Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334  2335   2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344  » »»

эллиптические и гиперболические, цилиндрические и конические П.  второго
порядка  рассматриваются  в  любом  курсе  аналитической   геометрии   в
пространстве. П. третьего порядка рассматривались и исследовались с З0-х
годов настоящего столетия многими авторами, таково например исследование
проф. Клейна ("Mathem. Annal. ", т. Vl), в котором П. эти  разделены  на
несколько классов, начиная с таких, на которых лежат 27 прямых линий. П.
четвертого порядка также были предметом изучения некоторых математиков и
построены модели многих  П.  третьего  порядка  и  некоторых  четвертого
порядка.  Наконец,  встречаются  исследования  касательно   П.   высшего
порядка, такова  напр.  алгебраическая  П.  девятого  порядка,  открытая
Эннепером и принадлежащая к  числу  П.  minima,  т.  е.  таких,  средняя
кривизна которых равна нулю. Гиперболоиды об одной  поле  и  параболоиды
гиперболические принадлежат к классу линейчатых поверхностей, к  которым
принадлежат еще всевозможные П. цилиндрические,  конические,  линейчатые
коноиды, линейчатые геликоиды. Гиперболоид об одной  поле  и  параболоид
гиперболический  имеют  по  две  системы   прямолинейных   производящих.
Линейчатые П. могут быть разделены на  два  разряда:  развертываемые  на
плоскость  и  косые.  К  первым  принадлежат:  все  цилиндрические,  все
конические  П.  и  геликоид,  развертываемый  на  плоскость.   К   косым
принадлежат  вышесказанные  гиперболоид  и  параболоид  и   обыкновенная
винтовая П. производящие которой перпендикулярны  к  оси.  Эта  П.  есть
вместе с тем и коноид и одна из П. minima. П. minima названы так потому,
что занимают собою наименьшую площадь при  заданном  контуре;  в  каждой
точке такой П. сумма главных кривизн или средняя кривизна П. равна нулю.
а  поэтому  они  могут  быть  воспроизведены  пластинчатою  поверхностью
мыльной воды по способу Плато. Существует весьма большая  литература  по
вопросу о П. Minima. В книге Дарбу: "Lecons  sur  theorie  generale  des
surfaces" (4 тт.) можно найти  весьма  полное  изложение  по  теории  П.
Minima. В числе П. Minima есть катеноид, т. е. П., образуемая  вращением
цепной линии вокруг ее оси абсцисс. Этот катеноид может быть наложен без
разрыва и складок на вышесказанную винтовую линейчатую П. таким образом,
что, обратившаяся в прямую линию окружность шейки катеноида, ляжет вдоль
оси винта, и все кривые меридиональных  сечений  катеноида  обратятся  в
прямые,  которые  лягут  по  производящим.  Катеноид  есть  единственная
минимальная П. вращения. П. с постоянною среднею кривизною принадлежат к
числу тех, которыми может быть ограничена  П.  жидкости,  неподверженной
действию внешних сил. К числу таких П., кроме катеноида, принадлежат две
П. вращения:  ундулоид  и  нодоид.  Из  числа  П.  с  постоянною  полной
отрицательной кривизной мы укажем на одну  П.  вращения,  меридиональное
сечение  которой  есть  трактриса  или  трактория;  эта  П.   называется
псевдосферой, потому что, подобно как на сфере, можно переносить фигуру,
начерченную на ней, на другую часть П. с сохранением длин дуг,  углов  и
величин площадей.
   Д. Б.
   Повесть - род эпической поэзии, близкий к роману, но отличающийся  от
него некоторыми, не всегда уловимыми чертами. П. менее значительна и  по
размерам, и по содержанию, но нельзя утверждать, что  П.  всегда  меньше
романа: "Вешние воды" больше "Рудина", а между тем  первое  произведение
сам автор с полным правом назвал П., второе - романом Существенно  здесь
различие  предмета  и,  отчасти,  манеры.   Эпическая   широта   романа,
законченная биография героя на  социальноисторической  основе,  плавное,
медленное развитие,  осложненное  значительным  количеством  действующих
лиц, вообще говоря, чужды П. Можно принять сравнение  немецкого  критика
(Готшаля), заметившего, что П. (собственно новелла) относится к  роману,
как стихотворный рассказ (роetische Erzahlung - идиллия,  баллада)  -  к
эпопее. Предмет П. - отдельный эпизод  из  личной  жизни;  ограничиваясь
незначительным кругом  участвующих  лиц,  она  не  дает  картины  целого
общественнополитического  или  морального  строя;  она  проще,  цельнее,
однороднее, развивается быстрее и энергичнее романа  и,  приближаясь  по
силе движения к драме;  напоминает  последнюю  и  по  большему  единству
действия; иногда - и это характерно для структуры П. - в ней соблюдаются
также единства времени и места. От близких  к  ней  поэтических  форм  -
западноевропейской новеллы и нашего рассказа -  П.  мало  отличается  по
существу; можно сказать только, что она сложнее  и  больше  рассказа.  В
истории литературы П. развивалась неразрывно с романом, предшествуя ему,
подчас смешиваясь с ним и всегда питаясь теми же элементами (см. Роман).
По  форме,  современная  повесть  ведет  свое  происхождение  от   столь
популярных в средние века сборников фантастических, а иногда  и  бытовых
рассказов,  перешедших  с  Востока  или  созданных  под  его   влиянием.
Индийский сборник Бидпая (см. XXIl, 712), послуживший источником  целого
ряда странствующих европейских П., "Die sieben weisen  Meister".  "Gesta
Romanorum" и другие сборники, вместе с французскими фаблио, повлияли  на
итальянскую новеллу,  знаменитым  образцом  которой  явился  "Декамерон"
Боккачио. В Англии аналогичные мотивы находят выражение  в  стихотворных
"Кентерберийских разсказах" Чосера, во  Франции  -  в  "Cent  nouvelles"
(1450 - 1460) и в "Heptameron" Маргариты Наваррской, (1558). В XVII  в.,
наряду  с  новеллой  сатирической,  скабрезной  и   реальной,   является
идеалистическая,  сентиментальная  новелла  д'Юрфе,  а  затем   Скюдери.
Новелла часто является составной  частью  романа  XVIII  в.  (у  Лесажа,
Прево, в "Jacques le fataliste" Дидро); отдельно пишут новеллы  Флориан,
Мармонтель, г-жа Жанлис, Вольтер. В XIX в., в связи с ускоренным  темпом
общественной и личной жизни, П. получает чрезвычайно  широкое  развитие;
многие писатели стали известны благодаря П. (Брет-Гарт  и  Марк  Твен  в
Америке, Мопассан во Франции, Ноль Гейзе в Германии).  В  новой  русской
литературе немного найдется выдающихся писателей, которые не  писали  бы
П., дав в этом жанре не  мало  замечательных  образцов,  начиная  с  "П.
Белкина" Пушкина. За последнюю четверть века эта  форма  пользовалась  у
молодых русских писателей  (Альбова,  Баранцевича,  Гнедича,  Ясинского,
Осиповича)   исключительной    популярностью;    известность    наиболее
значительных из них - Гаршина, Короленко, Чехова, - вся покоится  на  их
повестях.
   Ар. Г.
   Повести или Повесть временных лет -  так  называется  в  исторической
науке (Костомаров, Бестужев-Рюмин, Бычков и др.) древнейший из  дошедших
до нас летописных сводов, озаглавленный следующими словами: "Се  повести
временных лет, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве первее начал
княжить и откуда русская земля стала есть"  (Лаврентьевский  список  XIV
века,  летописи  Софийская  1я,  Воскресенская,  Львовская  и   др.;   в
Ипатьевском списке  XV  века  вм.  "повести"  -  "повесть").  Этот  свод
называют также Несторовой летописью, временником Нестора, первоначальною

Страницы: «« « 2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334  2335   2336   2337   2338   2339   2340   2341   2342   2343   2344  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь