|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 2109 2110 2111 » »» собой практическую мораль, с целым катихизисом правил и установлений.
Нравственному учению предшествует космогония и феогония, созданная по
Гезиоду и несколько видоизмененная в деталях, при чем утрачена вся
целостность образов греческой религии: орфические боги - скорее
отвлеченные понятия. В орфической теогонии господствует тенденция
привести политеизм к монотеизму или так назыв. Теокразия; орфики
признают лишь Зевса, Персефону и Диониса Загрея. Это учение было
выражено в орфической поэме Qeogonia, которую отожествляют с поэмой
ieroi logoi , в 24 рапсодиях. Содержание орфической космогонии и
феогонии вкратце следующее. Праначало мира (cronoV, Aiwn) породило из
себя хаос и эфир, от которых произошло мировое серебряное яйцо. Когда
яйцо это лопнуло, из него появился перворожденный (prwtogonoV) бог
FanhV, называвшийся еще MhtiV, ›EriV, ›HrikapatoV, и заключавший в себе
семя всех богов. Из половинок яйца образовались земля и небо. FanhV был
гермафродитом и имел головы и аттрибуты различных животных. От него
произошла Ехидна или Ночь, а от ее - Уран и Гея. Дальнейшая феогония
идет по Гезиоду вплоть до Зевса. Когда Зевс овладел Престолом, он
поглотил Фанета, после чего, заключив в себе семена всех вещей, произвел
всех богов последнего поколения и мир. От Персефоны и Зевса родился
Дионис Загрей, которому Зевс Доверил управление миром. Титаны, враги
Зевса, растерзали Загрея, принявшего, во время преследования имя, форму
быка. Афна спасла сердце Загрея и принесла его к Зевсу, который поглотил
его и вновь произвел на свет Диониса от Семелы, возродив в нем Загрея.
Этиологически это сказание, признанное всеми орфиками, связано с обрядом
растерзания быка в дионисовых ночных оргиях, существовавших во Фракии и
перенесенных в Афины. В этом сказании выразилась идея, что единое,
благодаря злому началу (титаны), раздроблено на множество вещей, но
снова приведено к единому. Когда Дионис Загрей был возрожден к жизни,
титаны были уничтожены и из праха их произведен человеческий род. С этих
пор начинается мировой период. Так как человек создан из злого начала,
то, чтобы вернуться к богу, часть которого в нем все же живет, он должен
очиститься и пройти целый ряд подвигов воздержания и очищения. Об
обязанностях, целях и судьбах человека, ищущего очищения, и говорит,
главным образом, орфическое учение. Душа человека, находясь в теле,
испытывает рабство; она пребывает в темнице, и чтобы выйти из нее,
должна пройти длинный путь освобождения. Естественная смерть, перенося
на время душу из царства жизни в подземное царство, освобождает ее лишь
на время. Душе предстоит пройти еще долгий "круг необходимости", путем
переселения в другие тела, чтобы, наконец, "освободиться от круга и
вздохнуть от зла". Это освобож дение приносит 0. И его вакхические
посвящения; средством освобождения является орфическая жизнь, полна
аскетизма и воздержания от всего, что ведет к смерти и похоти тела.
Временное существование по смерти проходит для посвященных (osioi) в
обществе богов, за вечными пирами (sumposia osiwn, meJh aivnioV), между
тем как непосвященные пребывают в грязи (borboroV), а презрители культа
испытывают несказанные ужасы. Для неуспевших очиститься на земле,
однако, есть еще возможность достигнуть очищения впоследствии, благодаря
подвигам потомков, которые могут искупить грехи предков. По окончании
этого временного заточения в подземном царстве душа поднимается к свету
и входит в новое тело, чтобы продолжать путь освобождения: в этих
бесконечных переходах - наказание грешника. Если, наконец, душа
очистилась, то она выходит из цепи земного бытия - а это, по учению
орфиков, цель всей человеческой жизни. Бессмертная душа, очистившись от
греха, должна победить смерть, а так как на земле - царство смерти, то
чистой душе суждено переселиться в царство богов, на луну и звезды.
Таково, в общих чертах, учение орфиков, заимствованное у фракийцев,
среди которых, насколько позволяют судить отрывочные сведения, был
распространен аскетизм. Посвященным возбранялось употреблять в пищу
мясо, бобы, носить иные одежды кроме белых; умерших обертывали в льняные
покровы. Кровавые жертвы были исключены из культа. Литература орфиков
получила особое распространение в III-IV вв. По Р. Хр., Когда язычество,
борясь с христианством, черпало в ней для себя вдохновение и
доказательства своей силы. До нас дошел сборник орфических поэм: ›Orjika
или Ta eiV ›Orjea anajeromena. Сюда вошли, между прочим 1) мифолог.
Эпопея ›Argonautika, в 1384 гексаметра, относящаяся к позднейшему
времени греческой литературы, 2) LiJika - теургический эпос в 768 стих.,
в котором О. рассказывает Приамиду Феиодаму об удивительной силе камней.
3) ›ѓmnoi (числом 88) - литургические стихотворения, обращенные к
различным божествам и олицетворенным силам природы. Остальные сочинения
орфиков дошли до нас только в отрывках. Заглавия некоторых из них имеют
особое значение; так, напр., Стихотворение krathr (чаша) озаглавлено так
для проведения мысли, что разнообразие вещей в единстве мира подобно
смеси в чаше, куда наливается вода и вино. В аллегорическом смысле даны
также заглавия ПeploV(одежда), diktuon (сеть). Орфические поэмы читались
публично на рапсодических состязаниях, рядом с произведениями Гомера и
Гезиода; некоторые стихотворения употреблялись в качестве молитв на
мистериях во Флиунте и Элевзине. Много занимались их исследованием и
собиранием александрийские ученые.
Литература. Hermann, "Orphica" (Лпц., 1805); Tyrwhitt, "Lithica" (Л.,
1781); Mullach, "Fragm. Philos. Сrаес." (II., Didot, 1860, т. L, 166):
Abel, "Orphica et Procli hymn." (Прага, 1885); его же, "Orphei Lithica"
(1881); Lobeck, "Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum
Causis" (Кенигсб., 1829; капитальное сочинение); Schuster, "De veteris
Orphicae theogoniae indole atque origine" (Лпц. У 1869); Buchsenschutlz,
"De hymnis Orphicis" дисс. 1851); Cron, "De Orpheo" (1839); Goettling,
"De Ericapaeo Oi'phicorum numine" (Иена, 1862); Kern, "De Orphei,
Epimeuidis, Pherecydis theogoniis quaestiones criticae" (Б., 1888);
Luebbert, "De Pindaro theologiae Orphicae censore" (1888); Susemihl, "De
Theogoniae Orphicae forma antiquissima" (1891); Riese, "Orpheus etc."
("Neue Jahrhucher fur Philologie", 4 вып., Т. CXV); Zeller, "Die
Philosophie der Griechen" (1892, т. L); Rohde, "Psyche, Seeleocult und
Unslerblichkeitsglaube der Griechen" (Фрейбург, 1890-94, стр. 395-428),
Christ, "Geschichte der Griechischen litteratur" (Мюнхен, 1890);
Croiset, "Histoire de la litterature Grecque" (т. II, стр. 446-454);
Kuhnert, "Orpheus in der Unterwelt" ("Philol.", LIV, 2 p., 193-204);
Maass, "Orpheus. Untersuchungen zur Griechischen, Romischen,
Altchristlichen Jenseitsdichlung u. Religion" (Мюнх., 1895); Holwerda
"De theogonia Orphica" ("Mnemosyne", XXII); Martigny, "La presentation
d'Orphee sur le monuments chretiens" (П., 1875).
Страницы: «« « 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 2109 2110 2111 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |