Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2340   2341   2342   2343   2344   2345   2346   2347   2348  2349   2350   2351   2352   2353   2354   2355   2356   2357   2358  » »»

   Г. Якобсон.
   Полежаев (Александр Иванович, 1805 - 1838) -  выдающийся  поэт.  Отец
его - помещик  Пензенской  губ.,  Струйский,  мать  -  крепостная  этого
помещика, выданная впоследствии замуж  за  саранского  мещанина  П.,  от
которого поэт и получил свое имя. Десяти лет от  роду  П.  отдан  был  в
Москве в французский  пансион;  затем  он  поступил  вольнослушателем  в
московский унив., по словесному факультету. Первое  стихотворение  П.  :
"Непостоянство" появилось в "Вестнике Европы"  1825  г.  Университетское
начальство поручило П. написать к торжественному акту 12  янв.  1826  г.
оду:  "В  память  благотворении  Александра   I   императорскому   моск.
университету", а на выпускном акте,  в  том  же  году,  П.  прочел  свое
стихотворение "Гений". К тому же времени  относится  сатирическая  поэма
П.: "Иман-Козел", вызванная ходившими тогда нелепейшими слухами об одном
священнике в Москве. Другая сатирическая поэма П.,  "Сашка",  в  которой
изображались студенческие похождения и попойки, испортила всю его жизнь.
Поэма ходила по рукам в списках и попала  в  руки  начальству,  которое,
обратив внимание на  несколько  стихов  с  неуважительными  отзывами  по
вопросам   религиозным   и   с   указанием   на   неудовлетворительность
общественных условий России, дало ход делу. Шуточная поэма  очутилась  в
руках императора Николая Павловича, прибывшего в  Москву  на  коронацию.
Император приказал привести к себе П., который в его присутствии  должен
был прочесть свою поэму. Но  окончании  чтения,  государь,  обращаясь  к
министру нар. просвещения кн. Ливену, сказал:  "Я  положу  предел  этому
разврату; это все  еще  следы,  последние  остатки"  (т..  в.  брожения,
приведшего к заговору декабристов). Получив, однако, от министра  отзыв,
что П. "поведения превосходнейшего", государь сказал: "Этот  отзыв  тебя
спас, но наказать тебя надобно для примера другим", а затем добавил:  "Я
тебе даю военною службою средство очиститься...  от  тебя  зависит  твоя
судьба, если я забуду, то можешь мне писать"; с этими словами  государь,
поцеловав П. в лоб, отпустил его. П. не мог примириться с крайне тяжелым
положением  унтер-офицера  из  "политических  преступников";   пользуясь
дарованным ему правом писать к государю, он решился  послать  просьбу  о
помиловании  или  об  улучшении  его  участи.  Не  получив   ответа   на
неоднократные прошения и полагая, что они не  доходят  до  государя,  П.
задумал лично обратиться к нему, самовольно оставил  полк  и  отправился
пешком в Петербург. Сообразив, однако, все значение своего поступка,  П.
вернулся с дороги и  явился  к  начальству.  Он  был  отдан  под  суд  и
приговорен к прогнанию сквозь строй, но приговор был государем  смягчен,
и П. был разжалован в рядовые без выслуги. Всеми покинутый, П. пришел  в
отчаяние и запил. За оскорбление фельдфебеля он был опять отдан под  суд
и просидел в тюрьме, в ужаснейшей обстановке, в  кандалах,  почти  целый
год, имея в перспективе прогнание сквозь строй; но ему  было  вменено  в
наказание долговременное содержание под  арестом.  В  1829  г.  полк,  в
котором служил П., был отправлен на Кавказ. П. принимал, участие в целом
ряде сражений и стычек и везде искал случая отличиться,  чтобы  добиться
офицерского чина. Начальство не,  пожелало,  однако,  обратить  на  него
внимание, и в 1833 г. он возвратился с Кавказа унтер-офицером.  Организм
его был совершенно расшатан; он впал в чахотку и на смертном только одре
мог  узнать,  что  27  декабря  1837   г.   произведен   в   прапорщики.
Исключительные обстоятельства жизни наложили резкую печать на поэзию П.;
она мрачна, как  сама  жизнь  поэта.  Оторванный  от  общества,  он  мог
наполнять  свои  произведения  лишь  картинами  горького   субъективного
чувства.  Дважды  находясь  в  ожидании  приговора,   который   равнялся
смертному, П. излил свои  чувства  в,  "Песне  пленного  ирокезца"  и  в
стихотворении "Осужденный". В  длинном  и  не  вполне  еще  напечатанном
стихотворении "Арестант" П.  с  жестокою  правдою  описывает  обстановку
своего  ареста.  Из  автобиографических   стихотворений   П.,   наиболее
многочисленных и сильных, видно, что  он  никогда  не  мирился  с  своею
судьбою. Всего чаще повторяется здесь  мотив  сожаления  о  растраченных
годах жизни; иногда поэт преувеличивает свои заблуждения, сопоставляя их
с постигшею его непомерною карою; не менее часто слышится мотив упорного
сознания своего достоинства, сурового протеста или,  наконец,  отчаяния,
потери веры в жизнь и человеческую справедливость. Пребывание на Кавказе
отозвалось у П. целым  рядом  поэм,  стихотворений,  песен,  в  которых,
наряду с изображением войны, звучит раздумье о ее значении, сочувствие к
страждущим и побежденным. Много  прекрасного  в  песнях  П.  в  народном
жанре, к которому Белинский находил у него большую способность ("У  меня
ль молодца", "Баю-баюшкибаю" и др.). В  общем,  произведения  П.  весьма
неравного достоинства, что объясняется обстановкою,  среди  которой  они
писались; но многие из них  свидетельствуют  о  сильном  и  своеобразном
таланте. Вполне оригинален и стих П. : это - не  подражание  пушкинскому
стиху, а скорее переход к Лермонтову, также к  Кольцову.  В  свое  время
прославилась  по  оригинальности   стиха   его   воодушевленная   "Песнь
погибающего пловца", писанная двустопными хореями  с  рифмами.  Собрания
сочинений П.  издавались  в  1832,  1859,  1889  (под  редакцией  П.  А.
Ефремова), и 1892 гг. (под ред. А. И. Введенского). См. ст. Ефремова  (в
"Пантеоне литературы", 1888, N 2), Пыпина (в "Вестнике Европе", 1889.. N
3) и Якушкина (в "Вестнике Европы", 1897, ј 6).
   Поленов (Василий Дмитриевич)  -  исторический  живописец,  жанрист  и
пейзажист,  род.  в  СПб.  в  1844  г.  Но  окончании   курса   наук   в
петрозаводской гимназии, записался в ученики имп. акд. худ. В  1869  г.,
за картину "Иов  и  его  друзья"  получил  малую  золотую  медаль,  а  в
следующем году за другую "Христос воскрешает дочь Иаира" (в акд.  музее)
большую золотую медаль. Окончив  одновременно  университетский  курс  по
юрид. фак. в 1872 г., П. отправился за границу,  в  качестве  пенсионера
акад. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь,  жил  довольно
долго в Париже и написал  там,  между  прочим,  картину  "Арест  графини
д'Этремон", доставившую ему в 1876 г. звание академика. Возвратившись  в
том  же  году  в  Россию,  вскоре  после  того   отправился   на   театр
русско-турецкой войны, в продолжение которой состоял,  для  рисования  и
писания  ее  эпизодов,  при  главной  квартире  наследника   цесаревича,
впоследствии имп. Александра III. Но окончании войны поселился в Москве,
откуда в 1884 г. сделал поездку в Константинополь,  Палестину,  Сирию  и
Египет. С 1879 г. состоит членом товарищества передвижных худ. выставок.
Главные произведения  П.,  сверх  трех  вышеупомянутых:  "Бабушкин  сад"
(1879, в Третьяковской галерее, в Москве), "Лето" (1879,  у  наследников
Д.  Боткина,  в  Москве),  "Заросший  пруд"  (1880),  "Большая"  (1886),
"Христос и грешница" (1887, в музее имп. Александра III), серия  этюдов,
писанных в путешествии на Восток (в Третьяковской галерее, в  Москве)  и
некоторые др.

Страницы: «« « 2340   2341   2342   2343   2344   2345   2346   2347   2348  2349   2350   2351   2352   2353   2354   2355   2356   2357   2358  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь