|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 2337 2338 2339 2340 2341 2342 » »» основывается все государственное управление, масса населения,
неспособная к поверке широких обобщений путем внимательного изучения
фактов, отдается в жертву людям, умеющим воздействовать на нее своим
красноречием, способностью ловко и лукаво делать обобщения и другими,
еще более низкими приемами борьбы (подбор партий, подкуп и т. д.).
Парламентские деятели принадлежат, большею частью, к самым
безнравственным представителям общества; "при крайней ограниченности
ума, при безграничном развитии эгоизма и самой злобы, при низости и
бесчестности побуждений, человек с сильной волей может стать
предводителем партии и становится тогда руководящим, господственным
главою кружка или собрания, хотя бы к нему принадлежали люди, далеко
превосходящие его умственными и нравственными качествами". Людям долга и
чести противна выборная процедура: от нее не отвращаются лишь
своекорыстные, эгоистические натуры, желающие достигнуть личных целей.
Люди чести и долга обыкновенно не красноречивы, неспособны "нанизывать
громкие и пошлые фразы"; они "раскрывают себя и силы свои в рабочем углу
своем или в тесном кругу единомышленных людей". Согласно с таким
взглядом, все, что основано на господстве рационализма и идей народного
представительства, находит в П. строгого судью. Суд, основанный на этих
началах, родит "толпу адвокатов, которым интерес самолюбия и корысти
помогает достигать вскоре значительного развития в искусстве софистики и
логомахии, чтобы действовать на массу"; в лице присяжных в нем действует
"пестрое смешанное стадо, собираемое или случайно, или искусственным
подбором из массы, коей недоступны ни сознание долга судьи, ни
способность осилить массу фактов, требующих анализа и логической
разборки". Еще более вредна периодическая печать, так наз.
выразительница обществ. мнения. Это сила развращающая и пагубная, ибо
она, будучи безответственной за свои мнения и приговоры, вторгается с
ними всюду, во все уголки честной и семейной жизни, навязывает читателю
свои идеи и механически воздействует на поступки массы самым вредным
образом; "любой уличный проходимец, любой болтун из непризнанных гениев,
любой искатель гешефта может, имея свои или достав для наживы и
спекуляции чужие деньги, основать газету, созвать толпу писак" и т. д.
Безусловно вредно и распространение народного образования, ибо оно не
воспитывает людей, не сообщает умения, а дает лишь знания и привычку
логически мыслить; между тем "стоит только признать силлогизм высшим,
безусловным мерилом истины - и жизнь действительная попадет в рабство к
отвлеченной формуле логического мышления, ум со здравым смыслом должен
будет покориться пустоте и глупости, владеющей орудием формулы, и
искусство, испытанное жизнью, должно будет смолкнуть перед рассуждением
первого попавшегося юноши, знакомого с азбукой формального
рассуждения... Вера в безусловное нравственное действие умственного
образования, опровергаемая фактами, есть не что иное, как предвзятое
положение, натянутое до нелепости".
Положительные идеалы П. столь же определенны, как и его критика
современного строя зап. европейской государственной и общественной
жизни. "Есть в человечестве - говорит он, - натуральная сила инерции,
имеющая великое значение... Сила эта, которую близорукие мыслители новой
школы безразлично смешивают с невежеством и глупостью - безусловно
необходима для благосостояния общества. В пренебрежении или забвении
этой силы - вот в чем главный порок новейшего прогресса". Простой
человек знает значение этой силы и хорошо чувствует, что, поддавшись
логике и рассуждениям, он должен будет изменить все свое мировоззрение;
поэтому он твердо хранит ее, не сдаваясь на логические аргументы. Она
покоится не на знании, а на основном мотиве человеческих действий
- непосредственном ощущении, чувстве, опыте. "Один разве глупец может
иметь обо всем ясные мысли и представления. Самые драгоценные понятия,
какие вмещает в себе ум человеческий - находятся в самой глубине поля и
полумраке; около этих-то смутных идей, которые мы не в силах привести в
связь между собою, вращаются ясные мысли, расширяются, развиваются,
возвышаются". В политическом отношении эта сила бессознательных ощущений
родит уважение к старым учреждениям, которые "тем драгоценны, потому
незаменимы, что не придуманы, а созданы жизнью, вышли из жизни
прошедшей, из истории и освящены в народном мнении тем авторитетом,
который дает история и одна только история". С вышеуказанной силой
непосредственно связывается и главная опора общественной жизни впра,
стоящая выше всяких теоретических формул и выводов разума. "Народ чует
душой, что абсолютную истину нельзя уловить материально, выставить
осязательно, определить числом и мерою, но что в нее можно и должно
веровать, ибо абсолютная истина доступна только вере". Народ, благодаря
своему бессознательному чувству к истине, не зная ученой прагматической
истории и не нуждается в ней; так как создает свою историю - легенду, "в
которой он чует глубокую истину, - абсолютную истину идеи и чувства, -
истину, которой не может дать ему никакой - самый тонкий и
художественный - критический анализ фактов". С господством веры
связывается господство церкви и особенно церковного обряда, в котором
народом непосредственно, тем же чутьем, а не рассуждением,
воспринимается смысл церковного учения. Слагаясь исторически, в связи с
народной жизнью, обряд составляет неотъемлемую часть этой жизни. Поэтому
не может быть речи о соединении различных церквей в теоретическом
основании соглашения относительно понимания догматов; церкви останутся
различны, пока будет различен обряд, т. е. пока будут существовать
нации. П. не допускает порицания членами одной церкви членов другой за
веру(" каждый верует, как ему сроднее") - но вера в безусловную истину
своей религии ведет к тому, что человек, убежденный в ней, "считает
своим долгом не только исповедывать открыто свое учение, но, в случае
нужды; и насильно навязывать его другим". Согласно с этим П. не
допускает равноправности церквей в государстве, тем менее - отделения
церкви от государства. Идеалом является для него положение церкви в
России. "Религиозная жизнь такого народа как наш, оставленного самому
себе, неученого" - для П. "таинство". "Наше духовенство мало и редко
учит, оно служит в церкви и исполняет требы. Для людей неграмотных
Библия не существует; остается служба церковная и несколько молитв,
которые, передаваясь от родителей к детям, служат единственным
соединительным звеном между отдельным лицом и церковью. В иных глухих
местностях народ не понимает решительно ничего, ни в словах службы
церковной, ни даже в Отче наш. И однако, во всех этих невоспитанных умах
воздвигнуть, как это было в Афинах, неизвестно кем алтарь неведомому
Богу. Что "народ наш невежда в своей вере, исполнен суеверий, страдает
от дурных и порочных привычек, что наше духовенство грубо,
Страницы: «« « 2324 2325 2326 2327 2328 2329 2330 2331 2332 2333 2334 2335 2336 2337 2338 2339 2340 2341 2342 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |