Гертеля в 1876  г.  Для  увековечения  памяти  М.  возникли
общества   (Mozartstiftungen)   в    Зальцбурге,    Франкфурте-на-Майне,
Дюссельдорфе  и  др.  городах.  Памятники  М.  поставлены   в   Веймаре,
Зальцбурге, Вене и многих др. городах. В Зальцбурге, в доме где жил  М.,
устроен Моцартовский архив.
   Н. Соловьев.
   Мочалов (Павел Степанович) - знаменитый трагик. Родился  в  Москве  3
ноября 1800 года; отец его был известным в свое время  актером-трагиком.
М. не получил систематического образования. 17-ти лет он  дебютировал  с
успехом в московском театре в роли Полиника в трагедии Озерова  "Эдип  в
Афинах". Через Кокошкина он сблизился с С.Т. Аксаковым, который ввел его
в  литературные  кружки  (сам  М.   впоследствии   писал   стихотворения
элегического содержания). М. вступил на артистическое поприще  в  эпоху,
когда кончалось обаяние трагедий Озерова и наступала пора  переводной  и
русской мелодрамы, а затем  и  романтического  репертуара  вперемежку  с
пьесами Шекспира и Шиллера.  В  этом  репертуаре  М.  бессменно  30  лет
занимал амплуа "героя" и "первого драматического любовника" и  переиграл
огромное число ролей. Из переводных мелодрам  в  репертуаре  М.  главное
место  занимали  пьесы  Коцебу,  из  русских  -  Шаховского,   Полевого,
Ободовского и Кукольника; иногда  он  играл  и  в  комедиях  (Альмавиву,
Чацкого). Из шекспировского репертуара М. играл Гамлета,  Отелло,  Лира,
Кориолана, Ромео, Ричарда III; из шиллеровского - Франца и Карл Мооров в
"Разбойниках", Дон-Карлоса, Фердинанда и Миллера ("Коварство и любовь"),
Мортимера("Маpия Стюарт"). "Коронною" ролью М. был  Гамлет,  в  переводе
Полевого поставленный на московской сцене в 1837  г.  Умер  М.,  отчасти
жертвой своей страсти к вину,  16  марта  1848  г.  и  был  торжественно
похоронен на Ваганьковском  кладбище;  лет  через  10  его  могила  была
украшена памятником, с эпитафией, в которой М. назван  "безумным  другом
Шекспира". М. был артистом порыва, лишенным той  выдержки,  без  которой
немыслимо создание цельных типов: вот почему он не  оставил  после  себя
традиций, не создал школы и тайну своего обаяния унес в  могилу.  Фигура
М. не была особенно сценична: он был среднего роста и немного сутуловат,
но в  минуту  вдохновения  выпрямлялся  и  делался  стройным;  голова  с
крупными, пластическими чертами лица была поставлена на  могучие  плечи,
черные  глаза  замечательно  выразительны;  все  черты  лица  отличались
гибкостью. Удивителен был голос М. - тенор, мягкий и звучный;  шепот  М.
был слышен в верхних  галереях  театра,  а  голосовые  удары  заставляли
невольно вздрагивать. При вечном расчете М. на "наитие", его  игра  была
игрою счастливых импровизаций; этим, между прочим,  объясняется,  почему
он не имел успеха  на  своих  гастролях  в  Петербурге,  где  Каратыгин,
стремившийся к сознательному  и  цельному  воспроизведению  изображаемых
ролей, приучил публику к совершенно иным сценическим требованиям. В лице
обоих трагиков русский театр имеет образцы двух исконных течений в сфере
искусства:   рефлективного,   "классического",   и    непосредственного,
"романтического". Знаменитая  статья  Белинского  о  М.  "Гамлет,  драма
Шекспира и М. в роли Гамлета" художественно иллюстрирует все особенности
игры М., сконцентрированные в роли Гамлета. Из этой рецензии ясно, что и
Гамлет в передачи М. был сочетанием гениальных  частностей,  т.  е.  был
лишен цельности общего замысла, плана; тем не менее, романтик по  натуре
и Гамлет по своему душевному складу, М. в создании именно этого типа был
близок к совершенству. В М. нельзя видеть предтечу реального направления
в сценической школе: эта роль в истории русской сцены принадлежит М.  С.
Щепкину. См. А.  Ярцев,  "М.  С.  Щепкин"  (1893  г.,  в  "Павленковской
библиотеке", приложение); А.Н. Сиротинин, "Очерк  развития  сценического
искусства" ("Артист", 1893 г., ј 26).
   Bс. Чешихин.
   Мочутковский (Осип Осипович) - род. в 1845 г. Сын  педагога,  среднее
образование  он  получил  во  2-й  киевской  гимназии  и  высшее   -   в
университете св. Владимира в Киеве; звания врача удостоен в  1869  г.  В
1877 г. - защитил диссертацию на степень доктора медицины;  до  1877  г.
заведовал заразным отделением городской больницы, а с  1877  г.  М.  был
назначен заведующим отделением нервных больных. В 1893  г.  приглашен  в
СПб.  первоначально  консультантом  по   нервным   болезням,   а   затем
профессором  по  той  же  кафедре  клинического  инст.  вел.  кн.  Елены
Павловны. В Одессе М. основано  бальнеологическое  общество  и  одесское
отделение общества взаимопомощи врачей. Был основателем газеты  общества
одесских врачей  "ЮжноРусская  Медицинская  Газета".  Из  многочисленных
трудов М.  назовем:  "Острый  восходящий  паралич"  ("Труды  Врачей  Од.
Бальнеологич. Общества", 1875,  I),  "Паралич  движения  правой  верхней
конечности, атрофия ее мышц с замедлением роста костей" (там же),  "Опыт
прививаемости тифа и других  инфекционных  болезней"  ("Моск.  Врачебный
Вестник",  1876),  "Материалы  к  изучению  врачебной  стороны   одесск.
лиманов" ("Труды Врачей Од. Бальнеологич. Общества", 1876,  II,  "Медиц.

Страницы: «« « 1888   1889   1890   1891   1892   1893   1894   1895   1896  1897   1898   1899   1900   1901   1902   1903   1904   1905   1906  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь