Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2277   2278   2279   2280   2281   2282   2283   2284   2285  2286   2287   2288   2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295  » »»

ди П., где  морские  купанья.  Близ  П.  старинная  (XIII  в.)  базилика
Сан-Пьетро-ин-Градо,  с  античными  колоннами,  и  Чертоза   ди   П.   -
картезианский м-рь, выстроенный в 1347  г.  П.  -  родина  Галилея:  ему
воздвигнуты здесь памятники в Кампосанто и в здании унив.

   История. П., в древности Pisae, была одним из 12 этрусских городов  и
находилась при слиянии р. Аусера (Cepkio) и Арно, которые  теперь  текут
отдельно; в мифологии она смешивается с  элидским  городом  П.,  при  р.
Алфее. В 180 г. до Р. Хр. ГГ. была обращена в  римскую  колонию,  а  при
Августе получила название  Colonia  Julia  Pisana.  Так  как  в  прежние
времена военные корабли могли подниматься по р. Арно до самой П" то  она
стала в средние века  значительным  торговым  городом  и  могущественной
морской державой. В XI в. пизанцы с успехом вели борьбу с сарацинами;  в
1016 г. они, в союзе с Генуей, отняли у них Сардинию, в 1035 г. одержали
над ними победу при Боне, в сев. Африке, а в  1063  г.  -  при  Палермо.
Благодаря  обширным  торговым  сношениям.  П.   сильно   разбогатела   и
переполнилась иностранными купцами. В первом  крестовом  походе  пизанцы
принимали большое участие;  им  удалось  добиться  в  сирийских  городах
значительных  льгот  и  устройства  собственных  судов.  В  1135  г.  П.
разрушила город Амальфи, бывший главным  ее  соперником  по  торговле  в
южной Италии; тогда же ей удалось добиться  от  Гогенштауфенов,  которым
она  оказала  значительные  услуги,  полной   коммунальной   свободы   и
управления при посредстве выборных консулов. В тоже время П. приходилось
вести, с переменным успехом, почти беспрерывную борьбу с Генуей, которая
являлась ее соперницей как в торговом, так и в  политическом  отношении.
Вследствие этого, а также прекращена династии  Гогенштауфенов  и  потери
христианских владений в Азии (в конце  XIII  в.),  могущество  П.  стало
ослабевать. Соперничество из-за Сардинии и Корсики  вызвало  в  1282  г.
новую войну между Генуей и П., в которой последняя  потеряла  весь  свой
флот (в сражении при Мелории, 1284 г.); от этого  удара  П.  никогда  не
могла совершенно оправиться. Другие враги ее(Лукка, Пистойя,  Флоренция,
Сиена, Прато, Вольтерра и др.) соединились с Генуей и  напали  на  П.  с
суши, и только то обстоятельство, что и в П. во  главе  правления  стала
гвельфская партия (1285), спасло город. Во главе гвельфов стоял  Уголино
делла Герардеска, который в 1288 г. был свергнуть гибеллинами и,  вместе
с двумя сыновьями, кончил жизнь в Голодной башне. В 1290  -  92  гг.  П.
вновь пришлось вести неудачную войну с Луккой, Флоренцией  и  Генуей;  в
1300 г. она должна была уступить последней Корсику и  часть  Сардинии  и
своих континентальных владений. В 1313 г. власть в П. захватил Угуччионе
делла Фаджиола, который в следующем году захватил Лукку,  а  в  1315  г.
победил флорентийцев; но в 1316 г. он был изгнан из П. С 1316 - 47 г. во
главе синьории вновь стали  графы  Герардеска;  хотя  Лукка  была  вновь
потеряна, но в  1342  г.  опять  приобретена,  после  упорной  борьбы  с
Флоренцией.  В  это  время  П.  распадается  на  две  партии:  Берголини
("простодушные") - народная партия, сторонники  гибеллинов,  и  Распанти
("разбойники") - аристократическая партия, сторонники гвельфов. Во главе
первой  партии,  получившей  перевес  после  смерти  гр.  Раниери  делла
Герардеска (1347), стоял с 1348 г.  Андреа  Гамбакорта  с  титулом  ген.
капитана, а с 1351 г. - Франческо Гамбакорта. Имп. Карл IV, по  проискам
Распанти, в 1355 г. велел казнить  Франческо  со  всем  его  семейством,
вследствие происшедшего во время пребывания императора  в  П.  народного
возмущения; но в  1369  г.  пизанцы,  с  согласия  императора,  призвали
изгнанного Пьетро Гамбакорта и поставили его во главе города. Пьетро был
убит в 1392 г. своим  старым  приятелем  д'Аппиано,  который  и  овладел
синьорией, опираясь на  союз  с  герцогом  миланским  Джованни  Галеаццо
Висконти. После смерти Аппиано (1398) сын его Герардо продал Пизу Милану
за 200000 золотых гульденов, оставив себе лишь Пиомбино и остров  Эльбу.
После смерти Джованни Галеаццо ему наследовал в П.  его  незаконный  сын
Габриеле; последний продал в 1405 г. город флорентинцам, заклятым врагам
П. Хотя пизанцы восстали  и  призвали  Джованни  Гамбакорта,  племянника
Пьетро, но голодом были принуждены сдаться  флорентинцам  (1406),  после
чего большая часть граждан выселилась  из  П.;  богатство  и  могущество
города исчезли навсегда. Когда Карл VIII французский вторгся в Италию  в
1494  г.,  П.  восстала,  прогнала  флорентийцев   и   вновь   приобрела
независимость; но после продолжительной борьбы, изнуренная голодом,  она
вновь подчинилась в 1509 г. С тех  пор  П.  входила  в  состав  владений
Флоренции и образовавшейся впоследствии Тосканы, вместе с которою она  в
1860 г. вошла в состав итальянского королевства.  Ср.  Cantini,  "Storia
del commercio  dei  Pisani"  (Флоренция,  1797  -  1798);  Morrona,  "P.
illustrata nelle arti del disegno" (Ливорно, 1812); Valtancoli-Montazio,
"Annali di P. " (Лукка, 1842 - 45); Rohault de Fleury, "Les monuments de
P. au moyen аge" (П., 1866).
   Пизано (Pisano) - четыре итальянских художника: 1) Никола П. (род.  в
начале XIII стол., ум. около 1280 г.) - знамениты и скульптор, родом  из
Апулии, прибыл в Пизу уже вполне зрелым художником. Главная  заслуга  П.
заключается  в  том,  что  он,  отрешившись  от  византийской  традиции,
старался возродить в пластики античный стиль. Вопрос о  том,  под  каким
влиянием П. проникся классическим духом, остается до настоящего  времени
открытым, хотя и существует  весьма  правдоподобное  предположение,  что
этот мастер, во время своего пребывания  в  Южной  Италии,  имел  случай
видеть и изучать местные памятники древнегреческого искусства. Первое по
времени произведение П. (1233) рельеф "Снятие со Креста" (находящийся  в
притворе церкви св. Мартина, в Лукке) - еще имеет некоторые  характерные
особенности, какими отличаются скульптуры романского периода. Главная же
его работа, великолепная мраморная  кафедра  в  пизанской  крестильнице,
исполненная в 1260 г., уже сильно отзывается  античным  искусством.  Она
представляет собою как-бы шестигранный ящик, поддерживаемый снизу шестью
колоннами, из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая
средину ящика - на группе из трех человеческих фигур (еретика,  грешника
и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих  между  передними  лапами
баранью и бычачью головы и сову. Капители угловых колонн соединены между
собою арками; на угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки
и евангелисты, на самих же капителях  поставлены  аллегорические  фигуры
шести добродетелей. Бока ящика украшены пятью рельефами,  изображающими:
Благовещение,  Рождество  Христово,   Поклонение   волхвов,   Принесение
Младенца Христа во храм, Распятие и Страшный Суд. Хотя в  этих  рельефах
еще  отчасти  сохранены  типы,  установленные  византийским  искусством,
однако, общий  характер  композиции,  фигуры  и  выдержанность  строгого
барельефного  стиля  знаменуют  собою  возрождение  античной   пластики.
Классический стиль, проявившийся в этом произведении, в более смягченном

Страницы: «« « 2277   2278   2279   2280   2281   2282   2283   2284   2285  2286   2287   2288   2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь