Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2280   2281   2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288  2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295   2296   2297   2298  » »»

обществами. Кладут по два белых или зеленовато белых яйца,  за  которыми
наблюдают поочередно оба родителя, так как у П. сильно развита  привычка
воровать чужие яйца. Этим объясняется нередкий факт нахождения  в  одном
гнезде птенцов различных видов. Птенцы вылупляются густо покрытые  пухом
и  быстро  вырастают,  благодаря  крайне   обильной   пище,   непрерывно
доставляемой родителями. К концу вывода оперение последних  отрепывается
до последних пределов и они начинают линять, часто удаляясь для этого  в
укромные уголки. Линька, судя  по  наблюдениям  в  неволе,  идет  весьма
быстро, оканчиваясь недели в две. При  этом  П.  не  ходить  в  воду  и,
следовательно,  не  питается,  что  им,  очевидно,  легко   переносится,
благодаря толстому слою подкожного жира. Мясо П. очень  невкусно.  Самая
северная граница распространения П.  проходить  в  Атлантическом  океане
через о-в Тристанд'Акунья, в Индийском через о-в Амстердам,  а  в  Тихом
через  о-ва  Галапагосские;  они  водятся  также  близь  берегов   Новой
Зеландии, Южн. Австралии, южной оконечности Африки и  по  тихоокеанскому
побережью Южн. Америки. Семейство это может быть разбито на три  группы,
хорошо  характеризующиеся  не  только  внешними,  но  и   анатомическими
признаками. Первая  обнимает  собою  формы,  имеющие  большую  величину,
длинный, тонкий, слегка выгнутый клюв и  заключает  роды  Aptenodytes  и
Pygoscelis.  К  ней  относится  П.  патагонский  (A.  patagonica)  и  П.
длинноклювый (А. longirostris). Вторая группа -  род  Eudyptes  -  имеет
клюв более короткий, но высокий и  легко  узнается  по  красивым  желтым
надбровным  пучкам  перьев.  К  ней   относится   П.   златовласый   (Е.
chrysocome). У третьей группы клюв очень короток, сильно сжат  с  боков,
верхняя челюсть загнута крючком, нижняя прямо обрезана; хохла нет.  Сюда
принадлежит П. капский (Spheniscus demersus) из Южн. Африки,  Spheniscus
minor  из  Австралии  и  самый  северный  из  всех  видов  -  Spheniscus
mendiculus с Галапагосских о-вов. Ископаемые остатки П. немногочисленны,
но из верхнеэоценовых слоев Новой Зеландии  известна  крупяая  форма  П.
(Palaeeudyptes antarcticus), доказывающая древность этой группы птиц. В.
Б.
   Пиндар (PindaroV) - лирический поэт (622 - 448 до P.  Хр.),  уроженец
Киноскефале,  предместья  Фив  в  Беотии,  почему  поэт  называет   себя
фивянином, а  Фивы  -  своей  родиной,  матерью.  Киноскефалы  лежали  у
священной  горы  Геликона,  близ  источника   Дирки;   гора   почиталась
местожительством муз, пользовавшихся водою  источника,  от  которого  П.
получил имя диркейского лебедя. По  отцу,  Даифанту,  П.  принадлежал  к
знатному роду Эгеидов, глава  которого  был  спутником  основателя  Фив,
Кадма, а члены сопровождали Гераклидов в Пелопоннес;  из  Спарты  Эгеиды
вывели колонию на о-в Феру, откуда колонисты, предводимые Баттом,  вышли
в Ливию и основали Кирену; сам поэт рассказывает об этом в пифийской оде
(V, 65, сл.). Род Эгеидов был любезен богам,  особенно  Аполлону,  вождю
муз, и Аммонскому Зевсу; рождение поэта совпало с праздником Аполлона  в
Дельфах  -  с  пифийскими  играми.  Лирическая  хоровая  поэзия  греков,
нашедшая в Пиндаре совершеннейшего  представителя,  была  неотделима  от
пения, музыки и танцев; всем этим искусствам П. обучался частью в родном
доме, где  игра  на  флейте  была  наследственна,  частью  у  беотийских
поэтесс, Миртис и Коринны, а главным образом  в  Афинах,  у  Аполлодора,
Агафокла, Ласа;  здесь  же  он  мог  познакомиться  с  поэзией  Симонида
кейского и Эсхила. Знатное  происхождение,  близость  к  культам  богов,
семейные  предания,  сама  природа  родных  мест  должны  были  сообщить
поэтическому дарованию П.  направление  по  преимуществу  религиозное  и
торжественное, сочувственное тогдашним владыкам городов и могущественным
аристократам, свободное от местной или партийной исключительности. Ни  в
отрывках,  ни  в  победных  песнях,  сохранившихся  целиком,  невозможно
отыскать даже намеков на предпочтение поэта к какой-либо форме правления
или к какому-нибудь из греческих государств. Как певец, он жаждет  славы
у всех эллинов. Более  всего  ненавистны  ему  брань  и  раздоры  ("даже
глупцам легко потрясти  государство,  но  трудно  восстановить  его  без
помощи богов"). Он прославляет  мирные  подвиги,  гражданские  и  личные
добродетели, превозносит мир  и  согласие.  В  горячем  призыве  к  миру
Полибий видит единомыслие поэта с фивскими аристократами, с  предателями
Эллады во время нашествия Ксеркса; но  целые  эпиникии,  отрывки  других
стихотворений, показания свидетелей удостоверяют, что П. разделял  общую
радость эллинов по случаю торжества над персами и открыто  признавал  за
афинянами  и  эгинетами  высшую  заслугу  в  деле   охраны   Эллады   от
посягательств варваров. Афины он называл "опорою Эллады",  "блестящими",
"главными", "достойными песнопений"; по словам Исократа, афиняне дали за
это П. звание проксена и уплатили ему 10 тыс. драхм, а по  свидетельству
Павсания и др.
   - почтили  его  бронзовой  статуей,  Занятие  поэзией  П.  обратил  в
профессию; в большинстве случаев он писал  по  заказу  тиранов,  знатных
граждан или республик, получая за исполнение заказов условленную  плату.
Важнейшие из  его  стихотворений,  эпиникии,  имели  целью  прославление
победителей на обще эллинских празднествах, а также самих празднеств;  в
них не было места ни  выражениям  областного  патриотизма,  ни  развитию
личных мотивов поэта. П. разделял обще эллинские религиозные  верования,
что  не  мешало  ему,  как  и  Эсхилу,  высказывать  спиритуалистические
воззрения на божество; из богатой сокровищницы мифов П. в каждом  данном
случае выбирал рассказы и имена наиболее отвечающие ожиданиям слушателей
и  его  собственной  задачи.  Он  не  пропускал  случая  внушать   своим
могущественным героям такие правила поведения  относительно  подчиненных
или народного большинства,  которые  в  массе  слушателей  могли  только
вызывать  живейшее  сочувствие.  Не  могли  они   не   сочувствовать   и
красноречивым напоминаниям поэта о мире и его благах, одинаково  дорогих
и понятных всем эллинам, без различия парий в  государств.  Вот  почему,
получая деньги и почести от афинян, проживая подолгу на Эгине, П.  в  то
же время пользовался гостеприимством тиранов сиракузских,  агригентских,
киренских, поддерживал  сношения  с  царем  македонским  Александром,  с
знатными семействами Родоса, Тенедоса, Коринфа. Служители богов дорожили
его стихотворениями религиозного содержания: его гимн  Зевсу  Аммонскому
был начертан на столбе в храме; кажется, 7-ая олимпийская ода,  в  честь
родосца Диагора. была записана золотыми буквами в храме Афины  в  Линде.
Из уважения к славе П. Александр Вел. при  разрушении  Фив,  в  335  г.,
пощадил его дом, вблизи святилища Диндимены. Умер П. вдали от родины,  в
Аргосе. Наиболее ранней из од П. считается Х пифийская, в честь мальчика
из  фессалийского  рода  Алевадов,  написанная  в  502  г.  до  Р.  Хр.;
позднейшая, IV олимпийская, относится к 451 г. Стихотворения  П.,  в  17
книгах, подразделялись грамматиками на  следующие  виды:  гимны,  пеаны,
дифирамбы, просодии,  парфении,  гипорхематы,  энколии,  френы,  сконии,

Страницы: «« « 2280   2281   2282   2283   2284   2285   2286   2287   2288  2289   2290   2291   2292   2293   2294   2295   2296   2297   2298  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь