Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2097   2098   2099   2100   2101   2102   2103   2104   2105  2106   2107   2108   2109   2110   2111   2112   2113   2114   2115  » »»

Голова покрыта панцирем из костяных  щитов,  одевающим  хрящевой  череп;
кожа на остальном теле имеет  пять  продольных  рядов  костяных  щитков,
имеющих по продольному ребру, с более или менее выступающей в виде бугра
или шипа верхушкой. Один ряд тянется по  средней  линии  спины,  два  по
бокам, два по сторонам брюха, благодаря чему  тело  получает  более  или
менее заметную (смотря по степени развития  щитков)  пятигранную  форму.
Остальная кожа или покрыта неправильными мелкими щитками, придающими  ей
шероховатость, или голая. У  Scaphirbynchus  задний  конец  тела  сильно
утончается и здесь ряды больших щитков примыкают друг к другу. Усики  на
нижней стороне головы являются органами осязания, а по всей  вероятности
играют  также  роль  других  органов  чувств;  на  них  найдены  нервные
окончания типа луковочек или почек, вероятно  служащие  при  отыскивании
пищи. Рот окружен мясистой губой и способен значительно выпячиваться при
схватывании добычи. Все О. рыбы  или  проходные  или  пресноводные;  для
метания икры проходные, а равно и живущие в озерах  входят  в  реки.  О.
рыбы  в  высшей  степени  плодовиты  и  число  яичек  у  крупных  особей
определяется в несколько миллионов. Кроме  весеннего  хода  в  реки  для
нереста, О. рыбы  входят  местами  в  реки  также  осенью  для  зимовки.
Держатся эти рыбы преимущественно у  дна,  питаются  различной  животной
пищей:  рыбой,  моллюсками,  червями,  насекомыми.   О.   рыбы   (именно
представители рода осетр - Acipenser) имеют важное промысловое значение.
Мясо их высоко ценится, еще более ценный продукт составляет икра;  кроме
того, плавательный пузырь дает ценный клей, спинная струна употребляется
в пищу под названием вязиги. В ископаемом  состоянии  О.  рыбы  известны
лишь с  эоцена.  В  зоогеографическом  отношении  весьма  интересен  род
Scapbirhynchus,  представители  которого  водятся  с  одной  стороны   в
Туркестане, с другой в Сев. Америке, что заставляет видеть в современных
видах этого рода остатки прежде широко распространенной фауны.
   Н. Кн Осина (Populus tremula L.) - древесное растение из сем.  ивовых
(Salicaceae), распространенное по всей Европе, сев. Африке, Малой  Азии,
Маньчжурии и Японии. В России О. доходит на С до  Архангельска,  местами
образуя леса и встречаясь как примесь к другим  древесным  видам.  О.  -
стройное дерево,  отличающееся  быстрым  ростом  и  способностью  давать
многочисленные   корневые   поросли.   Кора   у   нее   серая;    листья
широкоугольные, заостренные, к основанию  слегка  серцевидные,  по  краю
выемчато-зубчатые; молодые листья  покрыты  редким  шелковистым  пушком,
взрослые  голые,  нижняя  поверхность  у   них   серо-зеленая,   верхняя
бледно-зеленая;  листья  снабжены  длинным  тонким,  в   верхней   части
сплюснутым с боков черешком, оттого листья весьма подвижны, при малейшем
ветерке, колеблются. Цветет О.  ранней  весной,  до  появления  листьев.
Цветки мелкие, весьма простые, однополые, собранные в густые (однополые)
сережки. Растения двудомные. В  мужском  цветке  цветоложе  расширено  в
блюдчатый, косой околоцветник; тычинок 8; в женском цветке  околоцветник
ворончатый косой, окружающий  большую  часть  пестика;  рыльце  сидячее,
четырех-пяти  раздельное,   пурпурное.   Цветки   прикрыты   темно-бурым
пальчаторассеченными,  волосистыми  прицветниками.  Плод  -   коробочка,
вскрывающаяся двумя створками; семена волосистые.
   С. Р.
   Осирис  или  Озирис  (›OsiriV)  -  наиболее   популярное   египетское
божество. Относящиеся к нему мифы записаны  Плутархом  в  трактате:  "De
lside"  и  подтверждаются  бесчисленными  намеками   в   иероглифических
текстах. Популярность О. объясняется, главным образом, его отношением  к
загробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба)  и  неба  (Нут),
О., по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со  своей
сестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак еще до  рождения.
Заметив, что их подданные, не  смотря  на  продолжительные  царствования
предыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве,  О.  и
Исида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили
города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал главным
образом Тот - олицетворенная премудрость. Затем О.  предпринял  поход  в
Азию, для  политических  и,  еще  более,  культурных  завоеваний.  После
победоносного возвращения О., брат и противник его, Сет, принес  на  пир
прекрасной работы сундук и обещал подарить его  тому,  на  чей  рост  он
придется. Таким образом удалось заключить в него О. и бросит ящик в Нил,
который, через Танисское русло, выбросил его  в  Финикийский  Библ;  там
выросшая эрика покрыла его своим стволом,  а  царь,  срубив  ее,  сделал
одной из подпорок крыши во дворце.  Исида  долго  искала  труп,  наконец
явилась в Библ, сделалась сначала  воспитательницей  царевича,  а  потом
открылась и выпросила себе ствол дерева с гробом О., который и отнесла в
Египет. Сет нашел его и разрубил на 14  частей.  Исиде  удалось  собрать
почти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу; поэтому
большинство египетских номов считали  себя  местом  упокоения  бога  или
одного  из  его  членов.  Это   известие,   вероятно,   более   позднего
происхождения и образовалось для объяснения местных культов и  преданий;
весьма  многие  провинциальные  боги-покровители  были  сопоставлены   и
отожествлены с О. - напр. "великий бог, предводитель  западных"  (т.  е.
покойников) в Абидосе. Этот город  и  его  Тинитский  ном  имели  гербом
находившийся у них  реликварий  с  головой  О.,  с  незапамятных  времен
привлекавший  богомольцев;  отсюда  Манефон  выводит  Начало  египетской
монархии. Уже в текстах пирамид, где миф  О.  и  его  цикла  оказывается
сложившимся, эта местность упоминается на каждом шагу. Сойдя  в  царство
мертвых, О. Сделался богом преисподней и загробным судьей, каковым он  и
выступает в Книге мертвых. Каждый покойник должен был записаться в число
его последователей и даже принять его  имя,  которое  сделалось  в  этом
случае нарицательным ("Осирис NN правогласый"= тоже, что у нас "покойный
NN"). Осирис является добрым началом  (отсюда  его  эпитет  "Уннофру"  =
Онуфрий = благой) и первым человеком; миф его объяснял происхождение зла
и смерти, а также борьбу плодородия - с разрушением, Нила - с  пустыней.
Отсюда сопоставление О. с Гани, богом Нила, а также введение его в  круг
солнечных божеств, то в виде вчерашнего  солнца,  временно  побежденного
мраком, то в виде ночного светила - луны, то, наконец, в виде верховного
божества, особенно в позднейшие времена египетской культуры,  когда  его
почитание сделалось всеобщим и стало оттеснять другие божества. В  честь
О. происходили во  всех  храмах  мистерии  в  ноябре  и  конце  декабря;
особенно торжественно справлялись  они  в  Филэ,  Дендера,  Абидосе.  Из
животных О. были посвящены птица феникс и бык Апис; в форме Сераписа его
культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался О. в виде  мумии,  с
различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Во  всех  музеях
масса  его  бронзовых   статуэток;   весьма   часты   его   изображения,
заимствованные из 125 главы  Книги  мертвых  и  представляющие  бога  на

Страницы: «« « 2097   2098   2099   2100   2101   2102   2103   2104   2105  2106   2107   2108   2109   2110   2111   2112   2113   2114   2115  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь