Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2304   2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311   2312  2313   2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321   2322  » »»

быть, ни в каком ином труде - выказывать свою индивидуальность, но также
и требуют от него соблюдения основных принципов декоративного искусства,
т. е., чтобы формы  изображенного  были  обозначены  явственно,  лишь  в
общих,  определенных  контурах,  с  устранением  подробностей,  заметных
только тогда, когда смотришь на предмет  не  с  далекого  расстояния,  -
чтобы краски не пестрели мелкими оттенками,  а  клались  по  возможности
однообразною массою лишь с  необходимым  ослаблением  или  усилением  их
интенсивности, и чтобы как  рисунок,  так  и  краски  производили  сразу
гармоничное,  живописное  впечатление.  Держась  этих  основных  правил,
рисовальщики П. разрешают свои задачи крайне  разнообразно.  Одни  более
или менее придерживаются натуры, берут действительно существующие  формы
и только слегка изменяют их сообразно с преследуемою декоративною целью.
Для других, формы природы  служат  лишь  предлогом  для  игры  фантазия;
человеческое лицо, руки, ноги, все члены, одежда, едва намечаются у  них
лишь в  главных  красиво  переиначенных,  широко  проведенных  контурах;
женские волосы превращаются в орнаментальные завитки и извилины;  цветы,
деревья и животные принимают небывалый, причудливый вид. Обращаясь столь
же  свободно  и  с  красками,  эти  художники  не  затрудняются,  напр.,
оставлять  иной  раз  лица  мертвенно  белыми  или   окрашивать   их   в
бледно-зеленый или голубой тон, тогда как волосы  получают  ярко-красный
цвет, а не то и позолоту. Некоторые  художники  держатся  средины  между
этими двумя направлениями. В произведениях  как  тех  и  других,  так  и
третьих  видимо  отражается   влияние   отчасти   японского   искусства,
введенного   в   моду   братьями   Гонкурами,   отчасти    средневековых
миниатюристов,  и  в  сильной  степени  чувствуется   веяние   новейшего
импрессионизма, который - надо сказать - здесь  гораздо  более  уместен,
чем в настоящей  живописи.  Не  вдаваясь  в  характеристику  художников,
составивших себе  известность  плакатами,  ограничиваемся  перечислением
наиболее выдающихся из их длинного ряда. Таковы во Франции, кроме  Шер„,
его прямые последователи Ж.  Де-Ф„р,  А.  Гильом,  Ж.  деПалеолог  и  Ф.
Буиссе; затем, отступившие от его манеры и сообщившие, каждый  посвоему,
дальнейшее развитие П.  -  Ф.  Л.  Форен  (известный  рисовальщик  журн.
"Figaro"), Грассе, А. Виллет, Т. А. Стейнлен,  А.  де  Тулуз-Лотрек.  Г.
д'Алези, Ренуар, А.  Ибельс.  А.  Муха,  П.  Бретон,  Л.  Анкетен  и  Ф.
Воллатон; в Бельгии - Э. Дюйк, Л. Креспен, Пива-Ливремон, А. Оттевар, А.
М„нье, Ж. Комба, Т. Рейсельберге, Э. Берхманс и А. Рассенфорс; в, Англии
- Дюдлей-Гарди, Л. РавенГиль, братья Бегарстаф, М.  Грейффенгаген  и  А.
Обрей-Бердслей в Германии - Г. Гирис, Ф. Штук, Г. Унгер, Т. Т. Гейне, И.
Заттлер, Ф. Рем, Амберг и Зюттерлейтер; в Дании - П. Фишер; в  Швеции  -
Р. Остберг и Э. Вестман; в Италии - Дж. Маталони; в Сев.  Америке  -  Л.
Дж. Рид, У. Брадлей, Э. Пепфильд и В. Каркевиль; наконец, в России -  В.
А. Андреев, И. Порфиров, С. С. Соломко и И. С. Галкин.
   А. С - в.
   Планеты - темные тела, движущиеся около солнца по  слабо  эллиптичным
путям, согласно  трем  законам,  выведенным  Кеплером  из  наблюдений  и
являющимся следствием закона притяжения Ньютона. 1) Путь П. есть эллипс,
в одном из  фокусов  которого  находится  солнце;  2)  радиус-вектор  П.
описывает в равные времена равные площади;  3)  квадраты  времен  полных
обращений относятся между собой как кубы средних расстояний  до  солнца.
Название П. (planhthV  asthr)  произошло  от  того,  что  они  постоянно
изменяют свое положение на звездном  небе.  Характерное  отличие  П.  от
звезд есть  отсутствие  мерцания.  П.  делятся  на  большие  и  малые  -
планетоиды. Пять из числа больших П. (Меркурий,  Венера,  Марс,  Юпитер,
Сатурн) были известны в  глубочайшей  древности.  Уран  открыт  Вильямом
Гершелем в 1781 г., Нептун - Адамсом, Леверрье и Галле в 1846 г. Древние
называли Солнце и Луну тоже П.; зато новая астрономия поместила Землю  в
разряд  планет.  О  размерах,  истинных  и  видимых,  фазах,   строении,
атмосфере, вращении,  пятнах  на  поверхности  и  т.  д.  -  см.  статьи
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. П.  делятся
по отношению к земле на верхние  -  далее  отстоящие  от  солнца  (Марс,
Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) и нижние - ближайшие к  солнцу  (Меркурий,
Венера). Кроме того, существует  деление  на  теллурическую  и  урановую
группы. Первая (Меркурий, Венера, Земля - 1 спутник, Марс - 2 спутника),
характеризуется небольшими размерами, значительной плотностью, медленным
вращением на оси и отсюда слабым  сжатием;  бедна  спутниками.  Урановая
группа (Юпитер - 6 спутн., Сатурн - 8 спутн., Уран - 4 спутника и Нептун
- 1 спутн.) большими размерами, малой  плотностью,  вращение  быстрее  и
потому больше сжатие, богаты спутниками. Эти две группы разделены поясом
астероидов. Знаки для обозначения  планет  (  Меркурий,  Венера,  Земля,
Марс, Юпитер, Сатурн) вошли в употребление лишь в средние века, в  эпоху
развития алхимии. Древние употребляли лишь знаки и для солнца и луны.  В
последнее время Урану и Нептуну приданы знаки и .

   Видимое движение П. Все они  остаются  всегда  вблизи  эклиптики  или
видимого пути солнца. В остальном между собою резко отличаются верхние и
нижние П. Первые бывают видимы во всех частях неба относительно  солнца,
вторые удаляются от него
   - Меркурий не более чем на 23ё, Венера -  46ё.  И  те,  и  другие  П.
иногда  движутся  на  восток,  иногда  на   запад,   временами   кажутся
неподвижными среди звезд.  Движение  на  восток,  одинаковое  с  видимым
движением Солнца, называется  прямым;  движение  на  запад  -  обратным.
Происходят эти изменения от сочетания движений земли и П. по их орбитам.
Нижняя П. в наибольшей восточной элонгации (удалении от  солнца)  бывает
видима  как  вечерняя  звезда  на  западе.  Вслед  затем  она   начинает
приближаться к солнцу, сохраняя  прямое  движение,  все  более  и  более
замедляющееся, пока  (Меркурий  в  18ё,  Венера  в  28ё  от  солнца)  не
останавливается среди звезд  (стояние  П.).  Затем  движение  становится
обратным, П. все быстрее приближается к солнцу и,  наконец,  исчезает  в
его лучах. Она проходит  в  это  время  между  нами  и  солнцем  (нижнее
соединение). В известных  случаях  ее  можно  заметить  в  виде  черного
пятнышка проектирующегося на  диск  солнца.  Планета  выходит  из  лучей
солнца с западной стороны.  Вследствие  своего  обратного  движения  она
быстро удаляется от солнца. Но это движение постепенно замедляется и  (в
18ё или  28ё)  наступает  стояние  П.  Возобновившееся  прямое  движение
сначала меньше такого же движения солнца и потому П. удаляется от  него,
пока (Меркурий в 23ё, Венера в 46ё) эти движения  не  сравняются.  После
наибольшей западной элонгации, когда планета является для  нас  утренней
звездой, она быстрым прямым движением настигает солнце  и  скрывается  в
его лучах, проходя по ту сторону солнца (верхнее соединение). Когда  она
становится видима снова с восточной стороны солнца, ее  прямое  движение

Страницы: «« « 2304   2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311   2312  2313   2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321   2322  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь