Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2343   2344   2345   2346   2347   2348   2349   2350   2351  2352   2353   2354   2355   2356   2357   2358   2359   2360   2361  » »»

ваисиев можно иметь 2 жены, в касте воинов - 2 или 3, в касте браминов -
до 4. Исследователи; принимающие для первобытного состояния человечества
беспорядочное смешение  полов,  видят  в  П.  прогресс;  ограничение  по
крайней мере для одной стороны - для женщины;  исследователи,  исходящие
из моногамической формы  первобытного  брака,  смотрят  на  П.,  как  на
явление ненормальное, как на нарушение естественного закона,  часто  при
том принимающее характер моногамии, с разрешением  иметь  наложниц:  это
выражается обыкновенно тем, что первая жена является главною и считается
хозяйкою в доме по преимуществу. Побуждения  к  П.  могли  быть  многие;
кроме стремления к разнообразию, здесь играет  роль  то  обстоятельство,
что в тропических странах женщины обыкновенно скоро  стареют,  и  притом
значительно ранее мужчин, а также, что, по  существующему  обычаю,  дети
кормятся грудью до двух лет и даже долее. Обладание несколькими женами у
некультурных народов часто представляет выгоду еще тем, что в лице своих
жен  мужчина  приобретает  больше  рабочих  сил,  освобождающих  его  от
необходимости личного труда. От нескольких жен рождается более детей,  а
дети, вырастая, также  становятся  работниками;  дочери,  выходя  замуж,
служат предметом  продажи  (за  них  уплачивается  калым).  Кроме  того,
обладание многими женами и обширным родством  дает  большее  значение  в
обществе, и это уже одно может  вызывать  стремление  к  П.  Хотя  между
несколькими женами одного мужа возможны раздоры, вызываемые ревностью  и
семейными   дрязгами,   однако,   в   действительности,   жизнь    часто
устанавливает мирные отношения между ними, так как одна  жена  облегчает
труд другой и содействует благосостоянию всех'. Из Библии известно,  что
жены  патриархов  сами  сводили  своих  мужей  с  наложницами.   Принцип
преобладания старшей жены и подчинения ей  прочих  вызывает,  однако,  и
протесты со стороны последних, при чем не  всегда  достаточным  является
авторитет главы дома - факт, служащий одним из  мотивов  против  П.  Что
вторая и  следующие  жены  не  считаются  одинаковыми  с  первой  женой,
явствует  из  многих  воззрений  и  обычаев.  Так  у  некоторых  народов
свадебные обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке,
при следующих же упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуа  было
даже запрещено, под страхом смертной казни, жениться более одного раза с
брачными церемониями. Малайцы неохотно отдают своих дочерей за  человека
своего класса, уже имеющего жену; если такой человек ищет еще  жену,  то
он вынужден обыкновенно брать ее из низшего класса, и там жены считаются
как бы наложницами. Вообще, как  замечает  Штарке,  П.  основывается  на
поверхностных мотивах и не имеет глубоких  корней  в  условиях  развития
общественной жизни; с большим духовным развитием она  должна  исчезнуть,
как преходящее явление в истории культуры.
   Д. А.
   Полигнот - древнегреческий живописец, уроженец  о-ва  Фазоса,  ученик
своего отца Аглаофона, около 462 г., по  приглашению  Кимона,  прибыл  в
Афины, где ему, вместе с другими живописцами, была поручена роспись стен
Stoa poiklh (см. Афины, II, 572), а также храмов Диоскуров  и  Фезея.  В
первом  из  названных  зданий  им  была  изображены   битва   афинян   с
лакедемонянами,  сражение  Фезея  с  амазонками,   разрушение   Трои   и
марафонская  битва.  Наибольшею   известностью   пользовались   картины,
написанные П. в Лесхе, в Дельфах,  изображавшие  взятие  Трои,  отплытие
греков из под этого города  и  посещение  Одиссеем  подземного  царства.
Фигуры на картинах П. были исполнены очерком и окрашены лишь несколькими
красками, выделявшимися на  цветном  фоне  стен.  Не  смотря  на  полное
отсутствие в них  моделировки  человеческого  тела  и  перспективы,  они
представляли собою в истории живописи значительный шаг вперед, так  как,
по преданию, в них замечались ритмичность композиции, благородство  форм
и выразительность -  качества,  которые  отсутствовали  в  произведениях
архаического периода. См. Brunn; "Geschichte der  griechisch.  Kunstler"
(Штуттг., 1859); Jahn, "Die Gemalde des  Polygnotos  in  der  Lesche  zu
Delphi" (Киль); Gebhard, "Die Komposition der Gemalde  des  Polygnot  in
der Lesche zu Delphi" (Геттинген, 1872); Lenormant,  "Memoires  sur  les
peintures de Polygnote dans la. Lesche de Deiphes" (П., 1864).
   Полидевк  (PoludeukhV,  Julius  Pollux)  -  из   египетского   города
Навкратиса,  ученик  ритора  Адриана,  известный  лексикограф  и  софист
второго века по Р. Хр. Пользовался расположением императора Коммода (180
-  192),  благодаря  которому  получил  кафедру  софистики   в   Афинах.
Современники были о нем невысокого мнения; Лукиан жестоко осмеял  его  в
одном из своих диалогов ("›Rhtorwn didaskaloV"). До  нас  дошел  словарь
его ("Onomastikon"), в 10 книгах, на которых каждая начинается письмом к
императору  Коммоду.  Материал  словаря  распределен  не  в   алфавитном
порядке, а по предметам; так, в первой книге говорится о богах и  царях,
во второй - о людях, об их жизни, физиологическом строении и  т.  д.,  в
третьей - о  родстве,  о  гражданских  отношениях  и  т.  д.  К  каждому
аттическому  названию  приведены  примеры  и   выражения,   с   краткими
пояснительными заметками. Как пособие по греческой  лексикографии,  труд
П.  имеет  большое  значение.  Из  других  его  трудов   были   известны
"DialexiV", "Laliai›", "Meletai", "›EpiJalamioV", "›RwmaikoV" "logoV"  и
друг. Ср. Dindorf, "Pollux" (Лпц., 1824); Bekker, "Pollux"  (Б.,  1846);
Rohde, "De Pollucis  in  apparatu  Scenico  enarrando  fontibus"  (Лпц.,
1870); Ranke, "Pollux und Lucianus" (Кведлинбург, 1831).
   Н. О.
   Поликлет - один из величайших древнегреческих скульпторов,  родом  из
Сикиона, глава пелопонесской школы ваяния, ученик, или,  что  вероятнее,
последователь аргосца Агелада, бывшего учителем Фидия и Мирона; жил в  V
веке до Р. Хр. Поселившись навсегда в Аргосе, он  продолжал  работать  в
духе Агелада, при  чем,  в  противоположность  Фидию,  создавшему  идеал
божественного величия, стремился установить  тип  внешней,  человеческой
красоты. Он изображал преимущественно фигуры юных  атлетов,  из  которых
наибольшею  славою  пользовались  "Дорифор"  (копьеносец)  и  "Диадумен"
(юноша, надевающий себе  на  голову  повязку).  Первую  из  этих  статуй
древние называли каноном, т. е. закономерною; существует даже  предание,
что  она  была  изваяна  П.  для  подтверждения  правил,  изложенных   в
недошедшем до нас его трактате о пропорциях человеческого тела,  имевшем
название   также   канона.   Древние   писатели   (Лукиан   и   Галлиен)
свидетельствуют,  что  по  П.  красота  тела  обусловливалась  гармонией
отдельных его членов, именно  -  известною  пропорциональностью  пальцев
между собою, всех пальцев  вместе  взятых  к  пясти,  этой  последней  к
запястью и т. д. Копию первой из означенных статуй ар  хеологи  видят  в
Дорифоре неаполитанского музея, а также в фрагментах  торса  берлинского
музея  и  в  бронзовой  голове  неаполитанского.  Но,  к  сожалению,  по
неаполитанской статуе нельзя составить себе вполне ясного  представления

Страницы: «« « 2343   2344   2345   2346   2347   2348   2349   2350   2351  2352   2353   2354   2355   2356   2357   2358   2359   2360   2361  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь