Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2079 2080 2081 2082 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 » »» дубовыми и тисовыми (smilax) листьями, набрасывали на плечи оленью шкуру, в одну руку брали тирс, в другую факел, и в бешеном восторге носились по священной местности, переходя от экстаза к созерцательному покою и оцепенению. Подобно мистериям, Дионисовы О. были таинством, к которому допускались только посвященные; целью их, как и мистерий, было очищение души религиозным восторгом. Особенно хорошо иллюстрирует opгаистический культ Диониса Еврипид, в своей трагедии "Вакханки". Вакховы О. существовали и в Риме (так наз. Bacchanalia), но, вследствие их крайней распущенности, были запрещены в 186 г. до рождества Христова. Ордин-Нащокин (Афанасий Лаврентьевич) - ближний боярин, один из предшественников Петровской реформы. Сын небогатого псковского помещика, обученный своим отцом языкам немецкому и латинскому и математике, О. начал свою блестящую дипломатическую и административную деятельность еще при Михаиле Федоровиче. В 1642 г. он ездил на шведскую границу для осмотра и исправления пограничной линии по pp. Меузице и Пижве и для принятия, на основании столбовского договора, пограничных земель, неправильно захваченных шведами. Уже тогда о нем говорили в Москве, что он знает "немецкое дело и немецкие нравы". В самом начале царствования Алексея Михайловича О. обратил на себя внимание молодого царя своею распорядительностью во время псковского бунта (1650). С открытием шведской войны он, будучи друйским воеводой, показал себя отличным полководцем и дипломатом; сильно восставал против грабежей русских войск и особенно казаков, которые не щадили даже своих и тем отвращали ливонцев от русского подданства; настаивал на полном преобразовании войска и замене дворянской конницы "новыми конными и пешими полками"; убедил курляндского герцога Иакова признать покровительство России и заключил с ним договор (1658), за что пожалован в думные дворяне и сделан шацким наместником. Высоко ценивший его службу царь Алексей писал ему: "а служба твоя забвенна николи не будет". Почти единоличными трудами О. было заключено перемирие со шведами (1658 г.), сохранившее за Россией все завоевания ее в Ливонии. Важнейшим делом О. Нащокина было заключение андрусовского мира 3 января 1667 г., который даже поляки приписывали уму и стараниям О. "Гремевшая в Европе слава тринадцатилетнего перемирия, которого желали все христианские державы", говорит один современник поляк, "воздвигает Нащокину благороднейший памятник в сердцах потомков". Он был пожалован званием ближнего боярина и дворецкого и получил в управление посольский приказ, с титулом "царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателя"; затем ему были вверены смоленский разряд, малороссийский приказ, чети новгородская, галицкая и владимирская и некоторые другие отдельные управления. Состоя в 166566 гг. воеводой во Пскове, О. ввел ряд реформ в городском управлении (самоуправление, выборное начало), допустил беспошлинную торговлю с иностранцами, устроил торговые компании и вольную продажу вина. Хотя все эти нововведения продержались там очень недолго, но взгляды О. на торговлю нашли применение в "Новоторговом уставе" и в устройстве торговых дворов для беспрепятственной торговли в Швеции и России. Он способствовал учреждению почты в Курляндию и Польшу, сделал безопасным путь в Москву для среднезиатских купцов, установил, посредством перевода векселей, заграничный денежный курс на Россию; с его именем связывается также распространение и улучшение садоводства в России и устройство кораблей на Западной Двине и Волге. Не смотря на безграничное доверие к нему царя, О. приходилось вести постоянную борьбу с канцелярской рутиной дьяков и с противниками - боярами (Б. М. Хитрово, И. Д. Милославским и друг.); тем не менее он успел сделать многое для улучшения международных сношений (между прочим завел газеты-куранты) и отстоял в 1670 г. Киев, который, по ардрусовскому договору, был приобретен Россией всего на 2 года. В 1672 г., как бы уступая свое место новому царскому любимцу, А.С. Матвееву, Ордын-Нащокин удалился в Крыпецкий монастырь, постригся здесь под именем Антония и много занимался делами благотворения. Умер в 1680 г., однажды только, за год до смерти, потревоженный светским делом - ведением переговоров с польскими послами. О. - Нащокин был самым образованным и передовым человеком своего времени (в чем согласны почти все иностранцы), постоянно указывавшие на неотложность реформ, совершенных впоследствии Петром Вел.; он был тверд в своих убеждениях, весьма деятелен и совершенно неподкупен. Подробная биография его написана В. Иконниковым ("Русская Старина", 1883, ј 10 и 11); новейшие данные см. во II т. "Актов Московского государства". Сын его Воин, получив образование под руководством иноземцев, начал службу в посольском приказе, но в 1660 г., недовольный московскими порядками, убежал за границу, "уворовал, презрев неизреченную к нему милость великого государя". Побывав в Германии, Франции, Голландии и Дании и прослужив несколько лет у польского короля, он в 1665 г. вернулся в Россию, с соизволения государя, разрешившего ему жить в отцовской деревне. Через год он был сослан в Кириллов-Белозерский м-рь, "под крепкое начало", и освобожден только по заключении андрусовского договора. В 1678 г., будучи стольником, послан был воеводою в Галич-Костромской. Умер, не оставив потомства. Орел - губернский город, на высоком берегу реки Оки, при впадении Орлика, в 110 саж. над ур. моря и 40 саж. над ур. р. Оки. Каменных домов 1683, деревянных 4797 (1892), в том числе частных жилых домов 945 кам. и 4165 дерев. Лавок 540 кам., 458 дерев. и 46 бол. каменных магазина. Церквей и соборов 28, l монастырь, 7 часовен, 1 единоверческая церковь, 1 римско-католическая, 1 лютеранская, l раскольничья моленьня, 1 еврейский молитвенный дом. Жителей по предварительным данным переписи 1897 г. 68557 (36319 мжч. и 3223 жнщ.). К 1 янв. 1896 г. жителей считалось 70898 (35966 мжч. и 34932 жнщ.): православных 65420, раскольников 1168, католиков 1992, протестантов 1055, евреев 1155, магометан 92, прочих исповеданий 16. Дворян 3463, духовного звания 283, почетных граждан и купцов 3113, мещан 42679, военного сословия 6843, крестьян 13584, иностранных подданных 663, прочих сословий 270. Ремесленников мастеров - 2148, рабочих - 2262, учеников 1045. Фабрики и заводы: 3 салотопенных, с производством на 26 т. р., 5 мыловаренных - 105 т. руб., 2 сально-свечных - 2 т. руб., 1 костопальный - 14 т. руб., 1 свечно-восковой - 111, 5 тыс. руб., кондитерские заведения - 109 тыс. руб., маслобойня - 81 тыс. руб., 1 водочный завод - 12 тыс. руб., крупорушка - 18 тыс. руб., пенькотрепальный - 306 тыс. руб., пивоваренный - 79 тыс. руб., пенькопрядильня - 162 тыс. руб., табачн. - 10,6 тыс. руб., мукомольный - 1,8 т. руб., рогожный - 3 тыс. руб., меловой - 3,6 тыс. руб., чугунно-литейный 3 тыс. руб., кирпичный - 5 Страницы: «« « 2079 2080 2081 2082 2083 2084 2085 2086 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |