Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2079   2080   2081   2082   2083   2084   2085   2086   2087  2088   2089   2090   2091   2092   2093   2094   2095   2096   2097  » »»

дубовыми и тисовыми  (smilax)  листьями,  набрасывали  на  плечи  оленью
шкуру, в одну руку брали тирс, в другую  факел,  и  в  бешеном  восторге
носились по священной местности, переходя от экстаза  к  созерцательному
покою и оцепенению. Подобно мистериям, Дионисовы О.  были  таинством,  к
которому допускались только посвященные; целью их, как и мистерий,  было
очищение  души  религиозным  восторгом.  Особенно  хорошо   иллюстрирует
opгаистический культ  Диониса  Еврипид,  в  своей  трагедии  "Вакханки".
Вакховы О. существовали и в Риме (так наз. Bacchanalia), но,  вследствие
их крайней распущенности, были запрещены в 186 г. до рождества Христова.
   Ордин-Нащокин (Афанасий  Лаврентьевич)  -  ближний  боярин,  один  из
предшественников Петровской реформы. Сын небогатого псковского помещика,
обученный своим отцом языкам немецкому и  латинскому  и  математике,  О.
начал свою блестящую дипломатическую и административную деятельность еще
при Михаиле Федоровиче. В 1642 г.  он  ездил  на  шведскую  границу  для
осмотра и исправления пограничной линии по pp. Меузице  и  Пижве  и  для
принятия,  на  основании  столбовского  договора,  пограничных   земель,
неправильно захваченных шведами. Уже тогда о нем говорили в Москве,  что
он знает "немецкое дело и немецкие нравы". В самом  начале  царствования
Алексея Михайловича О. обратил на  себя  внимание  молодого  царя  своею
распорядительностью  во  время  псковского  бунта  (1650).  С  открытием
шведской войны он,  будучи  друйским  воеводой,  показал  себя  отличным
полководцем и дипломатом; сильно восставал против грабежей русских войск
и особенно казаков,  которые  не  щадили  даже  своих  и  тем  отвращали
ливонцев от русского  подданства;  настаивал  на  полном  преобразовании
войска и замене дворянской конницы "новыми конными  и  пешими  полками";
убедил курляндского герцога Иакова  признать  покровительство  России  и
заключил с ним договор (1658), за  что  пожалован  в  думные  дворяне  и
сделан шацким наместником. Высоко ценивший его службу царь Алексей писал
ему: "а служба  твоя  забвенна  николи  не  будет".  Почти  единоличными
трудами О. было заключено перемирие со шведами (1658 г.), сохранившее за
Россией все завоевания ее в Ливонии. Важнейшим делом  О.  Нащокина  было
заключение андрусовского мира 3 января  1667  г.,  который  даже  поляки
приписывали   уму   и   стараниям   О.   "Гремевшая   в   Европе   слава
тринадцатилетнего перемирия, которого желали все христианские  державы",
говорит один  современник  поляк,  "воздвигает  Нащокину  благороднейший
памятник в сердцах потомков". Он был пожалован званием ближнего  боярина
и дворецкого  и  получил  в  управление  посольский  приказ,  с  титулом
"царственные большие печати и  государственных  великих  посольских  дел
оберегателя"; затем ему были вверены смоленский  разряд,  малороссийский
приказ, чети новгородская, галицкая и владимирская  и  некоторые  другие
отдельные управления. Состоя в 166566 гг. воеводой во  Пскове,  О.  ввел
ряд реформ в городском  управлении  (самоуправление,  выборное  начало),
допустил беспошлинную торговлю с иностранцами, устроил торговые компании
и вольную продажу вина. Хотя все эти нововведения продержались там очень
недолго, но взгляды О. на  торговлю  нашли  применение  в  "Новоторговом
уставе" и в устройстве торговых дворов для беспрепятственной торговли  в
Швеции и России. Он способствовал учреждению почты в Курляндию и Польшу,
сделал безопасным путь в Москву для  среднезиатских  купцов,  установил,
посредством перевода векселей, заграничный денежный курс  на  Россию;  с
его именем связывается также распространение и улучшение  садоводства  в
России и устройство кораблей на Западной Двине и  Волге.  Не  смотря  на
безграничное доверие к нему царя, О. приходилось вести постоянную борьбу
с канцелярской рутиной дьяков и с противниками - боярами (Б. М. Хитрово,
И. Д. Милославским и друг.); тем не менее он успел  сделать  многое  для
улучшения международных сношений (между прочим завел  газеты-куранты)  и
отстоял  в  1670  г.  Киев,  который,  по  ардрусовскому  договору,  был
приобретен Россией всего на 2 года. В 1672 г., как бы уступая свое место
новому  царскому  любимцу,  А.С.  Матвееву,  Ордын-Нащокин  удалился   в
Крыпецкий  монастырь,  постригся  здесь  под  именем  Антония  и   много
занимался делами благотворения. Умер в 1680 г., однажды только,  за  год
до  смерти,  потревоженный  светским  делом  -  ведением  переговоров  с
польскими послами. О. -  Нащокин  был  самым  образованным  и  передовым
человеком  своего  времени  (в  чем  согласны  почти  все   иностранцы),
постоянно указывавшие на неотложность реформ,  совершенных  впоследствии
Петром Вел.;  он  был  тверд  в  своих  убеждениях,  весьма  деятелен  и
совершенно неподкупен.
   Подробная биография его написана В. Иконниковым  ("Русская  Старина",
1883, ј 10 и 11); новейшие  данные  см.  во  II  т.  "Актов  Московского
государства".  Сын  его  Воин,  получив  образование  под   руководством
иноземцев, начал службу в посольском приказе, но в 1660 г.,  недовольный
московскими   порядками,   убежал   за   границу,   "уворовал,   презрев
неизреченную к нему милость  великого  государя".  Побывав  в  Германии,
Франции, Голландии и Дании и прослужив несколько лет у польского короля,
он в 1665 г. вернулся в Россию, с соизволения государя, разрешившего ему
жить в отцовской деревне. Через год он был сослан в Кириллов-Белозерский
м-рь,  "под  крепкое  начало",  и  освобожден   только   по   заключении
андрусовского  договора.  В  1678  г.,  будучи  стольником,  послан  был
воеводою в Галич-Костромской. Умер, не оставив потомства.
   Орел - губернский город, на высоком берегу  реки  Оки,  при  впадении
Орлика, в 110 саж. над ур. моря и 40 саж. над ур. р. Оки. Каменных домов
1683, деревянных 4797 (1892), в том числе частных жилых домов 945 кам. и
4165 дерев. Лавок 540 кам., 458 дерев.  и  46  бол.  каменных  магазина.
Церквей и соборов 28, l монастырь, 7 часовен, 1 единоверческая  церковь,
1  римско-католическая,  1  лютеранская,  l  раскольничья  моленьня,   1
еврейский молитвенный дом. Жителей по  предварительным  данным  переписи
1897 г. 68557 (36319 мжч. и  3223  жнщ.).  К  1  янв.  1896  г.  жителей
считалось  70898  (35966  мжч.  и  34932  жнщ.):   православных   65420,
раскольников 1168,  католиков  1992,  протестантов  1055,  евреев  1155,
магометан 92, прочих исповеданий 16. Дворян 3463, духовного звания  283,
почетных граждан и купцов 3113, мещан  42679,  военного  сословия  6843,
крестьян  13584,  иностранных  подданных  663,  прочих   сословий   270.
Ремесленников мастеров - 2148, рабочих - 2262, учеников 1045. Фабрики  и
заводы: 3 салотопенных, с производством на 26 т. р.,  5  мыловаренных  -
105 т. руб., 2 сально-свечных - 2 т. руб., 1 костопальный - 14 т.  руб.,
1 свечно-восковой - 111, 5 тыс. руб., кондитерские заведения - 109  тыс.
руб., маслобойня - 81 тыс. руб.,  1  водочный  завод  -  12  тыс.  руб.,
крупорушка  -  18  тыс.  руб.,  пенькотрепальный  -   306   тыс.   руб.,
пивоваренный - 79 тыс. руб., пенькопрядильня - 162 тыс. руб., табачн.  -
10,6 тыс. руб., мукомольный - 1,8 т.  руб.,  рогожный  -  3  тыс.  руб.,
меловой - 3,6 тыс. руб., чугунно-литейный 3 тыс.  руб.,  кирпичный  -  5

Страницы: «« « 2079   2080   2081   2082   2083   2084   2085   2086   2087  2088   2089   2090   2091   2092   2093   2094   2095   2096   2097  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь