|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 » »» ди П., где морские купанья. Близ П. старинная (XIII в.) базилика
Сан-Пьетро-ин-Градо, с античными колоннами, и Чертоза ди П. -
картезианский м-рь, выстроенный в 1347 г. П. - родина Галилея: ему
воздвигнуты здесь памятники в Кампосанто и в здании унив.
История. П., в древности Pisae, была одним из 12 этрусских городов и
находилась при слиянии р. Аусера (Cepkio) и Арно, которые теперь текут
отдельно; в мифологии она смешивается с элидским городом П., при р.
Алфее. В 180 г. до Р. Хр. ГГ. была обращена в римскую колонию, а при
Августе получила название Colonia Julia Pisana. Так как в прежние
времена военные корабли могли подниматься по р. Арно до самой П" то она
стала в средние века значительным торговым городом и могущественной
морской державой. В XI в. пизанцы с успехом вели борьбу с сарацинами; в
1016 г. они, в союзе с Генуей, отняли у них Сардинию, в 1035 г. одержали
над ними победу при Боне, в сев. Африке, а в 1063 г. - при Палермо.
Благодаря обширным торговым сношениям. П. сильно разбогатела и
переполнилась иностранными купцами. В первом крестовом походе пизанцы
принимали большое участие; им удалось добиться в сирийских городах
значительных льгот и устройства собственных судов. В 1135 г. П.
разрушила город Амальфи, бывший главным ее соперником по торговле в
южной Италии; тогда же ей удалось добиться от Гогенштауфенов, которым
она оказала значительные услуги, полной коммунальной свободы и
управления при посредстве выборных консулов. В тоже время П. приходилось
вести, с переменным успехом, почти беспрерывную борьбу с Генуей, которая
являлась ее соперницей как в торговом, так и в политическом отношении.
Вследствие этого, а также прекращена династии Гогенштауфенов и потери
христианских владений в Азии (в конце XIII в.), могущество П. стало
ослабевать. Соперничество из-за Сардинии и Корсики вызвало в 1282 г.
новую войну между Генуей и П., в которой последняя потеряла весь свой
флот (в сражении при Мелории, 1284 г.); от этого удара П. никогда не
могла совершенно оправиться. Другие враги ее(Лукка, Пистойя, Флоренция,
Сиена, Прато, Вольтерра и др.) соединились с Генуей и напали на П. с
суши, и только то обстоятельство, что и в П. во главе правления стала
гвельфская партия (1285), спасло город. Во главе гвельфов стоял Уголино
делла Герардеска, который в 1288 г. был свергнуть гибеллинами и, вместе
с двумя сыновьями, кончил жизнь в Голодной башне. В 1290 - 92 гг. П.
вновь пришлось вести неудачную войну с Луккой, Флоренцией и Генуей; в
1300 г. она должна была уступить последней Корсику и часть Сардинии и
своих континентальных владений. В 1313 г. власть в П. захватил Угуччионе
делла Фаджиола, который в следующем году захватил Лукку, а в 1315 г.
победил флорентийцев; но в 1316 г. он был изгнан из П. С 1316 - 47 г. во
главе синьории вновь стали графы Герардеска; хотя Лукка была вновь
потеряна, но в 1342 г. опять приобретена, после упорной борьбы с
Флоренцией. В это время П. распадается на две партии: Берголини
("простодушные") - народная партия, сторонники гибеллинов, и Распанти
("разбойники") - аристократическая партия, сторонники гвельфов. Во главе
первой партии, получившей перевес после смерти гр. Раниери делла
Герардеска (1347), стоял с 1348 г. Андреа Гамбакорта с титулом ген.
капитана, а с 1351 г. - Франческо Гамбакорта. Имп. Карл IV, по проискам
Распанти, в 1355 г. велел казнить Франческо со всем его семейством,
вследствие происшедшего во время пребывания императора в П. народного
возмущения; но в 1369 г. пизанцы, с согласия императора, призвали
изгнанного Пьетро Гамбакорта и поставили его во главе города. Пьетро был
убит в 1392 г. своим старым приятелем д'Аппиано, который и овладел
синьорией, опираясь на союз с герцогом миланским Джованни Галеаццо
Висконти. После смерти Аппиано (1398) сын его Герардо продал Пизу Милану
за 200000 золотых гульденов, оставив себе лишь Пиомбино и остров Эльбу.
После смерти Джованни Галеаццо ему наследовал в П. его незаконный сын
Габриеле; последний продал в 1405 г. город флорентинцам, заклятым врагам
П. Хотя пизанцы восстали и призвали Джованни Гамбакорта, племянника
Пьетро, но голодом были принуждены сдаться флорентинцам (1406), после
чего большая часть граждан выселилась из П.; богатство и могущество
города исчезли навсегда. Когда Карл VIII французский вторгся в Италию в
1494 г., П. восстала, прогнала флорентийцев и вновь приобрела
независимость; но после продолжительной борьбы, изнуренная голодом, она
вновь подчинилась в 1509 г. С тех пор П. входила в состав владений
Флоренции и образовавшейся впоследствии Тосканы, вместе с которою она в
1860 г. вошла в состав итальянского королевства. Ср. Cantini, "Storia
del commercio dei Pisani" (Флоренция, 1797 - 1798); Morrona, "P.
illustrata nelle arti del disegno" (Ливорно, 1812); Valtancoli-Montazio,
"Annali di P. " (Лукка, 1842 - 45); Rohault de Fleury, "Les monuments de
P. au moyen аge" (П., 1866).
Пизано (Pisano) - четыре итальянских художника: 1) Никола П. (род. в
начале XIII стол., ум. около 1280 г.) - знамениты и скульптор, родом из
Апулии, прибыл в Пизу уже вполне зрелым художником. Главная заслуга П.
заключается в том, что он, отрешившись от византийской традиции,
старался возродить в пластики античный стиль. Вопрос о том, под каким
влиянием П. проникся классическим духом, остается до настоящего времени
открытым, хотя и существует весьма правдоподобное предположение, что
этот мастер, во время своего пребывания в Южной Италии, имел случай
видеть и изучать местные памятники древнегреческого искусства. Первое по
времени произведение П. (1233) рельеф "Снятие со Креста" (находящийся в
притворе церкви св. Мартина, в Лукке) - еще имеет некоторые характерные
особенности, какими отличаются скульптуры романского периода. Главная же
его работа, великолепная мраморная кафедра в пизанской крестильнице,
исполненная в 1260 г., уже сильно отзывается античным искусством. Она
представляет собою как-бы шестигранный ящик, поддерживаемый снизу шестью
колоннами, из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая
средину ящика - на группе из трех человеческих фигур (еретика, грешника
и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами
баранью и бычачью головы и сову. Капители угловых колонн соединены между
собою арками; на угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки
и евангелисты, на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры
шести добродетелей. Бока ящика украшены пятью рельефами, изображающими:
Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Принесение
Младенца Христа во храм, Распятие и Страшный Суд. Хотя в этих рельефах
еще отчасти сохранены типы, установленные византийским искусством,
однако, общий характер композиции, фигуры и выдержанность строгого
барельефного стиля знаменуют собою возрождение античной пластики.
Классический стиль, проявившийся в этом произведении, в более смягченном
Страницы: «« « 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 2290 2291 2292 2293 2294 2295 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |