Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2303   2304   2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311  2312   2313   2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321  » »»

дословно  целую  сцену  из  Сирано  де  Бержерака,  отвечал  на   упреки
знаменитой фразой: "Je prends mon bien ou je le trouve". Несколько ранее
Шекспир о сцене, целиком взятой  им  у  другого,  заметил:  "Это  девка,
которую я нашел в грязи и ввел в высший свет". Шекспир брал у других  не
только сцены, но и множество отдельных стихов. В XVIII веке  патер  Бабр
выдал за часть своей "Histoire d'Allemagne" отрывок  в  200  страниц  из
"истории  Карла  XII"  Вольтера.  Сам  Вольтер  позволял   себе   мелкие
заимствования. 0бвинение в П. было брошено и в Руссо; но сходство  между
"Contrat social" и книгой Ульриха Губерта "De jure  civitalis"  не  идет
далее совпадения некоторых  мыслей.  В  1812  г.  был  раскрыт  один  из
наиболее  наглых  П.  :  перевод  "Voyage  d'Abdoul  Rizzak",   изданный
известным  ориенталистом  Лангле  под  видом  собственной  его   работы,
оказался отрывком из старого перевода сочинения того  же  Абдул-Риззака;
плагиатор уничтожил тетрадь с работой истинного переводчика Галлана,  не
зная, что существует ее дубликат. В течете последнего века  обвинение  в
П. не раз падали на выдающихся писателей; не  избегли  их  Мюссе,  Золя,
Додэ. В 1891 г. вышла целая книга, обличающая в П.  Лессинга  (Albrecht,
"Lessings  Plagiate").  Более   основательны   были   обвинения   в   П.
направленные против Эдмонда Абу, Сарду и  особенно  Дюма  отца,  который
заимствовал громадные отрывки не только у неизвестных писателей, но и  у
Шиллера, Вальтер Скотта, Шатобриана. Его П. в свое время  вызвали  целую
литературу (ср. особенно Eug.  de  Mirecourt,  "Maison  Alex.  Dumas  et
Соmр.", П., 1845). Ср.  J.  Thomasius,  "De  plagio  litterario"  (Лпц.,
1678); Voltaire, "Dictionnaire philosophique"; D'lsraeli, "The amenities
of literature" (Л., 1841) и "The curiosities  of  litterature"  (1791  -
1817; много изданий); Lalanne, "Curiosites litteraires"  (II.,  1853)  и
"Curiosites bibliographiques"; Ch. Nodier, "Questions de la  litterature
legale" (1812); Querard, "Les supercheries litteraires devoilees"  (1846
- 54).
   Ар.  Горнфельд  Плакаты   художественные   -   украшенные   рисунками
объявления о театральных  представлениях,  публичных  балах,  концертах,
маскарадах и др. общественных  увеселениях,  о  вышедших  в  свет  новых
изданиях, о промышленных  предприятиях,  фабричных  изделиях,  продажных
товарах и т. п" печатанные литографическим способом или  однотонно,  или
преимущественно в несколько красок, чаще всего  в  огромном  формате,  и
расклеиваемые на улицах или доводимые до сведения  публики  иным  путем.
Такие объявления были в употреблении уже давно, но  в  них  человеческие
фигуры с различными аксессуарами  и  орнамент  обыкновенно  играли  роль
придаточных   виньеток,   главное   же   место   принадлежало    тексту,
напечатанному  типографским  шрифтом   или   начертанному   причудливыми
буквами. В  последние  годы  этот  характер  П.  существенно  изменился,
благодаря, с одной  стороны,  тому,  что  их  заказчики,  при  возросшей
коммерческой и предпринимательской конкуренции, стали  требовать,  чтобы
их объявления сколь возможно навязчивее бросались в  глаза  среди  массы
наклеенного по стенам домов к заборам, а с другой - вследствие того, что
явились талантливые художники, взглянувшие на рисование П. как на  новую
отрасль  прикладного  искусства,  в  которой  можно  с  большим  успехом
выказывать находчивость фантазии, декоративный  вкус,  оригинальность  и
техническую  ловкость,  банальная  уличная  публикация  превратилась   в
настоящее художественное произведение, занимающее почти все пространство
огромного листа, на  котором  только  маленькое,  хотя  и  видное  место
отведено оповещению, ограничивающемуся лишь самыми необходимыми словами.
Переворот произошел прежде  всего  во  Франции,  и  его  виновником  был
парижский рисовальщик литограф Жюль Шере.  Обладая  редкою  способностью
сообщать немногими бойкими чертами жизнь и движение изображаемым фигурам
и чрез сопоставление немногих вкусных красок  достигать  ласкающих  взор
эффектов, он вначале занимался эскизными картинками для иллюстрированных
журналов, виньетками для  поздравительных  и  пригласительных  карточек,
обеденных меню и др., а потом стал литографировать также афиши и  анонсы
в большом виде. В 1889 г. он устроил выставку своих работ, обратившую на
него общее внимание. Его веселые святочные фигуры, его  воздушные,  лишь
слегка  костюмированные  грациозные   танцовщицы   и   дамы   полусвета,
являющиеся по одной или в ограниченном числе, но в  размере,  близком  к
натуре, пляшущие, летящие и  кокетничающие  среди  приятного  фейерверка
красок, обходящиеся почти без всяких околичностей, пришлись  как  нельзя
более по вкусу публики и доставили ему множество заказов на произведения
подобного рода. Успех Шере увлек на открытое им  поле  других  артистов,
пустившихся возделывать это поле то в его духе, то сообразно  со  своими
индивидуальными наклонностями и принципами. Запрос на  художеств.  П.  в
громадной степени  увеличился,  потому  что  коммерсанты,  фабриканты  и
всякие антрепренеры убедились в выгоде, какую они приносят, не смотря на
то,  что  обходятся  довольно  дорого.  Из  Франции  любовь  к  фигурным
объявлениям распространилась по всей Европе. Прежде  всего  Бельгия,  за
нею Англия, Германия, Голландия, Италия и Скандинавские страны выставила
даровитых рисовальщиков по их части. Не осталась без таких художников  и
Сев. Америка. Несколько опытов печатания таких объявлений сделано  также
в России,  хотя  сильному  распространены  их  у  нас  мешает  ничтожное
употребление уличной рекламы,  столь  обычной  в  других  краях,  но  не
привившейся к нашему быту и неудобной в нашем климате. Повсюду,  даже  в
России, завелись коллекционеры, ревностно разыскивающие и покупающие эти
эфемерные произведения искусства, наполняющие ими свои портфели и  таким
образом сберегающие их  для  потомства.  То  и  дело  стали  происходить
публичные  выставки  художественных  П.,  на  которые  стекаются   толпы
посетителей. В СП б. такая выставка, под названием  международной,  была
впервые  устроена  в  конце  1897  года,  Импер.   обществом   поощрения
художеств. На ней было собрано больше 700 листов из разных стран,  и  ее
памятником   остался   иллюстрированный   каталог   с    многочисленными
воспроизведениями,  в   уменьшенном   виде,   любопытнейших   из   числа
выставленных произведений (изд. Р. Голике). Наконец,  на  Западе  успела
образоваться целая литература, состоящая из журнальных статей и отдельно
изданных  сочинений,  занимающихся  историей  и   критикой   современных
художеств.  П.  Из  этих  сочинений,  желающим  близко  познакомиться  с
рассматриваемою отраслью искусства  и  с  главными  ее  представителями,
можно рекомендовать, сверх вышеупомянутого каталога, книгу Л.  Майльяра:
"Les  Menus  et  Programmes  illustres"  (Париж,   1898),   сборник   А.
Дем„раде-Бомона:  "L'Affiche  illustree"  (Тулуза,  1897),   ежемесячное
парижское издание: "Les Programmes illustres" и  статью  Л.  Гольфельда:
"Das moderne Plakat", в мюнхенском журнале "Die Kunst fur Alle" за  1897
- 98 г. Сочинение рисунков для П. и самое  их  исполнение  предоставляют
фантазии и руке художника большую свободу, позволяют ему  -  как,  может

Страницы: «« « 2303   2304   2305   2306   2307   2308   2309   2310   2311  2312   2313   2314   2315   2316   2317   2318   2319   2320   2321  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь