Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 2109 2110 2111 » »» собой практическую мораль, с целым катихизисом правил и установлений. Нравственному учению предшествует космогония и феогония, созданная по Гезиоду и несколько видоизмененная в деталях, при чем утрачена вся целостность образов греческой религии: орфические боги - скорее отвлеченные понятия. В орфической теогонии господствует тенденция привести политеизм к монотеизму или так назыв. Теокразия; орфики признают лишь Зевса, Персефону и Диониса Загрея. Это учение было выражено в орфической поэме Qeogonia, которую отожествляют с поэмой ieroi logoi , в 24 рапсодиях. Содержание орфической космогонии и феогонии вкратце следующее. Праначало мира (cronoV, Aiwn) породило из себя хаос и эфир, от которых произошло мировое серебряное яйцо. Когда яйцо это лопнуло, из него появился перворожденный (prwtogonoV) бог FanhV, называвшийся еще MhtiV, ›EriV, ›HrikapatoV, и заключавший в себе семя всех богов. Из половинок яйца образовались земля и небо. FanhV был гермафродитом и имел головы и аттрибуты различных животных. От него произошла Ехидна или Ночь, а от ее - Уран и Гея. Дальнейшая феогония идет по Гезиоду вплоть до Зевса. Когда Зевс овладел Престолом, он поглотил Фанета, после чего, заключив в себе семена всех вещей, произвел всех богов последнего поколения и мир. От Персефоны и Зевса родился Дионис Загрей, которому Зевс Доверил управление миром. Титаны, враги Зевса, растерзали Загрея, принявшего, во время преследования имя, форму быка. Афна спасла сердце Загрея и принесла его к Зевсу, который поглотил его и вновь произвел на свет Диониса от Семелы, возродив в нем Загрея. Этиологически это сказание, признанное всеми орфиками, связано с обрядом растерзания быка в дионисовых ночных оргиях, существовавших во Фракии и перенесенных в Афины. В этом сказании выразилась идея, что единое, благодаря злому началу (титаны), раздроблено на множество вещей, но снова приведено к единому. Когда Дионис Загрей был возрожден к жизни, титаны были уничтожены и из праха их произведен человеческий род. С этих пор начинается мировой период. Так как человек создан из злого начала, то, чтобы вернуться к богу, часть которого в нем все же живет, он должен очиститься и пройти целый ряд подвигов воздержания и очищения. Об обязанностях, целях и судьбах человека, ищущего очищения, и говорит, главным образом, орфическое учение. Душа человека, находясь в теле, испытывает рабство; она пребывает в темнице, и чтобы выйти из нее, должна пройти длинный путь освобождения. Естественная смерть, перенося на время душу из царства жизни в подземное царство, освобождает ее лишь на время. Душе предстоит пройти еще долгий "круг необходимости", путем переселения в другие тела, чтобы, наконец, "освободиться от круга и вздохнуть от зла". Это освобож дение приносит 0. И его вакхические посвящения; средством освобождения является орфическая жизнь, полна аскетизма и воздержания от всего, что ведет к смерти и похоти тела. Временное существование по смерти проходит для посвященных (osioi) в обществе богов, за вечными пирами (sumposia osiwn, meJh aivnioV), между тем как непосвященные пребывают в грязи (borboroV), а презрители культа испытывают несказанные ужасы. Для неуспевших очиститься на земле, однако, есть еще возможность достигнуть очищения впоследствии, благодаря подвигам потомков, которые могут искупить грехи предков. По окончании этого временного заточения в подземном царстве душа поднимается к свету и входит в новое тело, чтобы продолжать путь освобождения: в этих бесконечных переходах - наказание грешника. Если, наконец, душа очистилась, то она выходит из цепи земного бытия - а это, по учению орфиков, цель всей человеческой жизни. Бессмертная душа, очистившись от греха, должна победить смерть, а так как на земле - царство смерти, то чистой душе суждено переселиться в царство богов, на луну и звезды. Таково, в общих чертах, учение орфиков, заимствованное у фракийцев, среди которых, насколько позволяют судить отрывочные сведения, был распространен аскетизм. Посвященным возбранялось употреблять в пищу мясо, бобы, носить иные одежды кроме белых; умерших обертывали в льняные покровы. Кровавые жертвы были исключены из культа. Литература орфиков получила особое распространение в III-IV вв. По Р. Хр., Когда язычество, борясь с христианством, черпало в ней для себя вдохновение и доказательства своей силы. До нас дошел сборник орфических поэм: ›Orjika или Ta eiV ›Orjea anajeromena. Сюда вошли, между прочим 1) мифолог. Эпопея ›Argonautika, в 1384 гексаметра, относящаяся к позднейшему времени греческой литературы, 2) LiJika - теургический эпос в 768 стих., в котором О. рассказывает Приамиду Феиодаму об удивительной силе камней. 3) ›ѓmnoi (числом 88) - литургические стихотворения, обращенные к различным божествам и олицетворенным силам природы. Остальные сочинения орфиков дошли до нас только в отрывках. Заглавия некоторых из них имеют особое значение; так, напр., Стихотворение krathr (чаша) озаглавлено так для проведения мысли, что разнообразие вещей в единстве мира подобно смеси в чаше, куда наливается вода и вино. В аллегорическом смысле даны также заглавия ПeploV(одежда), diktuon (сеть). Орфические поэмы читались публично на рапсодических состязаниях, рядом с произведениями Гомера и Гезиода; некоторые стихотворения употреблялись в качестве молитв на мистериях во Флиунте и Элевзине. Много занимались их исследованием и собиранием александрийские ученые. Литература. Hermann, "Orphica" (Лпц., 1805); Tyrwhitt, "Lithica" (Л., 1781); Mullach, "Fragm. Philos. Сrаес." (II., Didot, 1860, т. L, 166): Abel, "Orphica et Procli hymn." (Прага, 1885); его же, "Orphei Lithica" (1881); Lobeck, "Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum Causis" (Кенигсб., 1829; капитальное сочинение); Schuster, "De veteris Orphicae theogoniae indole atque origine" (Лпц. У 1869); Buchsenschutlz, "De hymnis Orphicis" дисс. 1851); Cron, "De Orpheo" (1839); Goettling, "De Ericapaeo Oi'phicorum numine" (Иена, 1862); Kern, "De Orphei, Epimeuidis, Pherecydis theogoniis quaestiones criticae" (Б., 1888); Luebbert, "De Pindaro theologiae Orphicae censore" (1888); Susemihl, "De Theogoniae Orphicae forma antiquissima" (1891); Riese, "Orpheus etc." ("Neue Jahrhucher fur Philologie", 4 вып., Т. CXV); Zeller, "Die Philosophie der Griechen" (1892, т. L); Rohde, "Psyche, Seeleocult und Unslerblichkeitsglaube der Griechen" (Фрейбург, 1890-94, стр. 395-428), Christ, "Geschichte der Griechischen litteratur" (Мюнхен, 1890); Croiset, "Histoire de la litterature Grecque" (т. II, стр. 446-454); Kuhnert, "Orpheus in der Unterwelt" ("Philol.", LIV, 2 p., 193-204); Maass, "Orpheus. Untersuchungen zur Griechischen, Romischen, Altchristlichen Jenseitsdichlung u. Religion" (Мюнх., 1895); Holwerda "De theogonia Orphica" ("Mnemosyne", XXII); Martigny, "La presentation d'Orphee sur le monuments chretiens" (П., 1875). Страницы: «« « 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 2109 2110 2111 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |