Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 » »» уразноображению орнаментальной композиции. В нее могут входить все породы живых существ, млекопитающие, птицы, рыбы, гады, насекомые, моллюски и даже человеческая фигура, коль скоро они в ней уместны и не нарушают общих требований от О. Воспроизводить их в совершенно натуральном виде, со всеми деталями, допускается только тогда, когда своей реалистичностью они не убивают прочих составных частей данного О., приведены в прямую связь и согласие с ними, не вредят общему впечатлению. В большинстве случаев, формы животного царства получают в О. упрощенный вид, изображаются лишь в главных чертах, без выделки подробностей, и более или менее сфантазированными. Таким образом, на ряду с натуральными детскими, мужскими и женскими фигурами, лошадьми, птицами, бабочками, явились небывалые крылатые гении, сирены, тритоны, гиппокампы, грифоны; человеческие лица превратились в чудовищные или комические маскароны, торс мужчины или женщины стал изображаться выступающим из середины цветка, как бы его приростком, и т. д. Наконец, ингредиентами О. могут быть всякого рода неодушевленные предметы, каковы напр. воинские доспехи, принадлежности религиозного культа, музыкальные инструменты, орудия искусств и ремесел, изображаемые группами (так наз. трофеи) или отдельно, в значении символов и эмблем. По способу исполнения, орнамент бывает троякого рода: 1) впалый, т. е. резанный или гравированный вглубь на гладкой поверхности, 2) плоский исполненный чертами, одним каким-либо тоном или многими красками (полихромный О.) на плоскости, и 3) рельефный. Впалый О. может быт превращен в плоский, если его углубления будут заполнены каким-нибудь стекловидным сплавом, как напр. в ячеистой эмали и чернети, или веществом другого рода, чем фон, как напр. в деревянной и металлической инкрустации. Плоский О. находит обширное применение в особенности при росписи стен зданий, при живописи на вазах, при украшении тканых изделий и обоев узорами, при вышивках, плетении кружев, иллюстрировании книг и т. п. Он является также в мозаике как штучной, так и наборной. Преимущество рельефного О. перед прочими состоит, главным образом, в эффекте игры света и теней, производимой возвышенными и углубленными местами изображения, а потому он употребляется тогда, когда этот эффект может оживлять ту или другую часть в архитектуре здания, то или другое пространство в художественно-промышленном изделии, не подвергаясь при этом порче от трения и прикосновения к ним чего бы то ни было. Он очень хорош для стенных и дверных панно, для фризов антаблемента, для колонных капителей, но не годится для полов и стенных панелей, - превосходно идет к картинным рамам, обрамлению зеркал, фигурным резным алтарям и ларцам, многим произведениям золотых дел мастерства. наружности сосудов, но совершенно неудобен для украшения внутренности последних. Изображение в О. этого рода может значительно выдаваться над фоном и даже представлять собой как бы настоящее скульптурное произведение, обходящееся без фона, или же оно может возвышаться над фоном весьма немного. В первом случае О. называется высокорельефным, во втором - низкорельефным или полурельефным. Иногда О. образуется только двумя поверхностями, из которых одна служит фоном, а в другой находится изображение; такому О. присвоено название плоскорельефного и полурельефного (mezzorilievo). Видоизменение и постепенное усовершенствование 0. шли в тесной связи с развитием образных искусств вообще, самые простые орнаментальные формы мы находим на глиняных сосудах и на орудиях, дошедших до нас от так наз. доисторической эпохи. Это - ломаные прямые линии, образующие зигзаги или взаимно пересекающиеся, волнообразные кривые, извивающиеся полосами, маленькие кружки, спирали и пр. Почти такой же незатейливый О. представляют нам изделия более поздних времен, принадлежащие племенам. еще не вышедшим из состояния дикости. Много общего с ним имеет также орнаментация предметов, открытых при раскопках остатков древней Трои, в Микенах, Тиринее и на о-ве Кипре. Однако, еще в эту младенческую пору искусства делаются попытки вводить в линейный О. фигуры животных, начерченные грубо и сухо, лишь с слабым намеком на действительность, - попытки, благодаря которым мало-помалу развивается животный О. древнейших греческих ваз. У ассирийцев, на ряду с линейным О., употреблялся растительный, господствующими мотивами которого были розетки, распустившиеся и нераспустившиеся цветы, пальмовые ветви, кедровые шишки и пр. Равным образом и египтяне очень любили растительный О., при чем брали для него формы из своей отечественной флоры, преимущественно формы лотоса и других водяных растений; кроме того, в их орнаментистике важную роль играли стилизированные воспроизведения животных, каковы напр. скарабеи, змеи-уреи, ибисы и т. д.; узоры же египетских тканей имели по большой части геометрический характер. Искусство классической Греции, получив элементы О. из Азии, развило их блестящим образом и создало в высшей степени изящный, оригинальный стиль орнаментики, отличающийся строгой систематичностью - стиль, в котором каждый 0. подчиняется украшаемому предмету, соразмеряется с ним, соответствует его характеру, отличается в одном случае простотой, в другом - сложностью. Особенность греческой орнаментики составляют полное стилизирование растительных форм, приведение их к прочно установленному типу и употребление выработанных таким образом мотивов согласно определенным правилам. Главные элементы линейной и растительной орнаментики греков - меандр, пальмета и аканфовый лист. Греческий О. перешел к этрускам и римлянам. Первые внесли в него, вместе со своим народным оттенком, некоторую сухость и грубость; вторые развивали его постепенно, и в эпоху императоров довели до поразительной роскоши. Мотивы архитектурной орнаментации у римлян остались почти совершенно так же, что и у греков, но только разрабатывались с большей пышностью; для украшения же стенных пространств и полов, римляне гораздо обширнее пользовались растительными формами, совсем не стилизируя или мало стилизируя их, и любили включать в композицию фигуры человека и животных. Римские мозаики и декоративные стенные фрески нередко представляют центральное изображение, светло рисующееся на красном, черном, желтом или ином цветном фоне и обрамленное гирляндами цветов и плодов, полосами извивающихся ветвей, или бордюром, в состав которого входят фигурки человека и разных животных, небывалые чудовища, части фантастических зданий, лабиринты и пр. Как на образцы этой роскошной орнаментации можно указать на остатки стенной росписи; уцелевшие в развалинах Помпеи, римских термов, загородных вилл и колумбариев. Христианское декоративное искусство в начале было сколком с языческого, даже пользовалось его эмблемами и символами для выражения идей новой религии; но по перенесении столицы всесветной империи из Рима в Константинополь, образовался в орнаментике, точно так же как и в Страницы: «« « 2087 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |