Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2240   2241   2242   2243   2244   2245   2246   2247   2248  2249   2250   2251   2252   2253   2254   2255   2256   2257   2258  » »»

Никольского, Арзамасского  уезда).  В  1853  г.  поступил  в  московское
училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками  М.  Скотти,
А. Мокрицкого и С. Зарянка. В 1856 г., за представленный в императорской
акд. худ. этюд головы мальчика, получил  малую  серебренную  медаль.  За
этою наградою следовали другие, присужденные ему академией: в 1858 г.  -
большую серебренную медаль, за картину "Приезд станового на  следствие",
в 1860 г. - малую золотую медаль, за картины "Сцена на  могиле"  и  "Сын
дьячка, произведенный в первый чин", в 1861 г. - большую золотую медаль,
за "Проповедь в селе". Означенные четыре произведения П. и написанные им
вскоре после того "Проповедь в селе" (нах. ул. Солдатенкова  в  Москве),
"Сцена на могиле" (в Третьяковской галерее, в М.) и "Чаепитие в Мытищах"
(там же), будучи выставлены в Москве и  Петербурге,  произвели  огромное
впечатление    на    публику    и    показали    художника    остроумным
жанристом-сатириком,  прямым  наследником  П.  Федотова,  не  менее  его
наделенным тонкою наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую  жизнь,
умеющим  особенно  ярко  выставлять  на  вид  ее  темные   стороны,   но
несравненно более искусным в рисунке и технике,  чем  автор  "Сватовства
майора". Получив, вместе с большою золотою медалью, право на  поездку  в
чужие края на казенный счет, П.  отправился  туда  в  1862  г.,  посетил
главные художественные центры Германии и провел около  полутора  года  в
Париже. Здесь он делал  этюды  с  натуры  и  написал  несколько  картин,
изображающих местные типы и сцены уличной жизни  ("Продавец  статуэток",
"Савояр",  "Шарманщик",  "Нищие  на  бульваре,  "Музыканты  и   зеваки",
"Тряпичники" и пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых,
чужеземных нравов не  дается  ему  столь  же  успешно,  как  изображение
родного, русского быта, а потому,  с  разрешения  академии,  в  1864  г.
возвратился  в  Россию  до   окончания   срока   своего   пенсионерства.
Поселившись снова в Москве, П. принялся работать в том  же  направлении,
на которое выступил в начале своей артистической  карьеры,  и  в  период
времени с 1865 по 1871 г. создал ряд произведений,  поставивших  его  не
только во главе  всех  бывших  доселе  русских  жанристов,  но  и  между
первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В этот период из под
его кисти вышли такие бесподобные картины, как  "Очередная  у  фонтана",
"Монастырская трапеза", "Проводы покойника" (нах.  у  К.  Солдатенкова),
"Тройка" (в  Третьяковской  галерее),  "Чистый  понедельник"  (там  же),
"Приезд гувернантки в купеческий дом" (там  же),  "Учитель  рисования"(у
наследн. Д. Боткина), "Сцена у железной дороги (в Третьяковской гал.), "
Последний кабак у заставы" (там же), "Птицелов" (там же). "Рыболов" (там
же), " Охотники на привале (там же) и нек. друг. Четвертая и  шестая  из
этих картин доставили  художнику,  в  1866  г.,  степень  академика;  за
"Птицелова", в 1870 г., он получил звание профессора.  Однако,  рядом  с
такими замечательными  произведениями,  порою  являются  у  П.  картины,
странно задуманные и неудачно исполненные, напр. "Божия Матерь с Христом
у житейского моря" и  "Выгрузка  извести  на  Днепре".  Кроме  того,  он
пристращается к портретной живописи, для успеха в которой хотя и обладал
необходимою наблюдательностью  и  способностью  схватывать  человеческие
характеры, но не имел вполне жизненной палитры,  и  которая,  во  всяком
случае, не  составляла  его  главного  призвания.  Среди  написанных  им
портретов,  многие  замечательны  в  отношении  лепки,  экспрессивности,
передачи индивидуальных черт в изображенных  лицах,  но  лишь  некоторые
отличаются свежестью и естественностью колорита. Лучшие  в  их  числе  -
портреты А. А. Борисовского, В. В. Безсонова, А. Ф. Писемского, А. Г.  и
Н. Г. Рубинштейнов, М. П. Погодина, Ф. М. Достоевского и купца Камынина.
Получив в 1871 г. место профессора в московском училище живописи, ваяния
и зодчества и примкнув около того же времени к товариществу  передвижных
художественных выставок, П. в первые, следовавшие затем годы,  продолжал
писать портреты и жанровые картины в прежнем роде, которые надо признать
вообще уступающими его предшествовавшим  работам;  чем  далее,  тем  все
сильнее и сильнее  увлекался  он  более  возвышенными,  по  его  мнению,
задачами - пытался быть живописцем религиозных и аллегорических  сюжетов
("Христос в Гефсиманском саду", "Снятие со креста", "Распятие",  "Весна"
и др.) и, наконец, пристрастился к темам из отечественной истории ("Плач
Ярославны",   "Первые   русские   христиане",   "Поволжские    хищники",
"Пугачевцы", "Никита Пустосвят"). В этих последних произведениях П.  еще
просвечивает его талант, но уже не так ярко, как в былое время; за  ними
нельзя не признать некоторых достоинств, но вообще они слишком  изысканы
по композиции, мелодраматичны  и  свидетельствуют,  что  в  создании  их
участвовал больше ум, чем художественное чувство их  автора.  Под  конец
своей жизни П. пустился в литературу и напечатал  в  газете  "Пчела"  за
1875 г. и в "Художественном Журнале" Н. Александрова за 1881  -  82  гг.
несколько, не лишенных занимательности, рассказов из быта  художников  и
свои воспоминания. Он ум. от чахотки, в  с.  Кузьминках,  неподалеку  от
Москвы,  29  мая  1882  г.  Ср.  Д.  Ровинского  и  Н.  Собко,  "Василий
Григорьевич П., его жизнь и произведения" (СПб., 1892).
   А. С-в.
   Перпендикуляр, восстановленный из какой либо точки прямой  линии  или
плоскости - прямая линия, составляющая прямой угол с данною  прямою  или
составляющая прямые углы с всякою прямою, проведенною в плоскости  через
ту точку, из которой П. восстановлен. Опустить П. через данную точку  на
данную прямую или плоскость значит: провести через данную  точку  прямую
по кратчайшему расстоянию от точки до прямой или плоскости.
   Перро (Шарль Perrault, 1628 - 1703) - франц.  писатель,  член  франц.
акд.,  противник  могущественного  в   его   время   ложно-классического
направления. В своей поэме: "Le siecle  de  Louis  le  Grand"  он  очень
xoлодно,  почти  пренебрежительно  отнесся  к  классической   древности,
довольно низко ценя ее лучших писателей и доказывая, что XVII в.  стоит,
по отношению к художественному творчеству, гораздо выше античного  мира.
Это возмутило Буало, Расина и других сторонников классицизма; завязалась
настоящая литературная война, очень продолжительная и упорная, известная
в истории французской словесности под названием "querelle des anciens et
des modernes"; во время этой  полемики  П.,  нашедший  единомышленников,
выпустил книгу "Parallele des anciens et des modernes"  (1688  -  1698),
где  подробнее  развиваются  те  же  самые  идеи.  П.  принадлежат   еще
стихотворения легкого содержания, дидактические поэмы, сборник биографий
- "Les hommes illustres qui  ont  paru  en  France  pendant  ce  siecle"
(1701), и. наконец, знаменитые "Сказки" ("Contes de  ma  mere  l'Oye  ou
Histoires des temps passes", П., 1697), спасшие  его  имя  от  забвения.
Заимствованные  преимущественно  из   народных   преданий   и   поверий,
занимательные и художественно написанные, они имели большой успех, много
раз переиздавались, да и теперь с удовольствием читаются  детьми  (напр.

Страницы: «« « 2240   2241   2242   2243   2244   2245   2246   2247   2248  2249   2250   2251   2252   2253   2254   2255   2256   2257   2258  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь