Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2075   2076   2077   2078   2079   2080   2081   2082   2083  2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090   2091   2092   2093  » »»

обработка опытного материала посредством правильной  рефлексии  образует
О.  научный  в  общем  смысле,  от  которого  следует  отличать   особый
специальный прием, применяемый в некоторых науках и состоящий в создании
искусственных условий для явлений, с целью проверки  относящихся  к  ним
обобщений;  этот  прием  также   называется   О.,   но,   во   избежание
недоразумений, лучше обозначать его словом: эксперимент .Иногда  говорят
о религиозном О., как особом роде О.,  на  ряду  с  указанными;  но  это
неправильно, так как испытываемые религиозные состояния лишь  по  своему
содержанию и значению для жизни отличаются от  всех  прочих  данных  так
называемого  внутреннего  О.;  формальных  признаков  установить   здесь
невозможно, по существу же религиозный О. входит в сферу жизненного О.
   Вл. С.
   Оракул (лат. oraculum) - в  древности  одно  из  средств,  с  помощью
которых  человек  старался  вступать  в   непосредственное   общение   с
божеством. Изречения О. считались откровениями божества; они  получались
вопрошающими в определенном месте, через известных посредников,  большею
частью жрецов данного божества, являвшихся и истолкователями полученного
откровения. Все О. могут быть подведены под три категории:  предсказания
получались или в виде  сентенций,  или  в  виде  символов,  или  в  виде
сновидений. В знаменитейшем из всех О. - дельфийском -  одуряющие  пары,
выходившие  из  расщелины  скалы,  приводили   пророчицу   в   состояние
ясновидения; в Додоне о воле божества судили  по  движениям  листьев  на
священном дубе, по  звукам,  исходившим  от  металлических  сосудов,  по
журчанью священного источника, в Делосе следили за шелестом лавра. в  О.
Зевса Аммонского в  Ливии  -  за  известными  явлениями  на  изображении
божества, составленном из драгоценных каменьев;  в  Риме,  по  повелению
сената и в присутствии магистрата, раскрывали  сивиллины  книги.  Трудно
судить, насколько сами жрецы убеждены были в истинности  откровений;  во
всяком случае усматривает в О. один лишь сознательный обман  со  стороны
жрецов  было  бы  суждением  односторонним   и   лишенным   исторической
перспективы. Даже  туманная  форма  ответов,  особенно  характерная  для
дельфийского О., сама по себе не свидетельствует о сознательном  обмане,
хотя нельзя отрицать, что жрецы часто обеспечивали  свою  непогрешимость
двусмысленностью ответов, подходящих для любого  случая.  Возникновением
О. данное место было обязано или благодетельному  источнику,  с  которым
греческая мысль обыкновенно связывала близость  божества,  или  явлением
природы (пары из горячего  источника  и  т.  п.),  вызывавшим  состояние
экзальтации.  Возникали  О.  и  в  местностях,  где.  покоились  останки
какого-нибудь знаменитого  ясновидца.  В  последнем  случае  вопрошающие
обыкновенно лично подвергались одухотворяющему  действию  божества;  так
напр., в О. Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от вина
и однодневного поста, должен был заснуть в храме, чтобы ему в сновидении
открылась воля божества. Назначение О. состояло не в том  только,  чтобы
раскрывать будущее, но и в  том,  чтобы  от  имени  божества  руководить
жизнью народа в тех исключительных случаях, когда человеческая  мудрость
оказывалась несостоятельной. К  О.  прибегали  и  государственные  люди,
когда их личный авторитет оказывался недостаточным  для  проведения  той
или другой меры. Для известных периодов греческой истории  О.  получают,
поэтому,  значение   политических   институтов.   О.,   совета   которых
испрашивали во всех важных начинаниях, много  содействовали  поддержанию
среди   разрозненных   греков   сознания   национального   единства    и
осуществлению   общегреческих   предприятий.   Они   покровительствовали
сельскохозяйственной  культуре,  колонизации  новых  земель  и   т.   п.
Древнейшим из  всех  О.  считался  О.  в  Мероэ,  в  Египте,  а  за  ним
непосредственно следовали О. в египетских Фивах и О. Зевса Аммонского. В
Греции величайшим авторитетом пользовался О. в Додоне, позднее  -  О.  в
Дельфах. Кроме того Зевс имел своих О. еще в Элиде,  Пизе  и  на  Крите,
Аполлон - в Кларосе близ Колофона и на Делосе.  О.  Бранхидов  в  Милете
посвящен был Аполлону и Артемиде. О. героев были О. Амфиарая в  Оропосе,
О. Трифония и Геракла - в Буре, в Ахайе. О. с вызыванием  духов  усопших
существовали в Гераклее Понтийской и на Авернском  озере.  К  О.  должны
быть причислены и изречения так наз. сивилл, особенно эритрейских  и  (в
Италии) кумейских. У римлян существовали О. Фавна и Фортуны в  Пренесте,
О. Паликов; но они охотно обращались и к греческим, и к египетским О.  В
Греции О. потеряли свое значение лишь после полного  падения  свободы  и
независимости греков, но  и  затем,  лишенные  всякого  авторитета,  они
влачили свое существование до царствования Феодосия, когда  окончательно
были  закрыты.  Ср.  F.  A.  Wolf  "Vermichhte  Schriften"(Гале,  1802),
Wirkemann "De variis oraculorum generibus" (Марб., 1835);  Dohler,  "Die
Orakel" (Б.,1872); Karapanos, "Dodone et ses ruines" (П.,1878); Hendess,
"Oracula  graeca"  (Галле,1877);  Bouche-Leclercq,   "Histoire   de   la
divination  dans  lantiquite"  (П.,1879-91);  Buresch,  "Klaros"  (Лпц.,
1889); Diels, "Sibyllinische Blatter" (Б.,1890).
   Орангутан, оранг,  маясь  или  меясь  туземцев  (Simia  satyrus  L.),
неправильно называемый орангутангом - крупная человекообразная  обезьяна
Азии,  по  всей  вероятности  единственный  представитель  рода   Simia.
Отличительные  признаки  рода:  череп  вытянутый  на   макушке   кверху,
массивное тело и конечности, передние конечности достающие  до  ступней,
присутствие в запястье центральной кости (os centrale), очень  маленький
большой палец задних конечностей, 12 грудных и  4  поясничных  позвонка,
отсутствие мозолистых утолщений на ягодицах.  Взрослый  самец  достигает
вышины в 1,35 м., при расстоянии между концами распростертых рук  в  2,4
м. и обхвате тела до 1,15 м. Голова сильно вытянута кверху  на  макушке,
губы  толстые,  вздутые  и  сильно  выдающиеся  вперед,  нос  совершенно
плоский, глаза и уши маленькие и похожие на человеческие; по бокам  лица
у старых  самцов  большие  кожные  складки,  Передние  конечности  очень
длинные, достающие до ступней, большой палец на них короток (не  достает
до  конца  пястной  кости  указательного  пальца);   задние   конечности
сравнительно очень короткие, большой палец на  них  очень  мал  (достает
лишь до середины первой фаланги ближайшего пальца, лишен часто не только
ногтя, но и последней  фаланги.  Шерсть  длинная,  жесткая,  рыже-бурая,
редкая; она особенно редка на нижней стороне  тела,  несколько  гуще  на
боках. На голове и предплечьях она направлена вверх, на остальных частях
- внизу самца на лице значительно развита борода; лицо и  ладони  голые,
грудь и тыльная сторона пальцев почти голы; голые части  синеватого  или
сероватого цвета. Самцы отличаются от самок большим  ростом,  бородой  и
кожными наростами по сторонам  лица.  Череп  О.  отличается  значительно
развитой короткой черепной коробкой; сагиттальный гребень сильно  развит
и выпукл; бровные дуги развиты умеренно и не выдаются так сильно, как  у
гориллы. Клыки у самцов велики, коренные  отличаются  сложным  строением

Страницы: «« « 2075   2076   2077   2078   2079   2080   2081   2082   2083  2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090   2091   2092   2093  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь