Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2088   2089   2090   2091   2092   2093   2094   2095   2096  2097   2098   2099   2100   2101   2102   2103   2104   2105   2106  » »»

архитектуре, особый византийский стиль, в котором к  унаследованному  от
греко-римского искусства примешалось много восточного. Характерные черты
этого стиля  -  довольствование  лишь  геометрическими  и  растительными
мотивами,  пристрастие  к  бьющей   в   глаза   полихромии,   стремление
производить  впечатление  блеском  золота,  серебра  и  дорогих  камней;
сильным контрастом ярких красок. Из античных  и  византийских  элементов
сложилось декоративное искусство последователей  ислама  -  азиатских  и
африканских арабов, испанских мавров, персов,  турок  и  племен  Средней
Азии. Основанием арабского и вообще мусульманского О. служат  комбинация
кругов, многоугольников,  трапеций,  треугольников,  менисков  и  других
геометрических фигур, с примесью  сильно  офантазированных  растительных
мотивов. Поклонники Магомета, при живости своей фантазии,  тем  усерднее
возделывали этот геометрический  и  растительный  О.,  тем  замысловатее
изобретали его  формы,  тем  больше  увлекались  эффектами  красок,  что
религия воспрещала им изображать живые существа.  Этому  воспрещению  не
покорялись только персияне О. которых, в начале близкий к  арабскому,  в
конце средних веков подвергся влиянию Индии и Китая. Византийский О. лег
также в основание древнерусского, заимствовавшего,  кроме  того,  немало
элементов из Центральной Азии  и  от  финских  племен,  населявших  наше
отечество; в него  проникло  также  коечто  с  европейского  Запада.  От
греко-римской орнаментики произошла романская, господствовавшая в Европе
с X по XIII стол. Не довольствуясь усвоением античных элементов, которые
в ней  значительно  исказились,  она  обратилась  к  прямому  наблюдению
природы, извлекла из ее новые мотивы  и  в  своих  композициях  отводила
особенно видное место фантастическим фигурам животных. В готическом  О.,
явившемся на смену романского,  преобладающее  значение  получили  снова
растительные  формы,  сперва  в   сильно-фантастической,   а   потом   в
натуралистической обработке, которая под конец превратилась в  капризную
игру вычурностями и пустую забаву.  В  XV  ст.  итальянское  Возрождение
возвратило О. к  простоте  и  благородной  стильности  долго  забытых  и
заброшенных памятников греко-римского декоративного  искусства,  которые
приобрели теперь значение образцов,  единственно  достойных  подражания.
Художники Италии пересадили призванный снова к жизни стиль во Францию  и
Германию. Первая из этих стран  долго  следовала  ему  неуклонно,  порой
внося  в  него  черты,  обусловливаемые  национальным   вкусом;   вторая
разрабатывала  его  более  свободно,   в   натуралистическом   духе,   с
припоминанием  готических  преданий.  Дальнейшее  уклонение  в   сторону
натурализма и, вместе с тем, усиленное стремление к роскоши представляет
нам орнаментика позднего Возрождения; эпоха  стилей  барокко  и  рококо,
следовавших один за другим. Гоняясь за пышностью и блеском,  О.  барокко
нередко впадает в неосмысленную обремененность и  крайнюю  напыщенность,
тогда как стиль рококо отличается причудливостью и игривостью  форм,  не
лишенных однако, своеобразной  грации.  Реакцией  против  разнузданности
этого стиля явилась сперва чопорная и некрасивая  орнаментика  так  наз.
париковского стиля, а потом мнимо-близкое, но  на  самом  деле  манерное
подражание античным образцам, характеризующее стиль  первой  французской
империи. Царство этого стиля окончилось вскоре после падения  Наполеона.
В орнаментике 1815 -  70  гг.  наблюдаются  неустойчивость,  опутанность
принципов, робость и холод. Только после того, как художники,  благодаря
новейшим  успехам  образованности  и   в   особенности   распространению
специальных училищ и изданий, стали, с одной стороны, более внимательны,
чем их предшественники, к памятникам своего старинного  искусства,  а  с
другой более основательно знакомы с художественными произведениями чужих
стран и античного мира, - архитектура и орнаментика вступили на широкий,
свободный путь. Стили всех эпох - Возрождения, барокко, рококо, империи,
византийский, арабский, романский, готический и пр. применяются к  делу,
смотря по роду задачи, по большей части уместно, правильно, без  примеси
элементов, нарушающих их характер, при чем  внимание,  главным  образом,
обращается на общий эффект декоративной композиции,  основанный  столько
же на рисунке, сколько  и  на  вкусных  сочетаниях  красок.  Современная
орнаментика не гнушается даже, когда это может содействовать упомянутому
эффекту, почерпать для себя данные  из  самородного  искусства  крайнего
Востока-Китая и особенно Япопии, которая с незапамятных времен создала у
себя декоративный стиль, нисколько не похожий на все европейские  ни  по
принципам, ни по формам и краскам, но тем не менее чрезвычайно  живой  и
изящный. Ср. С. Semper, "Der Stil in den  technischen  und  tektonischeu
Kunsten" (2 изд., Мюнхен, 1879, в 2-х ч.);  Jacobsthal,  "Grammatik  der
Ornamente" (2 изд., Берлин, 1879); Owen Jones, "The grammar of ornament"
(Лондон,  1856;  нем.  изд.   Лейпциг,   1865);   Racinet,   "L'Ornement
polychrome" (Париж, 1881-87); Lievre, "Les arts decoratifs а toutes  les
epoques" (Париж, 1873);  Ch.  Blanc,  "Grammaire  des  arts  decoratifs"
(Париж, 1882); Kanitz, "Katechismus der Ornamentik"  (4  изд.,  Лейпциг,
1891);  Riegl,  "Stilfragen,  Grundlegungen  zu  einer  Geschichte   der
Ornamentik" (Бepлин,  1893);  H.  Mayeux,  "La  composition  decorative"
(Париж, 1884),  F.  S.  Meyer,  "Systematisch  geordnetes  Handbuch  der
Oruamentik" (Лпц. 1895).
   А. С - в.
   Оранментика (ornamenti) - украшение мелодии трелью, форшлагом и проч.
   Орнитология - наука о птицах, часть зоологии.
   Ортопедия  -  (определение  и   история)   -   наука   распознавания,
предотвращения и лечения искривлений человеческого тела, т.  е.  стойких
уклонений  отдельных  частей  последнего  от  их  нормальной   формы   и
направления. Она, в отличие  от  тератологии,  ограничивается  изучением
только обезображиваний, выражающихся аномалиями положения и формы частей
скелета. Уже Гиппократ оставил несколько сочинений с подробным описанием
искривлений   позвоночного   столба,   который   он   лечил   специально
приспособленными    аппаратами,    косолапости,    врожденных    вывихов
тазобедренного  и  голеностопного  сочлений  и  др.  Гаден   использовал
различные виды горбатости бинтованием грудной клетки;  Антилл  (в  конце
III стол. по Р. Хр.) перерезывал сухожилия при анкилозах и контрактурах.
Затем О. была  совершенно  забыта  и  только  арабские  врачи  (особенно
Албуказем  в  начале  XII  ст.)  продолжали  заниматься  ей.  Вновь  она
возродилась  лишь  в  XVI  ст.,  благодаря  преимущественно  французским
хирургам, выведшим ее из забвения. Знаменитый Амбруаз Паре в своей книге
об уродствах, не  только  описывает  искривления,  но  предлагает  также
остроумные протезы и аппараты для косолапости. Он первый издал сочинение
о  причинах  и  лечении  искривлений  позвоночника  и  рекомендовал  для
удержания тела в  прямом  положении  корсеты  из  продыравленной  жести.
Одновременно  с  ним   испанский   хирург   Арцеус   лечил   косолапость
специальными аппаратами. В начале XVII ст. Фабриций  Гильданус  устранял

Страницы: «« « 2088   2089   2090   2091   2092   2093   2094   2095   2096  2097   2098   2099   2100   2101   2102   2103   2104   2105   2106  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь