Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2278   2279   2280   2281   2282   2283   2284   2285   2286  2287   2288   2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295   2296  » »»

виде выступает в других работах П., а именно  в  рельефе  саркофага  св.
Доминика (в церкви C. Domenico в Болонье) и в кафедре сьенского  собора,
исполненной художником в 1266 г., при участии его  сына,  Джованни.  Она
сильно напоминает кафедру пизанской крестильницы, но  отличается  от  ее
более  роскошной  орнаментацией;  к  сценам  из  жизни  Спасителя  здесь
прибавлены две: "избиение младенцев" и "Бегство  в  Египет";  первая  из
них, а также "Распятие" отличаются великолепно  переданным  движением  и
пафосом. Кроме означенных работ, Николо П. исполнил, в сотрудничестве  с
Джованни, великолепный фонтан в Перуджи (1277). 2) Джованни П. (род. ок.
1250, ум. ок. 1328) - сын предыдущего; скульптора, архитектор и  ювелир.
В противоположность своему отцу,  П.  не  подпал  под  влияние  античных
образцов, но, познакомившись с произведениями Джотто, старался,  подобно
ему,  передавать  глубокое  чувство  и  религиозное  настроение.   Такое
стремление П.  ярче  всего  выразилось  в  рельефах  фасада  орвиетского
собора, над украшением которого  он  начал  работать  вместе  с  другими
учениками своего отца, в  1290  г.  Эти  рельефы  воспроизводят  историю
грехопадения и искупления вплоть до Страшного Суда; изображенные  в  них
сцены отличаются удивительными для той эпохи натурализмом и эффектностью
-  качествами,  особенно  ясно  выказывающимися  в  моделировке   нагого
человеческого  тела.  Стремление  оттенить  в  рельефах  духовную  жизнь
представленным лицам, при недостаточной еще  выработанности  технических
средств  для  того,  по  необходимости  привело  художников  к  излишней
резкости,  угловатости  я  преувеличениям.  К   той   же   ранней   поре
деятельности П. относятся скульптуры главного алтаря в соборе  Ареццо  -
произведения; исполненного в готическом стиле и  на  котором  изображены
сцены из легенды о св. Донате (1286).  Сильною  страстностью  отличается
изваянный П. рельеф кафедры в црк. Сант-Андреа,  в  Пистойе,  в  котором
художник изобразил  Рождество  Христово,  Поклонение  волхвов,  Избиение
младенцев, Распятие и  Страшный  Суд  (1300).  В  1304  г.  П.  исполнил
гробницу  папы  Бенедикта  XI  (находящуюся  в  црк,   Сан-Доменико,   в
Перуджии).  Из  прочих  скульптурных  работа  этого  художника,  следует
отметить значительное количество статуй Мадонны (самая известная из них,
так  называемая  Мадонна  дель-Фиоре,  украшает   собою   южный   портал
флорентийского собора), чашу для святой воды  в  церкви  Сан-Джованни  в
Пистойе и гробницу Энрико Скровеньи в  црк.  Санта-Mapиа  дель-Арена.  В
Падуе.  Из  архитектурных  произведений  П.,  по  всей   справедливости,
славятся Кампо-Санто в Пизе и фасад сиенского собора. П.,  как  ювелиру,
приписывают изобретение плоской эмали, которая будто бы была им  впервые
пущена в дело при украшении главного алтаря ареццского собора. 3) Андреа
П. (род. ок. 1270 г., ум. ок. 1349 г.) - скульптор и литейщик, родом  из
Пентедеры, свою художественную деятельность начал  в  Пизе  и.  Карраре.
Будучи приглашен потом во Флоренцию, он украсил фасад  тамошнего  собора
скульптурными работами, из которых в настоящее время  уцелели  лишь  две
фигуры апостолов (находящиеся в палаццо  Строцци).  Главная  заслуга  П.
состоит в возрождении древнего литейного искусства;  в  своих  бронзовых
произведениях он  отличался  умелою  композициею  и  точным  соблюдением
правил  передачи  расстояний  и  сокращений  рельефными  планами.  Самые
замечательные из рельефов П., изображающие ряд сцен. из жития св. Иоанна
Предтечи, украшают собою двери флорентийской крестильницы;  модели  этих
рельефов были вылеплены в 1330 г.,  самые  же  двери  отлиты  из  бронзы
венецианцем Лионардо ди Аванцо. Среди прочих  произведений  П.  особенно
замечательны барельефы колокольни флорентийского собора,  представляющие
ветхозаветные сцены и эпизоды истории древнего искусства. В 1345  г.  П.
заведовал мозаичными работами по украшению фасада орвиетского собора. 4)
Нино П. (ум. ок. 1364 г.) - сын предыдущего, скульптора, учился у своего
отца и помогал ему в вышеупомянутых мозаичных  работах.  По  возвращении
своем в Пизу, он окончил начатую Андреа П. Мадонну  в  црк.  Санта-Мариа
Новелла и изваял статую Богородицы с двумя ангелами для црк. Санта-Мариа
дель-Фиоре.  Естественность  и  грация  составляют  отличительные  черты
творчества  этого  мастера,  особенно  хорошо  умевшего   воспроизводить
складки драпировок.  Из  работа  П.,  сверх  вышепоименованных,  следует
отметить: гробницу архиепископа Симона Сальторелли, в црк. св. Екатерины
в Пизе, и "Мадонну, кормящую Младенца своею грудью", в црк.  Санта-Мариа
делла-Спина, в  том  же  городе.  5)  Томмазо  П.  -  брат  предыдущего,
скульптор и архитектор, сочинил в 1364  г.  план  дворца  дожа  Джованни
дельАнджело-де-Конти, а также соорудил гробницу для супруги последнего.
   А. А. С - в.
   Пикинеры - С постепенным распространением  в  войсках  огнестрельного
оружия, вооруженные им люди стали называться мушкетерами , а имевшие, по
прежнему, холодное оружие (пики) - П. Процентное отношение П. постепенно
уменьшалось; с изобретением штыка они совсем перестали существовать.
   Пико де ла Мирандола (Джованни Pico de la Mirandola, 1463 -  1494)  -
знаменитый итальянский ученый эпохи Возрождения, сын  моденского  графа.
Он поражал своим ранним развитием:  десяти  лет  от  роду  считался  уже
первым оратором и поэтом своего  времени.  Отказавшись  от  политической
деятельности,  он  отдался  поглощавшей  его  жажде  знания:  ездил   по
университетам, изучил двадцать два языка, и когда европейская наука того
времени открыла ему все свои тайны, углубился  в  изучение  Кабалы,  для
чего изучил языки халдейский, еврейский и арабский. Прибыв в 1486  г.  в
Рим, он издал "Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae",
где  выставил  900  "propositiones",  приглашая  ученых  оспаривать,  на
публичном диспуте, его тезисы. Папа Иннокентий VIII, по  доносу  ученых,
объявил тринадцать из этих тезисов еретическими  и  воспретил  публичную
защиту остальных. П. опубликовал апологию осужденных тезисов  ("Apologia
J. P. Mirandolae", 1489), но лишь в 1493 г. папа Александр VI снял с них
запрещение. Последние годы жизни П. провел в своем замке близ Флоренции.
Умер от непосильной умственной работы.  Широко  образованный,  даровитый
ученый, чрезвычайно популярный  в  свое  время,  он  не  был  выдающимся
мыслителем.   Написал   еще:   "Disputationes    adversus    astrologiam
divinatricern" (Болонья, 1495), где признает значение только за  древней
астрологией; "De ente et uno opus", "Heptaplus" (мистический комментарий
к Библии) и "Epistolae" (Пар., 1499), блещущия остроумием и  познаниями.
Сочинения его переиздавались в полном составе много раз (Болонья,  1496;
Венеция, 1498; Базель, 1573 и 1601). Племянник его,  Джованни  Франческо
П.,  составил  биографию  дяди,  напечатанную,  вместе  с  другими   его
произведениями (жизнеописание Савонаролы, "De stadio divinae et  humanae
sapientiae", "Examen  doctrinae  vanitatis  gentilium")  при  базельском
собрании сочинений П. Старшего. Ср. также P.  Giovio,  "Historiarum  sui
temporis libri XLV" (1550).
   Пиктогрфия или  образное  письмо  -  передача  образов,  впечатлений,

Страницы: «« « 2278   2279   2280   2281   2282   2283   2284   2285   2286  2287   2288   2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295   2296  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь