Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2241   2242   2243   2244   2245   2246   2247   2248   2249  2250   2251   2252   2253   2254   2255   2256   2257   2258   2259  » »»

"Красная Шапочка", "Кот в сапогах", "Сандрильона", "Мальчик с пальчик").
   Ю. Веселовский.
   Перселл  (Генрих  Purcell)  -  один  из  первых  английских   оперных
композиторов (1658
   - 1696). Написал 39 опер, некоторые - на шекспировские сюжеты. Из них
лучшая - "Дидона и Эней". Речитативы П. всегда украшены колоратурой.
   Н. С.
   Персеполь  (PersepsliV,  город  персов  по  преимуществу)  -  поздняя
столица Персии, увеличенная и украшенная  Дарием  I  и  Ксерксом.  Город
лежал недалеко от соединения pp. Меда и Аракса, на большой и плодородной
равнине и славился своим акрополем,  тройною  стеной,  дворцом,  царской
усыпальницей  и  сокровищницей.  При  Александре   Великом   город   был
разграблен и разорен, но  дальнейшее  существование  его  подтверждается
свидетельствами писателей. В средние века он назывался Истахар и  служил
резиденцией магометанских халифов. Развалины города  существуют  поныне,
под названием Тахт-и-Джемшид или Чиль-Миньяр.
   Н. О.
   Персефона (PerVejonh, Persejassa; Perrejatta, Fersejassa, Ferrejatta,
Korh), у римлян - Proserpina) -  дочь  Деметры  (Цереры),  супруга  Аида
(Плутона); неразрывно связанная в  сказаниях  и  культе  с  этими  двумя
божествами, богиня плодородия и  произрастания,  властительница  царства
мертвых. П. и Деметра обыкновенно упоминаются как "две богини" (sw  Jew)
, с эпитетами владычиц, цариц, великих  богинь.  Культ  П.  относится  к
глубокой древности и коренится  в  земледельческом  характере  народного
быта. К этой же отдаленной эпохе относится  представление  о  П.  как  о
подземной  богини,  почитавшейся  в  местностях,   которые   изобиловали
ущельями и пропастями,  -  а  таких  местностей  в  Греции  было  много.
Средоточием сказаний о Н. служит миф о похищении ее Аидом.  Как  подруга
подземного царя, П. представляется грозной и мрачной богиней смерти.  На
это указывает и происхождение  ее  от  Деметры-Эринии  и  грозного  бога
Посейдона. Некоторые феогонии называют П.  дочерью  Стикса,  елевзинское
учение - его сестрой. Как дочь Деметры  и  Зевса,  П.  представлялась  в
образе веселой, юной и прекрасной девушки  и  была  приобщена  к  резвым
нимфам, устраивавшим весенние хороводы. Сказание  о  похищении  П.  было
подробно  разработано   представителями   елевзинского   и   орфического
вероучений. Местом похищения П. в древнейших сказаниях  считался  Океан,
позднее - Елевзис и другие местности на греческом материке, на Крите,  в
Карии, Понте и Сицилии. Поэзия и изобразительное  искусство  выделили  в
сказании два главных момента: похищение П. во время собирания ею  цветов
(так наз. AnJologia) и скитание Деметры  в  поисках  за  дочерью.  Когда
человеческому роду стала угрожать гибель от  голода  -  так  как  земля,
оставленная  Деметрой,  перестала  быть  плодородной,   -   Зевс   решил
восстановить права матери и  примирил  Деметру  с  Аидом,  согласившимся
отпускать П. ежегодно на свидание с матерью, на срок от весны до  осени.
В этом мифе символизирована смена времен года;  чередование  расцвета  и
увядания, переход от жизни  к  смерти.  Позднее  П.  стали  смешивать  с
Гекатой, богиней таинственного начала  и  ночных  страхов.  Двойственный
характер П. отразился и в культе: весенние праздники  ее  были  веселые,
осенние - таинственные. К весенним праздникам относятся так  наз.  малые
мистерии и Антесфории (в Пелопоннесе и Сицилии), к летним  и  осенним  -
Елевзинии, Фесмофории, Феогамии, Анакалиптерии, Хтонии и др. Точно также
в искусстве мы встречаем П. то как подземную богиню,  сидящую  на  троне
рядом с Аидом, то как богиню плодородия и растительной жизни,  вместе  с
Деметрой. В первом случае  атрибутом  ее  служил  гранат,  во  втором  -
колосья, мак, нарцисс и  пр.  Прозерпина,  соответствовавшая  в  римской
мифологии  подземной  П.  греческого  мифа,   рассматривается   то   как
самостоятельное италийское божество произрастания (ср. proserpere),  при
чем сходство в названиях  греч.  и  лат.  считалось  случайным,  то  как
греческая богиня, принятая в  число  италийских  божеств.  Ср.  Preller.
"Demeter   u.   Persephone"   (Гамб.,    1837);    Overbeck.    "Griech.
Kunstmythologie. IV т. : Demeter u. Кога" (Лпц., 1878);  Forster,  "Raub
und Ruckkehr der Persephone" (Штуттг., 1874).
   Я. О.
   Персидский залив (Кальи ал Фарс по-местному) - представляет  обширное
внутреннее море Индийского океана, обрамленное с СВ берегами  Персии,  с
З, ЮЗ и Ю - берегами Аравии. Это самое вост. из 7 настоящих  средиземных
морей . Оно соединяется с Индийским океаном посредством прол. Ормузского
и Оманского зал. Общее направление залива от ЮВ на СЗ, по  прямой  линии
от берега Оманского полуо-ва до дельты Шат-эл-Араб наибольшее протяжение
залива 915 в.,  но  если  считать  длину  залива  по  его  оси,  имеющей
несколько выгнутую к ЮЗ форму, то от  устьев  Шат-элАраб  до  Ормузского
прол. получится линия, длиною около  1030  в.  Наибольшую  ширину  залив
имеет в южн. части, где она по меридиану доходит  до  345  в.;  севернее
залив делается уже и против полуо-ва Катар ширина его  всего  около  160
в., далее к С залив опять становится шире до 300 в., а потом  суживается
до 200 в. и остается при  этой  ширине  до  самого  сев.  конца.  Ширина
Ормузского прол. 50 в. П.  зал.  заключен  между  параллелями  23ё58'  -
30ё25' сев. шир. и мерид. (от Гринвича) 47ё48' - 56ё35' вост. долг.;  по
Крюммелю, поверхность П. зал. вместе с Оманским  составляет  236840  кв.
км., из этого числа немного менее  трети  приходится  на  Оманский  зал.
Общая длина береговой линии около 2268 в.; характер сев. и южн.  берегов
залива совершенно различный: тогда как П. берег, длиною около  1170  в.,
горист, обрывист, приглуб и мало изрезан, южн. или аравийский берег,  за
исключением гор Руус-аль-Джебаль на Оманском полуо-ве, низмен,  обладает
двумя большими заливами, длина береговой черты около  2035  в.,  а  море
вдоль него на большое расстояние  занято  рифами  и  банками  (известные
Жемчужные  банки).  Южн.  или  аравийский  берег  сложен   из   песчаных
образований и представляет совершенно  пустынную  местность,  только  по
близости городов можно встретить здесь рощи финиковых  пальм.  Население
этого берега исключительно состоит из арабов. П.  берег  по  всей  своей
длине представляет ряд крутых и суровых горных цепей, громоздящихся одна
позади другой  с  общим  направлением  параллельно  берегу.  Высота  гор
увеличивается  по  мере  удаления  от  берега,  на  котором   с   судна,
проходящего около, нельзя  заметить  никаких  признаков  растительности.
Узкая и низменная полоса земли, заключенная между горами и морем,  носит
местное  названо  "Гермзир",  т.  е.  горячая  страна,  название  вполне
заслуженное, так как вся эта местность лишена орошения, летом совершенно
бездождна и действительно принадлежит к наиболее жарким странам  земного
шара. По  берегу  расположено  несколько  небольших  портовых  местечек,
исключительно населенных  арабами,  сельское  же  население  состоит  из

Страницы: «« « 2241   2242   2243   2244   2245   2246   2247   2248   2249  2250   2251   2252   2253   2254   2255   2256   2257   2258   2259  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь