|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2343 2344 2345 2346 2347 2348 2349 2350 2351 2352 2353 2354 2355 2356 2357 2358 2359 2360 2361 » »» ваисиев можно иметь 2 жены, в касте воинов - 2 или 3, в касте браминов -
до 4. Исследователи; принимающие для первобытного состояния человечества
беспорядочное смешение полов, видят в П. прогресс; ограничение по
крайней мере для одной стороны - для женщины; исследователи, исходящие
из моногамической формы первобытного брака, смотрят на П., как на
явление ненормальное, как на нарушение естественного закона, часто при
том принимающее характер моногамии, с разрешением иметь наложниц: это
выражается обыкновенно тем, что первая жена является главною и считается
хозяйкою в доме по преимуществу. Побуждения к П. могли быть многие;
кроме стремления к разнообразию, здесь играет роль то обстоятельство,
что в тропических странах женщины обыкновенно скоро стареют, и притом
значительно ранее мужчин, а также, что, по существующему обычаю, дети
кормятся грудью до двух лет и даже долее. Обладание несколькими женами у
некультурных народов часто представляет выгоду еще тем, что в лице своих
жен мужчина приобретает больше рабочих сил, освобождающих его от
необходимости личного труда. От нескольких жен рождается более детей, а
дети, вырастая, также становятся работниками; дочери, выходя замуж,
служат предметом продажи (за них уплачивается калым). Кроме того,
обладание многими женами и обширным родством дает большее значение в
обществе, и это уже одно может вызывать стремление к П. Хотя между
несколькими женами одного мужа возможны раздоры, вызываемые ревностью и
семейными дрязгами, однако, в действительности, жизнь часто
устанавливает мирные отношения между ними, так как одна жена облегчает
труд другой и содействует благосостоянию всех'. Из Библии известно, что
жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами. Принцип
преобладания старшей жены и подчинения ей прочих вызывает, однако, и
протесты со стороны последних, при чем не всегда достаточным является
авторитет главы дома - факт, служащий одним из мотивов против П. Что
вторая и следующие жены не считаются одинаковыми с первой женой,
явствует из многих воззрений и обычаев. Так у некоторых народов
свадебные обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке,
при следующих же упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуа было
даже запрещено, под страхом смертной казни, жениться более одного раза с
брачными церемониями. Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека
своего класса, уже имеющего жену; если такой человек ищет еще жену, то
он вынужден обыкновенно брать ее из низшего класса, и там жены считаются
как бы наложницами. Вообще, как замечает Штарке, П. основывается на
поверхностных мотивах и не имеет глубоких корней в условиях развития
общественной жизни; с большим духовным развитием она должна исчезнуть,
как преходящее явление в истории культуры.
Д. А.
Полигнот - древнегреческий живописец, уроженец о-ва Фазоса, ученик
своего отца Аглаофона, около 462 г., по приглашению Кимона, прибыл в
Афины, где ему, вместе с другими живописцами, была поручена роспись стен
Stoa poiklh (см. Афины, II, 572), а также храмов Диоскуров и Фезея. В
первом из названных зданий им была изображены битва афинян с
лакедемонянами, сражение Фезея с амазонками, разрушение Трои и
марафонская битва. Наибольшею известностью пользовались картины,
написанные П. в Лесхе, в Дельфах, изображавшие взятие Трои, отплытие
греков из под этого города и посещение Одиссеем подземного царства.
Фигуры на картинах П. были исполнены очерком и окрашены лишь несколькими
красками, выделявшимися на цветном фоне стен. Не смотря на полное
отсутствие в них моделировки человеческого тела и перспективы, они
представляли собою в истории живописи значительный шаг вперед, так как,
по преданию, в них замечались ритмичность композиции, благородство форм
и выразительность - качества, которые отсутствовали в произведениях
архаического периода. См. Brunn; "Geschichte der griechisch. Kunstler"
(Штуттг., 1859); Jahn, "Die Gemalde des Polygnotos in der Lesche zu
Delphi" (Киль); Gebhard, "Die Komposition der Gemalde des Polygnot in
der Lesche zu Delphi" (Геттинген, 1872); Lenormant, "Memoires sur les
peintures de Polygnote dans la. Lesche de Deiphes" (П., 1864).
Полидевк (PoludeukhV, Julius Pollux) - из египетского города
Навкратиса, ученик ритора Адриана, известный лексикограф и софист
второго века по Р. Хр. Пользовался расположением императора Коммода (180
- 192), благодаря которому получил кафедру софистики в Афинах.
Современники были о нем невысокого мнения; Лукиан жестоко осмеял его в
одном из своих диалогов ("›Rhtorwn didaskaloV"). До нас дошел словарь
его ("Onomastikon"), в 10 книгах, на которых каждая начинается письмом к
императору Коммоду. Материал словаря распределен не в алфавитном
порядке, а по предметам; так, в первой книге говорится о богах и царях,
во второй - о людях, об их жизни, физиологическом строении и т. д., в
третьей - о родстве, о гражданских отношениях и т. д. К каждому
аттическому названию приведены примеры и выражения, с краткими
пояснительными заметками. Как пособие по греческой лексикографии, труд
П. имеет большое значение. Из других его трудов были известны
"DialexiV", "Laliai›", "Meletai", "›EpiJalamioV", "›RwmaikoV" "logoV" и
друг. Ср. Dindorf, "Pollux" (Лпц., 1824); Bekker, "Pollux" (Б., 1846);
Rohde, "De Pollucis in apparatu Scenico enarrando fontibus" (Лпц.,
1870); Ranke, "Pollux und Lucianus" (Кведлинбург, 1831).
Н. О.
Поликлет - один из величайших древнегреческих скульпторов, родом из
Сикиона, глава пелопонесской школы ваяния, ученик, или, что вероятнее,
последователь аргосца Агелада, бывшего учителем Фидия и Мирона; жил в V
веке до Р. Хр. Поселившись навсегда в Аргосе, он продолжал работать в
духе Агелада, при чем, в противоположность Фидию, создавшему идеал
божественного величия, стремился установить тип внешней, человеческой
красоты. Он изображал преимущественно фигуры юных атлетов, из которых
наибольшею славою пользовались "Дорифор" (копьеносец) и "Диадумен"
(юноша, надевающий себе на голову повязку). Первую из этих статуй
древние называли каноном, т. е. закономерною; существует даже предание,
что она была изваяна П. для подтверждения правил, изложенных в
недошедшем до нас его трактате о пропорциях человеческого тела, имевшем
название также канона. Древние писатели (Лукиан и Галлиен)
свидетельствуют, что по П. красота тела обусловливалась гармонией
отдельных его членов, именно - известною пропорциональностью пальцев
между собою, всех пальцев вместе взятых к пясти, этой последней к
запястью и т. д. Копию первой из означенных статуй ар хеологи видят в
Дорифоре неаполитанского музея, а также в фрагментах торса берлинского
музея и в бронзовой голове неаполитанского. Но, к сожалению, по
неаполитанской статуе нельзя составить себе вполне ясного представления
Страницы: «« « 2343 2344 2345 2346 2347 2348 2349 2350 2351 2352 2353 2354 2355 2356 2357 2358 2359 2360 2361 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |