Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 » »» архитектуре, особый византийский стиль, в котором к унаследованному от греко-римского искусства примешалось много восточного. Характерные черты этого стиля - довольствование лишь геометрическими и растительными мотивами, пристрастие к бьющей в глаза полихромии, стремление производить впечатление блеском золота, серебра и дорогих камней; сильным контрастом ярких красок. Из античных и византийских элементов сложилось декоративное искусство последователей ислама - азиатских и африканских арабов, испанских мавров, персов, турок и племен Средней Азии. Основанием арабского и вообще мусульманского О. служат комбинация кругов, многоугольников, трапеций, треугольников, менисков и других геометрических фигур, с примесью сильно офантазированных растительных мотивов. Поклонники Магомета, при живости своей фантазии, тем усерднее возделывали этот геометрический и растительный О., тем замысловатее изобретали его формы, тем больше увлекались эффектами красок, что религия воспрещала им изображать живые существа. Этому воспрещению не покорялись только персияне О. которых, в начале близкий к арабскому, в конце средних веков подвергся влиянию Индии и Китая. Византийский О. лег также в основание древнерусского, заимствовавшего, кроме того, немало элементов из Центральной Азии и от финских племен, населявших наше отечество; в него проникло также коечто с европейского Запада. От греко-римской орнаментики произошла романская, господствовавшая в Европе с X по XIII стол. Не довольствуясь усвоением античных элементов, которые в ней значительно исказились, она обратилась к прямому наблюдению природы, извлекла из ее новые мотивы и в своих композициях отводила особенно видное место фантастическим фигурам животных. В готическом О., явившемся на смену романского, преобладающее значение получили снова растительные формы, сперва в сильно-фантастической, а потом в натуралистической обработке, которая под конец превратилась в капризную игру вычурностями и пустую забаву. В XV ст. итальянское Возрождение возвратило О. к простоте и благородной стильности долго забытых и заброшенных памятников греко-римского декоративного искусства, которые приобрели теперь значение образцов, единственно достойных подражания. Художники Италии пересадили призванный снова к жизни стиль во Францию и Германию. Первая из этих стран долго следовала ему неуклонно, порой внося в него черты, обусловливаемые национальным вкусом; вторая разрабатывала его более свободно, в натуралистическом духе, с припоминанием готических преданий. Дальнейшее уклонение в сторону натурализма и, вместе с тем, усиленное стремление к роскоши представляет нам орнаментика позднего Возрождения; эпоха стилей барокко и рококо, следовавших один за другим. Гоняясь за пышностью и блеском, О. барокко нередко впадает в неосмысленную обремененность и крайнюю напыщенность, тогда как стиль рококо отличается причудливостью и игривостью форм, не лишенных однако, своеобразной грации. Реакцией против разнузданности этого стиля явилась сперва чопорная и некрасивая орнаментика так наз. париковского стиля, а потом мнимо-близкое, но на самом деле манерное подражание античным образцам, характеризующее стиль первой французской империи. Царство этого стиля окончилось вскоре после падения Наполеона. В орнаментике 1815 - 70 гг. наблюдаются неустойчивость, опутанность принципов, робость и холод. Только после того, как художники, благодаря новейшим успехам образованности и в особенности распространению специальных училищ и изданий, стали, с одной стороны, более внимательны, чем их предшественники, к памятникам своего старинного искусства, а с другой более основательно знакомы с художественными произведениями чужих стран и античного мира, - архитектура и орнаментика вступили на широкий, свободный путь. Стили всех эпох - Возрождения, барокко, рококо, империи, византийский, арабский, романский, готический и пр. применяются к делу, смотря по роду задачи, по большей части уместно, правильно, без примеси элементов, нарушающих их характер, при чем внимание, главным образом, обращается на общий эффект декоративной композиции, основанный столько же на рисунке, сколько и на вкусных сочетаниях красок. Современная орнаментика не гнушается даже, когда это может содействовать упомянутому эффекту, почерпать для себя данные из самородного искусства крайнего Востока-Китая и особенно Япопии, которая с незапамятных времен создала у себя декоративный стиль, нисколько не похожий на все европейские ни по принципам, ни по формам и краскам, но тем не менее чрезвычайно живой и изящный. Ср. С. Semper, "Der Stil in den technischen und tektonischeu Kunsten" (2 изд., Мюнхен, 1879, в 2-х ч.); Jacobsthal, "Grammatik der Ornamente" (2 изд., Берлин, 1879); Owen Jones, "The grammar of ornament" (Лондон, 1856; нем. изд. Лейпциг, 1865); Racinet, "L'Ornement polychrome" (Париж, 1881-87); Lievre, "Les arts decoratifs а toutes les epoques" (Париж, 1873); Ch. Blanc, "Grammaire des arts decoratifs" (Париж, 1882); Kanitz, "Katechismus der Ornamentik" (4 изд., Лейпциг, 1891); Riegl, "Stilfragen, Grundlegungen zu einer Geschichte der Ornamentik" (Бepлин, 1893); H. Mayeux, "La composition decorative" (Париж, 1884), F. S. Meyer, "Systematisch geordnetes Handbuch der Oruamentik" (Лпц. 1895). А. С - в. Оранментика (ornamenti) - украшение мелодии трелью, форшлагом и проч. Орнитология - наука о птицах, часть зоологии. Ортопедия - (определение и история) - наука распознавания, предотвращения и лечения искривлений человеческого тела, т. е. стойких уклонений отдельных частей последнего от их нормальной формы и направления. Она, в отличие от тератологии, ограничивается изучением только обезображиваний, выражающихся аномалиями положения и формы частей скелета. Уже Гиппократ оставил несколько сочинений с подробным описанием искривлений позвоночного столба, который он лечил специально приспособленными аппаратами, косолапости, врожденных вывихов тазобедренного и голеностопного сочлений и др. Гаден использовал различные виды горбатости бинтованием грудной клетки; Антилл (в конце III стол. по Р. Хр.) перерезывал сухожилия при анкилозах и контрактурах. Затем О. была совершенно забыта и только арабские врачи (особенно Албуказем в начале XII ст.) продолжали заниматься ей. Вновь она возродилась лишь в XVI ст., благодаря преимущественно французским хирургам, выведшим ее из забвения. Знаменитый Амбруаз Паре в своей книге об уродствах, не только описывает искривления, но предлагает также остроумные протезы и аппараты для косолапости. Он первый издал сочинение о причинах и лечении искривлений позвоночника и рекомендовал для удержания тела в прямом положении корсеты из продыравленной жести. Одновременно с ним испанский хирург Арцеус лечил косолапость специальными аппаратами. В начале XVII ст. Фабриций Гильданус устранял Страницы: «« « 2088 2089 2090 2091 2092 2093 2094 2095 2096 2097 2098 2099 2100 2101 2102 2103 2104 2105 2106 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |