Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2083   2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090   2091  2092   2093   2094   2095   2096   2097   2098   2099   2100   2101  » »»

описание сортов О. и их культуры, с 76 табл.); L. Dippel, "Handbuch  der
Laubholzkunde"(2-й  т.,1892);   более   кратко   у   И.   П.   Бородина,
"Дендрология" (лекции, 1885).
   Г.Н.
   Opиeнтирование - определение стран света или горизонта (от  Orient  -
восток). Простейшим инструментом для О. в  незнакомой  местности  служит
компас. Компас с разделенным горизонтальным кругом и прямолинейным краем
коробки  называется  оринтир-буссолью,  которая  употребляется  для   О.
мензульной доски. Если дано направление  на  известный  предмет,  то  О.
может быть произведено и по этому предмету; такой способ точнее,  потому
что О. по компасу делается вообще грубо (до  1/4ё)  и  при  том  требует
знания склонения магнитной стрелки для точки наблюдения в данное  время.
Под ориентировочными предметами разумеют предметы, легко  бросающиеся  в
глаза на местности, каковы отдельные здания,  одиноко  стоящие  деревья,
столбы, кучи камней и т. п. Если подобные предметы изображены на  плане,
то на нем легко ориентироваться. т. е. определять  на  местности  точку,
указанную на плане и обратно находить на плане место стояния.
   В. В. В.
   О.  у  древних  народов.  Следы  сознательного  употребления  О.  при
сооружении  построек,  состоящие  в  сообщении  последним  определенного
направления от одной из главных  стран  горизонта  к  другой,  археологи
находят уже в отдаленную  эпоху  свайных  построек.  У  египтян  О.  при
сооружении храмов было не только обусловлено строгими законоположениями,
но и успело уже к известным нам эпохам  приобрести  мифическую  окраску.
Определение  юго-сев.  линии   или   меридиана,   закладываемого   храма
производилось иногда самим царем. В надписи одного  из  храмов  от  лица
царя, при котором он был построен, говорится: "Взяв деревянный колышек и
ручку  колотушки;  я  держу  веревку  вместе  с  богиней  Сафех  (богиня
библиотек  и  повелительница  закладки  зданий).  Мой  взор  следит   за
движением  звезд.  Как  только  мой  глаз  достигнет  созвездия  Большой
Медведицы и пройдет назначенное мне число часов, я поставлю  на  угловую
точку  твоего  Божьего  дома".  Помещенный  под  этими  словами  рисунок
изображает царя и стоящую против него богиню Сафех вбивающими в землю по
длинному колышку помощью находящейся у каждого в правой руке  дубины.  В
действительности  место  богини  Сафех   занимал,   конечно,   один   из
гарпедонаптов  (в  переводе  "натягивающий  веревку"),   членов   класса
египетской жреческой касты, специальностью которого  были  между  прочим
все  знания,  относящиеся  к  построению   храмов.   После   определения
северо-южной линии с помощью наблюдения над появлением созвездия Большой
Медведицы направление  перпендикулярной  к  ней  востоко-западной  линии
могло быть уже найдено всяким плотником с помощью простого  инструмента,
который употребляется в плотничном ремесле и в новейшее время.  Проверка
правильности построения перпендикуляра при сооружении храмов могла  быть
производима  гарпедонаптами  с  помощью   прямоугольного   треугольника,
имеющего стороны, пропорциональные числам 3, 4, 5.  В  дошедших  до  нас
памятниках древней греческой литературы не содержится описаний  способов
О., употребляемых греками. Для ознакомления с ними,  хотя  и  из  вторых
рук, мы должны  обратиться  к  литературе  римлян.  Восточно-западная  и
юго-северная  линии  назывались  у  римских   писателей   соответственно
decimanus и cardo. Проводили  их  при  закладке  храмов  и  обыкновенных
зданий жрецы авгуры. Произведенные в  недавнее  время  исследования  над
направлением этих линий показали; что иногда они значительно отклонялись
от определенных астрономически истинных направлений. Способов построения
восточнозападной линии, употребляемых римлянами и описанных жившим около
100 г. по Р. Хр. римским землемером Гигинусом, было три, но один из них,
как требующий основательного знания стереометрии, мог перейти от  греков
к римлянам только незадолго до времени жизни самого  Гигинуса  и  потому
едва ли  пользовался  скольконибудь  значительным  распространением.  Из
остальных двух древнейший  и  более  простой  состоял  в  визировании  с
помощью землемерного инструмента или громы точки  горизонта,  в  которой
восходило солнце. Линии визироваяния  принималась  за  восточно-западную
линию. Другой более сложный способ  пользовался  прибором  (sciotherum),
состоявшим  из  вертикального   стержня,   установленного   на   гладкой
горизонтальной подставке, в плоскости которой около  основания  стержня,
как около центра, описывался круг радиусом,.  меньшим  длины  наибольшей
отбрасываемой стержнем тени. Направление восточно-западной линии на этом
приборе  выражалось  прямой  линией,  соединяющей  две  точки  круга,  с
которыми до и после полудня совпадал конец тени стержня.  Можно  думать,
что к употреблению первого способа Италия пришла  самостоятельно,  а  не
заимствовала его от греков. Если принять во  внимание  описание  второго
способа, находящееся в сочинении Витрувия, около 15 г. до Р.  Хр.,  а  с
другой - его близость к солнечным часам, появившимся в Риме не позже 263
г. до Р. Хр.; то придется заключить, что он был введен в Риме задолго до
Гигинуса, хотя и едва ли ранее 250 г. После проведения восточно-западной
линии авгуры проводили перпендикулярную к  ней  юго-северную  с  помощью
составляющих главную часть названной выше громы двух прикрепленных  друг
к другу под прямым углом линеек.  Построением  этих  линий  должны  были
заниматься также и римские землемеры;  потому  что  у  римлян  земельные
участки, для какой бы цели они не  отмежевывались,  всегда  должны  были
иметь    форму    прямоугольников    со     сторонами,     параллельными
восточно-западной и  юго-северной  линиям.  Более  чем  какой-нибудь  из
известных нам древних народов  заботились  о  точности  производимого  с
религиозными целями О. - индусы. По  их  верованиям,  приносящий  жертву
только тогда мог рассчитывать  на  принятие  ее  божеством,  когда,  при
построении жертвенника ребра его были строго перпендикулярны к смежным с
ним и когда не существовало никакой ошибки в 0. по  указанным  в  законе
странам  горизонта.  Определение  восточнозападной   линии   у   индусов
производилось по способу, совпадающему со вторым из описанных выше двух,
употребляемых римлянами. Построения  прямого  угла  при  какойнибудь  из
точек  восточно-западной  линии  производилось  следующим  образом.   По
направлению восточно-западной линии протягивалась веревка  длиной  в  36
падас, каждый из двух концов которой отмечался вбитым в землю  колышком.
К колышкам прикреплялись концы другой веревки, которая при общей длине в
54 падас была разделена узлом на части в 15 и 39 падас.  Если,  взявшись
за этот узел, держать веревку на земле в натянутом состоянии, то меньшая
часть ее составит с восточнозападной линией прямой угол.  У  соседних  с
индусами китайцев способ определения  восточно-западной  линии  или,  по
выражению одного древнего китайского математического  сочинения  (Tcheou
pei), точек востока и запада почти вполне совпадал  с  Индусским,  чего,
однако же, далеко нельзя сказать об определении  югосеверной  линии  или

Страницы: «« « 2083   2084   2085   2086   2087   2088   2089   2090   2091  2092   2093   2094   2095   2096   2097   2098   2099   2100   2101  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь