|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2271 2272 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 » »» почвах более сухих, второй на более влажных. Вообще же, в сравнении с
другими овощами, П. удается лучше всего на почве влажной и даже мокрой.
На обыкновенную гряду требуется семян около З-х лотов. Всходы
прореживаются до расстояния от 4 до 6 врш. между отдельными растениями.
Прореживание практикуется и позже, по мире роста П., чтобы дать
отдельным медленно развивающимся растениям больше простора в отношении
света и пищи. Вызревшие корни, по обрезке зелени, сохраняются в сухих
подвалах, зарытыми в песок, во влажных - свободно на полках. Первый
способ более удобен при необходимости сохранять П. долгое время. Семена
получаются от перезимовавших корней, высаживаемых на грядах; сохраняют
всхожесть не более двух лет. В последнее время объявился новый сорт П.,
объединяющий в себе свойства обеих видоизменений - кудрявой и корневой
П.; но как показывает опыт Р. И. Шредера, далеко еще не константный.
Сортов кудрявой П. значительно больше и все они различаются между собою
по степени расчлененности листьев. Культура этого растения ведется
обыкновенно в очень небольшом размере. Часть семян обыкновенно
высевается в парник, другая несколько позднее в открытом грунте
(преимущественно в виде бордюра на грядах), с тою целью, чтобы во всякое
время лета иметь молодую зелень. Тоже самое достигается зимою, высаживая
отдельные корни в горшки и выставляя последние для получения зелени в
теплое место. Семена держатся также два года, добываются от корней,
высаженных весною в парники.
Петрушка - народный кукольный театр в России и главное действующее
лицо даваемых на этом театре пьес. Первое известие о нем мы находим в
путешествии 0леария, к запискам которого приложена картинка,
изображающая тогдашнего петрушку. По описанию 0леария, "Камедь о П. "
устраивалась таким образом: комедиант, обвязав вокруг тела простыню,
поднимает ее свободную сторону, натянутую на обруч, вверх; из-за краев
ее он показывает своих кукол. "Камедь о П. " относится к так называемым
пьесам с постоянными типами: меняется содержание, но действующими лицами
всегда остаются сам П., жена его Маланья, Пигасья или Акулина, цыган,
доктор, квартальный, немец, иногда "две арапки" и татарин. Юбку с
обручем допетровских скоморохов сменила простыня, развешенная на палках,
а затем ширмы, образующие четырехгранный столб, внутри которого
помещается, с ящиком, показыватель. Куклы высовываются не на проволоках,
как в вертепе , а на пальцах кукольника, воткнутых в пустую голову и
рукава куклы; таким образом на сцене одновременно могут быть два
действующих лица. Непременный аксессуар представления - шарманка,
заменившая старого гусляра, изображенного Олеарием, гудочника или
волынщика. П. говорит хриплым и визгливым голосом, картавя и гнуся, что
достигается при помощи машинки из бересты, приставляемой кукольником к
небу (так наз. практика или пищик). После предварительных переговоров с
шарманщиком из-за ширм является П., танцует с женой и дерется с ней.
Цыган предлагает ему купить лошадь и надувает его: лошадь оказывается
норовистой и при первой попытке героя сесть на нее сбрасывает его с
седла. На стоны П. является доктор-немец; в ответ на его расспросы (по
другому варианту - вместо платы за лечение) П. колотит его палкой и
убивает. Следует комический монолог П., боящегося кары, которая и
является в лице квартального ("фатальнаго"). П. сперва просит пощады, но
затем кончает и с полицейским. "Эта расправа производит в публике
настоящий фурор" (Д. А. Ровинский). Пьеса оканчивается или приглашением,
обращенным П. к публике, пожаловать на его свадьбу с Пигасьей, или - по
другому варианту - неожиданным появлением собаки, которая, схватив
неистово визжащего героя за нос, утаскивает его в тартарары.
Представление пересыпано блестками грубого, иногда непристойного юмора,
иногда площадной бранью. Герой пьесы "блудлив, как кошка, труслив, как
заяц" и очевидно сродни героям плутовского романа, равно как немецкому
народному Эйленшпигелю и мольеровским Скапену и Сганарелю. "В итоге
пьеса такова, что даже название водевиль для ее слишком почетно, а между
тем в ней все признаки оперы, балета и ложноклассической драмы. Как в
опере, в ней оркестр - шарманка - и тенор-солист - П.; как в балете, в
ней танцы П. и Пигасьи; наконец, в ней есть три ложноклассические
единства: времени, места (декорации не меняются) и действия - драка"
(Алферов). П. образовался из слияния элементов русского народного
шутовства с чертами итальянского Полишинеля и немецкого Гансвурста -
Пикельгеринга. Это подтверждается рядом лубочных картинок с изображением
Петрухи Фарноса, "дурацкой персоны", на "виноходной свинье" (непременный
аксессуар Гансвурста) и русскими "перечневыми интермедиями", где, как и
в "comedia dell'arte" , дана только канва для импровизации. В наши дни
П. встречается все реже и реже. Ср. Марионетки. См. "Путешествие
Олеария", в Чтениях "имп. Моск. Общ. Ист. Древ." (1868, III, стр. 678);
Алексей Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М., 1870, стр. 309); Н.
С. Тихонравов, "Русские драматические произведения. 1672 - 1725 г. " (т.
1, СПб., 18Т4) и "Первое пятидесятилетие русского театра" (М., 1873); П.
0. Морозов, "Очерки из истории русской драмы" и "история русского
театра"; Д. А. Ровинский, "Русские народные картинки" (т. V); Алферов,
"Десять чтений по литературе" (М., 1895); В. Перетц, "Кукольный театр на
Руси" ("Ежегодник Имп. Театров", сезон 1894 - 95 г., прилож. 1, СП б.,
1895); П. Пекарский, "Мистерии и старинный театр в России" (1857). Вс.
Крестовский, в ст. "искусства на дальнем Востоке ("Худож. Журнал", 1881,
ј 2), приводит русского П. в связь с китайским.
Ар. Г.
Петуния (Petunia Juss.) - род растений из семейства пасленовых
(Solanaceae), вида Cestreae, подвида Nicotianinae, весьма близкий к роду
Nicotiana - табак, от которого отличается только одиночными цветами,
глубоко 5-раздельною чашечкою и нераздельными или лишь коротко
двузубчатыми створками коробочки. 0днолетние травы с цельными,
обыкновенно железистыми листьями и, большею частью, крупными,
воронковидными, душистыми, пазушными цветами. 14 видов в Южной Америке,
преимущественно в Южной Бразилии, 1 вид идет на север до Аризоны. P.
nyctaginiflora Juss., с белыми, и P. violacea Lindl. - с фиолетовыми или
пурпуровыми цветами, а особенно помеси между ними (P. hybrida Hort.),
очень часто разводятся для украшения цветников. Известно много садовых
форм. Цветы белого, различных оттенков от пурпурового до темно-лилового
цветов, или пурпуровые с белыми продольными полосами, или с белыми
пятнами, простые и махровые. Сеются весною в парники и высаживаются в
мае в цветники.
Д. Тр.
Печерин (Владимир Сергеевич) - русский Иезуит, эллинист; род. в 1808
г. Окончив курс в петербургском университете, был командирован за
Страницы: «« « 2271 2272 2273 2274 2275 2276 2277 2278 2279 2280 2281 2282 2283 2284 2285 2286 2287 2288 2289 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |