Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2308   2309   2310   2311   2312   2313   2314   2315   2316  2317   2318   2319   2320   2321   2322   2323   2324   2325   2326  » »»

и  антеридии  построены  по  типу  таких  же  органов  папоротников.   В
Европейской России  встречается  пять  видов  П.  :  L.  complanatum  L.
(баранец, бор-зилле, деряба), L. Selago L., L inundatum L; L.  annotinum
L. и L. clavatum L. Растут наши виды П. в  тенистых  еловых  и  сосновых
лесах, по торфяникам,  на  глинистой,  влажно-песчаной  почве.  Виды  П.
находят различное практическое  применение;  так,  споры  многих  видов,
преимущественно же L. clavatum, употребляются в  виде  детской  присыпки
(Semen или Pulvis Lycopodii), для пересыпки пилюль, в физических  опытах
и пр.; в Швеции и Норвегии из стеблей делают половики. Настой стеблей L.
Selago служит сильнейшим пургативным и абортивным средством.  Высушенные
листья L. clavatum дают лошадям от запора и пр.
   С. Р. Плафон -  плоский,  иногда  архитектурно  расчлененный  потолок
комнаты, залы или какого-либо другого внутреннего помещения в здании,  в
особенности же такой, который  украшен  лепною  работою  или  живописью.
Самая простая разделка П. состоит  в  том,  что  поддерживающие  потолок
поперечные балки  остаются  не  скрытыми  и  разделяют  его  площадь  на
несколько продолговатых пространств, при чем как эти пространства, так и
самые балки орнаментируются. Древние греки  и  римляне  стали  разбивать
потолок на части  не  только  поперечными  балками,  но  и  продольными,
пересекающими их под прямым углом, чрез что  получались  четырехугольные
(иногда многоугольные) пространства, так наз. кассеты,  декорировавшиеся
розетками, звездами и др. лепными орнаментами. Этот  прием  разделки  П.
перешел  из  античной  архитектуры  в  искусство  эпохи  Возрождения   и
новейшего времени. Но на  ряду  с  его  употреблением,  вошло  в  обычай
устраивать П.  без  сильно  выступающих  вперед  ребер,  вообще  ровные,
ограниченные по краям лепным карнизом, составляющим  переход  к  ним  от
вертикальных стен здания и украшенные внутри, во избежание  монотонности
их обширного поля, скульптурным орнаментом или живописью.  В  простейшем
виде живопись эта обыкновенно состоит из цветочных и лиственных гирлянд,
арабесок,  арматур  и  др.  несложных  мотивов,  а  в  более   роскошном
представляет  собою  целые  картины,  которые  пишутся  либо  прямо   на
потолочной штукатурке (al fresco), либо на полотне,  потом  наклеиваемом
или  натягиваемом  на  потолок.  Старейшие  мастера   этой,   так   наз.
"плафонной", живописи  трактовали  ее  так,  как  обыкновенно  исполняют
картины, т. е. не обращая внимания  на  то,  что  на  произведение  надо
смотреть снизу вверх (di sotto  in  su),  и  сообразно  с  этим  строили
перспективу  изображения;  их  П.  походили  на   ковры,   горизонтально
распяленные на потолке. Так поступали еще Рафаэль и Микеланджело. Но уже
Мелоццо да Форли и Мантенья  компоновали  П.  с  таким  расчетом,  чтобы
изображенные фигуры и предметы казались не лежащими,  а  находящимися  в
вертикальном положении, и для того рисовали их в надлежащем ракурсе. Еще
дальше пошел Корреджо, занимавший пространство П. изображением,  как  бы
видимым чрез отверстие в  потолке,  под  открытым  небом  (П.  пармского
собора). К такой  же  оптической  иллюзии  стремились  Джулио  Романо  в
плафонной  живописи  мантуанского  палаццо  дель-Те  и  венецианцы   (П.
Веронезе, Тинторетто и др.), оживлявшие свои  гигантские  П.  (нацр.  во
дворце дожей) массою фигур,  представленных  на  различных  планах  и  в
крайне смелых сокращениях. В, XVII и XVIII  ст.  распространился  обычай
вводить  в  композицию  плафонных  картин  перспективные   архитектурные
мотивы. Среди многочисленных искусных мастеров по этой части, работавших
в означенных  столетиях,  особенно  прославился  венецианец  Тьеполо.  В
новейшее время одни из художников, как напр. Корнелиус в  П.  мюнхенских
глиптотеки  и  црк.  св.  Людвига,  возвратились  к  манере  Рафаэля   и
предшествовавших  ему  живописцев,  а  другие,  как   напр.   Бодри,   в
декоративных панно  потолка  нового  здания  парижской  оперы,  держатся
перспективных приемов Корреджо, Дж. Романо и венецианцев.
   А. С - в.
   Плащаница - древнерусское слово, соответствующее нынешнему  простыня.
На церковно-богослужебном языке П. называется  большое,  во  весь  рост,
изображение тела И. Христа, в том виде, в каком оно снято было со креста
и положено в гроб.  В  великую  пятницу  П.  с  особою  торжественностью
выносится из алтаря на  средину  церкви,  полагается  на  катафалки  для
поклонения и лобызания верных и остается там до пасхальной  полунощницы,
когда снова вносится в алтарь.
   Плебеи, плебс (Plebs, plebes, от  pleo  -  "наполняю",  следовательно
plebs - "толпа") - так  называлась  в  древнем  Риме  не  пользовавшаяся
первоначально   полными   гражданскими    правами    масса    населения,
противополагавшаяся полноправным  гражданам  (патрициям).  Происхождение
плебса было неясно для позднейших римлян. Несомненно, что он образовался
очень рано, еще в царскую эпоху, и составился из нескольких элементов. В
число П.  поступали  клиенты,  освобождавшиеся  от  личной  зависимости,
например вследствие вымирания некоторых патрицианских родов, а также  те
из  них,  которым  патроны,  после  реформы  Сервия  Туллия,  давали   в
собственность небольшие участи земли, чтобы располагать  их  голосами  в
центуриатных комициях. Переходом клиентов  в  число  П.  объясняется  то
обстоятельство, что  некоторые  П.  носили  имена  патрицианских  родов.
Другой причиной этого  явления  мог  быть  переход  в  позднейшую  эпоху
патрициев в плебс (transitio ad plebem). Побуждением к  такому  переходу
могло служить, например;  желание  патриция  попасть  в  число  народных
трибунов. Кроме бывших клиентов, в состав плебса вошли еще: 1) обитатели
покоренных областей, которым римляне оставляли личную  свободу  и  часть
земельной собственности, но не давали полных прав гражданства; 2)  лица,
добровольно переселявшиеся на римскую  территорию  из  латинских  общин,
находившихся в союзных отношениях к Риму; 3) пришельцы  из  чужих  стран
(Этрурии, греческих колоний и т. п.), в большом числе стекавшиеся в Рим,
как в значительный торговый  центр.  Между  ними  попадались  богатые  и
знатные семьи, которые и составляли среди  плебса  влиятельный  элемент,
руководивший стремлением П.  к  уравнению  с  патрициями.  Положение  П.
характеризуется сначала двумя чертами:  отсутствием  политических  прав,
принадлежавших полноправным гражданам,  и  правоспособностью  в  области
частноправовых отношений. Как не принадлежавшие первоначально к  составу
гражданства, П. не имели права сноситься с богами гражданской общины  от
ее лица, не могли быть ее жрецами  и  производить  ауспиции.  Но  частым
образом они чтили тех же богов, как и патриции, и могли даже производить
ауспиции, не имевшие лишь значения для государства. П. не могли вступать
в браки с патрициями (не имели коннубиума). В древнейшую  эпоху  они  не
несли военной службы и не вносили трибута, но должны были  платить  царю
за  оказываемое  им  покровительство  (хотя  и  не  были,   по-видимому,
настоящими клиентами царя). До Сервия Туллия они не участвовали в  делах
государственного управления (т.  е.  не  пользовались  правом  голоса  в

Страницы: «« « 2308   2309   2310   2311   2312   2313   2314   2315   2316  2317   2318   2319   2320   2321   2322   2323   2324   2325   2326  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь