Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2316   2317   2318   2319   2320   2321   2322   2323   2324  2325   2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334  » »»

каравансараи, бани и другие общественные  здания;  интересные  памятники
древности; фабрики шелковых материй, сукон  и  хлопчатобумажных  тканей;
кожи и табака; оживленная торговля. Около 50000 жителей;  из  них  около
половины болгар, около 1/4 турок. 1/6 греков, почти  столько  же  цыган,
остальные - испанские евреи и армяне. В окрестностях П. (в том  числе  и
на возвышенности Бунарджик, с которой открывается прекрасный вид, растут
в большом изобилии рис, виноград, шелковичное дерево и всякие овощи.  П.
- древний FilippopoliV, укрепленный и значительный город древней Фракии,
построенный Филиппом II Македонским на месте  прежде  бывшего  здесь  г.
Эвмолпиады (EumolpiaV, Eumolpias), на трех вершинной горе, от которой он
в римское время получил название Трехгорного  (Tirimontium).  К  жителям
этого Филиппова города св. апостол Павел обращался со своим "Посланием к
Филиппеом" (почему и город стали называть Павловым городом), В  турецкие
руки П. попал в 1360 г. В 1818  г.  П.  почти  совершенно  был  разрушен
землетрясением, но, благодаря торговле и промышленности, довольно  скоро
достиг  прежнего  цветущего  состояния;  в  1846  г.  снова  значительно
пострадал от большого пожара. После освобождения Болгарии П.  вместе  со
всею Восточной Румелией вышел из под  непосредственной  власти  турок  и
подчинено  ведению  болгарского  князя  или  восточно-румелийского  ген.
губернатора.   В   это   время   болгарское   правительство,   в   целях
противодействия  греческому  влиянию  и  для  возбуждения  национального
самосознания в болгарском  населении  этих  мест,  устроило  в  довольно
широких размерах пропаганду болгарского языка (и влияния) в школах П.  и
всей  восточной  Румелии,  чем  в  известной  степени   и   подготовляло
присоединение  этого  генералгубернаторства  к  Болгарскому   княжеству.
Плотва, плотица, сорога (Leuciscus rutilus) - рыба из семейства карповых
(Cyprinidae).  От  ближайших  к  ней   наших   рыб   плотва   отличается
незазубренными и расположенными с каждой стороны в один  ряд  глоточными
зубами (по 5 - 6 с каждой стороны), относительно крупной чешуей (40 - 45
чешуй в боковой линии), ртом на конце морды и положением начала спинного
плавника над  основаниями  брюшных.  Спина  черноватая,  с  голубым  или
зеленым отливом, бока и брюхо серебристые, спинной и хвостовой  плавники
зеленовато-серые с красноватым оттенком, грудные желтоватые,  брюшные  и
заднепроходный красные,  радужная  оболочка  желтая  с  красным  пятном;
попадаются также экземпляры с глазами  и  плавниками  желтого  цвета,  с
золотистой  чешуей,  с  красноватым  оттенком  на  боках  и  спине.   От
собственно П., которую можно считать пресноводной  рыбою,  отличают  две
разновидности: тарань (в Азовском и Черном море и их реках) и  воблу  (в
Каспийском море и низовьях его рек). Обыкновенно длина плотвы  около  20
см., реже до 30 см., но попадаются местами экземпляры до 50 см. и  более
и весом до 1 1/2 кг. П. - самая обыкновенная и многочисленная  из  наших
пресноводных рыб. Область распространения П. обнимает почти  всю  Европу
(на Ю до Пиренеев и  Альп)  и  большую  часть  Сибири.  П.  живет  почти
исключительно в пресной воде (кроме разновидностей ее тарани и воблы)  и
отчасти в солоноватой (Балтийское  море)  питается  частью  водорослями,
частью ракообразными  моллюсками,  насекомыми  и  т.  д.  Время  нереста
зависит в значительной степени от погоды: в средней России он  наступает
обыкновенно в конце апреля или начале мая; за неделю  или  две  до  него
рыба получает брачный наряд в виде бугорков, на чешуе сначала беловатых,
потом темнеющих и  твердеющих.  Нерест  происходить  обыкновенно  весьма
шумно, рыба в это время собирается густыми стаями, в которых  замечается
резкое численное преобладание  самок.  Число  икринок  у  самки  средней
величины приблизительно 80000 - 100000, диаметр 1 мм.  Нерестится  П.  в
травянистых местах или покрытых  крупным  песком.  Молодь  выклевывается
через 1 - 2 недели,  обыкновенно  же  через  10  -  12  дней.  Зимою  П.
малоподвижна  и  скопляется  в  ямах  часто  значительными  массами.  П.
представляет одну из наименее ценных рыб и потому  промысловое  значение
ее вообще невелико, за исключением ее  разновидностей  воблы  и  тарани,
служащих у нас на Ю предметом громадного промысла. Некоторое значение П.
имеет также как пища для других, более ценных  рыб  и  как  наживка  для
ловли их. Главными орудиями лова П. служат невода, мережи, морды и т. д.
   И. Кн.
   Плотин (204 - 269) - главный представитель новоплатонизма,  родом  из
Ликополя в Египте, учился в Александрии у Аммония Саккаса,  считающегося
основателем новоплатонической философии. Переселившись в Италию (ок. 241
г ), П. становится известным учителем в Риме, потом  живет  в  Кампании,
где  задумывает  основать  философски  монастырь,  при  поддержки   имп.
Галлиена, но это предприятие  не  удается.  Все  элементы  философии  П.
находятся у Платона, и Аристотеля (отчасти также  у  новопифагорейцев  и
стоиков), но  П.  свел  эти  элементы  в  одно  грандиозное  и  стройное
мировоззрение, которое, с позднейшим  дополнением  Прокла  ,  составляет
достойное завершение всей древней философии. Свое учение  П.  изложил  в
отдельных трактатах (числом 54), которые  собрал  его  ученик  Порфирий,
разделивший  их  на  6  групп,  по  9  трактатов  в  каждой   (эннеады).
Совершенное  Первоначало  или  Божество  понимается  П.  не  только  как
сверхчувственное, но и как сверхмыслимое, неопределяемое  для  разума  и
невыразимое для слова, неизреченное (arrhton). Откуда же мы о нем знаем?
П. указывает два  пути:  отрицательный  и  положительный.  Ища  подлинно
божественного смутным сначала стремлением  души,  мы  перебираем  всякие
предметы, понятия и определения и находим, что все это не  то,  чего  мы
ищем; наш ум ничем не удовлетворяется, ни на чем не может  остановиться;
отсюда логическое заключение, что  искомое  находится  выше  или  по  ту
сторону  (epekeina)  всякого  определения,  мысли  и  бытия;  оно   есть
сверхсущее (uperousion), и  мы  логически  истинно  познаем  его,  когда
отрицаем от него  всякое  понятие.  Но  в  нас  самих  есть  способность
подниматься выше ума, или выступать из всякой  определенности.  В  таком
умоисступлении  или  экстазе  (ekstasiV)   мы   действительно   касаемся
божества, имеем общение с ним или положительное знание о нем.  Благодаря
этому мы понимаем, что необходимое отрицание у него  всяких  определений
выражает не отсутствие в нем всего, а лишь превосходство его  над  всем.
Оно  понимается,  таким  образом,  как   нераздельное   единство   всего
положительного или совершенное блого. В понятии этого  Единого  (to  en)
или  абсолютного  Блага  (to  agaJon)  уже  содержится  представление  о
нисходящем порядке всего существующего. Совершенное  единство  не  может
быть ограничением; абсолютное благо не  может  быть  исключительным  или
замкнутым в себе. Оно необходимо есть избыток, изобилие или  выступление
из себя. Если для ограниченного существа  человеческого  выступление  из
себя к Богу (экстаз) есть возвышение над своею  данною  ограниченностью,
то  для  Божества,  обладающего  бесконечным  совершенством,  как  вечно
данным, или пребывающим,  выступление  из  себя  может  быть,  наоборот,

Страницы: «« « 2316   2317   2318   2319   2320   2321   2322   2323   2324  2325   2326   2327   2328   2329   2330   2331   2332   2333   2334  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь