Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2271   2272   2273   2274   2275   2276   2277   2278   2279  2280   2281   2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288   2289  » »»

почвах более сухих, второй на более влажных. Вообще же,  в  сравнении  с
другими овощами, П. удается лучше всего на почве влажной и даже  мокрой.
На  обыкновенную  гряду  требуется  семян  около   З-х   лотов.   Всходы
прореживаются до расстояния от 4 до 6 врш. между отдельными  растениями.
Прореживание  практикуется  и  позже,  по  мире  роста  П.,  чтобы  дать
отдельным медленно развивающимся растениям больше простора  в  отношении
света и пищи. Вызревшие корни, по обрезке зелени,  сохраняются  в  сухих
подвалах, зарытыми в песок, во влажных  -  свободно  на  полках.  Первый
способ более удобен при необходимости сохранять П. долгое время.  Семена
получаются от перезимовавших корней, высаживаемых на  грядах;  сохраняют
всхожесть не более двух лет. В последнее время объявился новый сорт  П.,
объединяющий в себе свойства обеих видоизменений - кудрявой  и  корневой
П.; но как показывает опыт Р. И. Шредера,  далеко  еще  не  константный.
Сортов кудрявой П. значительно больше и все они различаются между  собою
по степени  расчлененности  листьев.  Культура  этого  растения  ведется
обыкновенно  в  очень  небольшом  размере.   Часть   семян   обыкновенно
высевается  в  парник,  другая  несколько  позднее  в  открытом   грунте
(преимущественно в виде бордюра на грядах), с тою целью, чтобы во всякое
время лета иметь молодую зелень. Тоже самое достигается зимою, высаживая
отдельные корни в горшки и выставляя последние для  получения  зелени  в
теплое место. Семена держатся также  два  года,  добываются  от  корней,
высаженных весною в парники.
   Петрушка - народный кукольный театр в России  и  главное  действующее
лицо даваемых на этом театре пьес. Первое известие о нем  мы  находим  в
путешествии   0леария,   к   запискам   которого   приложена   картинка,
изображающая тогдашнего петрушку. По описанию 0леария, "Камедь  о  П.  "
устраивалась таким образом: комедиант,  обвязав  вокруг  тела  простыню,
поднимает ее свободную сторону, натянутую на обруч, вверх;  из-за  краев
ее он показывает своих кукол. "Камедь о П. " относится к так  называемым
пьесам с постоянными типами: меняется содержание, но действующими лицами
всегда остаются сам П., жена его Маланья, Пигасья  или  Акулина,  цыган,
доктор, квартальный, немец,  иногда  "две  арапки"  и  татарин.  Юбку  с
обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках,
а  затем  ширмы,  образующие  четырехгранный  столб,   внутри   которого
помещается, с ящиком, показыватель. Куклы высовываются не на проволоках,
как в вертепе , а на пальцах кукольника, воткнутых  в  пустую  голову  и
рукава куклы;  таким  образом  на  сцене  одновременно  могут  быть  два
действующих  лица.  Непременный  аксессуар  представления  -   шарманка,
заменившая  старого  гусляра,  изображенного  Олеарием,  гудочника   или
волынщика. П. говорит хриплым и визгливым голосом, картавя и гнуся,  что
достигается при помощи машинки из бересты, приставляемой  кукольником  к
небу (так наз. практика или пищик). После предварительных переговоров  с
шарманщиком из-за ширм является П., танцует с женой  и  дерется  с  ней.
Цыган предлагает ему купить лошадь и надувает  его:  лошадь  оказывается
норовистой и при первой попытке героя сесть  на  нее  сбрасывает  его  с
седла. На стоны П. является доктор-немец; в ответ на его  расспросы  (по
другому варианту - вместо платы за лечение)  П.  колотит  его  палкой  и
убивает. Следует  комический  монолог  П.,  боящегося  кары,  которая  и
является в лице квартального ("фатальнаго"). П. сперва просит пощады, но
затем кончает и  с  полицейским.  "Эта  расправа  производит  в  публике
настоящий фурор" (Д. А. Ровинский). Пьеса оканчивается или приглашением,
обращенным П. к публике, пожаловать на его свадьбу с Пигасьей, или -  по
другому варианту  -  неожиданным  появлением  собаки,  которая,  схватив
неистово  визжащего  героя  за  нос,   утаскивает   его   в   тартарары.
Представление пересыпано блестками грубого, иногда непристойного  юмора,
иногда площадной бранью. Герой пьесы "блудлив, как кошка,  труслив,  как
заяц" и очевидно сродни героям плутовского романа, равно  как  немецкому
народному Эйленшпигелю и мольеровским  Скапену  и  Сганарелю.  "В  итоге
пьеса такова, что даже название водевиль для ее слишком почетно, а между
тем в ней все признаки оперы, балета и ложноклассической  драмы.  Как  в
опере, в ней оркестр - шарманка - и тенор-солист - П.; как в  балете,  в
ней танцы П. и  Пигасьи;  наконец,  в  ней  есть  три  ложноклассические
единства: времени, места (декорации не меняются)  и  действия  -  драка"
(Алферов).  П.  образовался  из  слияния  элементов  русского  народного
шутовства с чертами итальянского Полишинеля  и  немецкого  Гансвурста  -
Пикельгеринга. Это подтверждается рядом лубочных картинок с изображением
Петрухи Фарноса, "дурацкой персоны", на "виноходной свинье" (непременный
аксессуар Гансвурста) и русскими "перечневыми интермедиями", где, как  и
в "comedia dell'arte" , дана только канва для импровизации. В  наши  дни
П. встречается  все  реже  и  реже.  Ср.  Марионетки.  См.  "Путешествие
Олеария", в Чтениях "имп. Моск. Общ. Ист. Древ." (1868, III, стр.  678);
Алексей Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М., 1870, стр. 309); Н.
С. Тихонравов, "Русские драматические произведения. 1672 - 1725 г. " (т.
1, СПб., 18Т4) и "Первое пятидесятилетие русского театра" (М., 1873); П.
0. Морозов, "Очерки  из  истории  русской  драмы"  и  "история  русского
театра"; Д. А. Ровинский, "Русские народные картинки" (т.  V);  Алферов,
"Десять чтений по литературе" (М., 1895); В. Перетц, "Кукольный театр на
Руси" ("Ежегодник Имп. Театров", сезон 1894 - 95 г., прилож. 1,  СП  б.,
1895); П. Пекарский, "Мистерии и старинный театр в России"  (1857).  Вс.
Крестовский, в ст. "искусства на дальнем Востоке ("Худож. Журнал", 1881,
ј 2), приводит русского П. в связь с китайским.
   Ар. Г.
   Петуния (Petunia  Juss.)  -  род  растений  из  семейства  пасленовых
(Solanaceae), вида Cestreae, подвида Nicotianinae, весьма близкий к роду
Nicotiana - табак, от которого  отличается  только  одиночными  цветами,
глубоко  5-раздельною  чашечкою  и  нераздельными   или   лишь   коротко
двузубчатыми  створками  коробочки.   0днолетние   травы   с   цельными,
обыкновенно  железистыми   листьями   и,   большею   частью,   крупными,
воронковидными, душистыми, пазушными цветами. 14 видов в Южной  Америке,
преимущественно в Южной Бразилии, 1 вид идет на  север  до  Аризоны.  P.
nyctaginiflora Juss., с белыми, и P. violacea Lindl. - с фиолетовыми или
пурпуровыми цветами, а особенно помеси между ними  (P.  hybrida  Hort.),
очень часто разводятся для украшения цветников. Известно  много  садовых
форм. Цветы белого, различных оттенков от пурпурового до  темно-лилового
цветов, или пурпуровые с  белыми  продольными  полосами,  или  с  белыми
пятнами, простые и махровые. Сеются весною в парники  и  высаживаются  в
мае в цветники.
   Д. Тр.
   Печерин (Владимир Сергеевич) - русский Иезуит, эллинист; род. в  1808
г. Окончив  курс  в  петербургском  университете,  был  командирован  за

Страницы: «« « 2271   2272   2273   2274   2275   2276   2277   2278   2279  2280   2281   2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288   2289  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь