Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2087   2088   2089   2090   2091   2092   2093   2094   2095  2096   2097   2098   2099   2100   2101   2102   2103   2104   2105  » »»

уразноображению орнаментальной  композиции.  В  нее  могут  входить  все
породы живых  существ,  млекопитающие,  птицы,  рыбы,  гады,  насекомые,
моллюски и даже человеческая фигура, коль скоро они в ней уместны  и  не
нарушают  общих  требований  от  О.  Воспроизводить  их   в   совершенно
натуральном виде, со всеми деталями,  допускается  только  тогда,  когда
своей реалистичностью они не убивают прочих составных частей данного О.,
приведены  в  прямую  связь  и  согласие  с  ними,  не   вредят   общему
впечатлению. В большинстве случаев, формы животного царства  получают  в
О. упрощенный вид, изображаются  лишь  в  главных  чертах,  без  выделки
подробностей, и более или менее  сфантазированными.  Таким  образом,  на
ряду с натуральными детскими, мужскими и  женскими  фигурами,  лошадьми,
птицами, бабочками, явились небывалые крылатые гении,  сирены,  тритоны,
гиппокампы, грифоны; человеческие лица  превратились  в  чудовищные  или
комические  маскароны,  торс  мужчины  или  женщины  стал   изображаться
выступающим из середины цветка, как бы его приростком, и т. д.  Наконец,
ингредиентами О. могут быть всякого рода неодушевленные предметы, каковы
напр. воинские доспехи, принадлежности религиозного культа,  музыкальные
инструменты, орудия искусств и ремесел, изображаемые группами (так  наз.
трофеи)  или  отдельно,  в  значении  символов  и  эмблем.  По   способу
исполнения, орнамент бывает троякого рода: 1) впалый, т. е. резанный или
гравированный вглубь на  гладкой  поверхности,  2)  плоский  исполненный
чертами, одним каким-либо тоном или многими красками (полихромный О.) на
плоскости, и 3) рельефный. Впалый О. может быт превращен в плоский, если
его углубления будут заполнены каким-нибудь  стекловидным  сплавом,  как
напр. в ячеистой эмали и чернети, или веществом другого рода,  чем  фон,
как напр. в деревянной и металлической инкрустации. Плоский  О.  находит
обширное применение в особенности при росписи стен зданий, при  живописи
на вазах, при украшении тканых изделий и обоев  узорами,  при  вышивках,
плетении кружев, иллюстрировании книг  и  т.  п.  Он  является  также  в
мозаике как штучной, так и наборной. Преимущество  рельефного  О.  перед
прочими  состоит,  главным  образом,  в  эффекте  игры  света  и  теней,
производимой возвышенными и углубленными местами изображения,  а  потому
он употребляется тогда, когда этот эффект может оживлять ту  или  другую
часть   в   архитектуре   здания,   то   или   другое   пространство   в
художественно-промышленном изделии, не подвергаясь  при  этом  порче  от
трения и прикосновения к ним чего бы то ни  было.  Он  очень  хорош  для
стенных  и  дверных  панно,  для  фризов  антаблемента,   для   колонных
капителей, но не годится для полов и стенных панелей, - превосходно идет
к картинным рамам, обрамлению зеркал, фигурным резным алтарям и  ларцам,
многим произведениям золотых  дел  мастерства.  наружности  сосудов,  но
совершенно неудобен для украшения внутренности последних. Изображение  в
О. этого рода может значительно выдаваться над фоном и даже представлять
собой как бы настоящее скульптурное произведение, обходящееся без  фона,
или же оно может возвышаться над фоном весьма немного. В  первом  случае
О.  называется  высокорельефным,  во   втором   -   низкорельефным   или
полурельефным. Иногда  О.  образуется  только  двумя  поверхностями,  из
которых одна служит фоном, а в другой находится изображение;  такому  О.
присвоено название плоскорельефного и полурельефного (mezzorilievo).
   Видоизменение и постепенное усовершенствование 0. шли в тесной  связи
с развитием образных искусств вообще, самые простые орнаментальные формы
мы находим на глиняных сосудах и на орудиях, дошедших до нас от так наз.
доисторической эпохи. Это - ломаные прямые линии, образующие зигзаги или
взаимно пересекающиеся,  волнообразные  кривые,  извивающиеся  полосами,
маленькие  кружки,  спирали  и  пр.  Почти  такой  же  незатейливый   О.
представляют нам изделия более поздних времен,  принадлежащие  племенам.
еще не вышедшим из состояния дикости. Много общего  с  ним  имеет  также
орнаментация предметов, открытых при раскопках остатков древней Трои,  в
Микенах, Тиринее и на о-ве Кипре. Однако, еще в  эту  младенческую  пору
искусства делаются  попытки  вводить  в  линейный  О.  фигуры  животных,
начерченные грубо и сухо, лишь с слабым намеком на  действительность,  -
попытки,  благодаря  которым   мало-помалу   развивается   животный   О.
древнейших  греческих  ваз.  У  ассирийцев,  на  ряду  с  линейным   О.,
употреблялся  растительный,  господствующими  мотивами   которого   были
розетки,  распустившиеся  и  нераспустившиеся  цветы,  пальмовые  ветви,
кедровые шишки и пр. Равным образом и египтяне очень любили растительный
О.,  при  чем  брали  для  него  формы  из  своей  отечественной  флоры,
преимущественно формы лотоса и других водяных растений; кроме того, в их
орнаментистике  важную  роль  играли   стилизированные   воспроизведения
животных, каковы напр. скарабеи, змеи-уреи, ибисы  и  т.  д.;  узоры  же
египетских  тканей  имели  по  большой  части  геометрический  характер.
Искусство классической Греции, получив элементы О. из Азии,  развило  их
блестящим образом и создало в высшей степени изящный, оригинальный стиль
орнаментики, отличающийся строгой систематичностью -  стиль,  в  котором
каждый  0.  подчиняется  украшаемому  предмету,  соразмеряется  с   ним,
соответствует его характеру, отличается  в  одном  случае  простотой,  в
другом - сложностью. Особенность греческой орнаментики составляют полное
стилизирование растительных форм, приведение их к прочно  установленному
типу  и  употребление  выработанных  таким  образом   мотивов   согласно
определенным  правилам.  Главные  элементы   линейной   и   растительной
орнаментики греков - меандр, пальмета и  аканфовый  лист.  Греческий  О.
перешел к этрускам и римлянам. Первые внесли в  него,  вместе  со  своим
народным оттенком, некоторую сухость и грубость;  вторые  развивали  его
постепенно, и в  эпоху  императоров  довели  до  поразительной  роскоши.
Мотивы архитектурной орнаментации у римлян остались почти совершенно так
же, что и у греков, но только разрабатывались с большей  пышностью;  для
украшения же стенных  пространств  и  полов,  римляне  гораздо  обширнее
пользовались  растительными  формами,  совсем  не  стилизируя  или  мало
стилизируя  их,  и  любили  включать  в  композицию  фигуры  человека  и
животных.  Римские  мозаики  и  декоративные  стенные   фрески   нередко
представляют центральное  изображение,  светло  рисующееся  на  красном,
черном, желтом или ином цветном фоне и обрамленное гирляндами  цветов  и
плодов, полосами извивающихся ветвей, или бордюром,  в  состав  которого
входят фигурки человека и разных  животных,  небывалые  чудовища,  части
фантастических зданий, лабиринты и пр. Как  на  образцы  этой  роскошной
орнаментации можно указать  на  остатки  стенной  росписи;  уцелевшие  в
развалинах  Помпеи,  римских  термов,  загородных  вилл  и  колумбариев.
Христианское декоративное искусство в начале было сколком с  языческого,
даже пользовалось его эмблемами и символами  для  выражения  идей  новой
религии;  но  по  перенесении  столицы  всесветной  империи  из  Рима  в
Константинополь, образовался  в  орнаментике,  точно  так  же  как  и  в

Страницы: «« « 2087   2088   2089   2090   2091   2092   2093   2094   2095  2096   2097   2098   2099   2100   2101   2102   2103   2104   2105  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь