Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2426   2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434  2435   2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444  » »»

хозяйства, сюда относящимися; ближайшее наблюдение за  личным  составом,
лошадьми и экипажами, а  также  за  исполнением  нарядов,  вверено  двум
унтер-шталмейстерам, в  помощь  которым  назначены  конюшенные  офицеры.
Ведикокняжеские    дворы    находятся    в    заведывании    управляющих
(гофмейстеров); конюшенная часть вверена шталмейстерам. Делопроизводство
по управлению делами великокняжеских дворов  сосредоточено  в  конторах,
заведывание  которыми  поручено  управляющим  (заведывающим)  конторами.
Сверх  поименованных  лиц,  при  большей  части  великокняжеских  дворов
положен П. штат.
   Прилагательное имя (грамм.) -  обозначает,  что  признак,  выражаемый
корнем П. имени,  принадлежит  другому  предмету,  обозначаемому  именем
существительным  Напр.,  в  выражении  "добрый  человек"   П.   "добрый"
показывает, что признак "доброта" принадлежит предмету "человек".  Когда
говорят, что П. обозначает качество или свойство, то упускают  из  виду,
что качество может быть выражено и существительным, напр.  "доброта",  и
таким  образом  самый  существенный   признак   значения   П.   остается
неуказанным. Итак, прилагательное имя - то же, что определение ; разница
только в том, что иногда определение может выражаться и  существительным
(приложение).  Внешним  признаком  П.  имени  является  его  способность
изменяться по родам. Этот признак явился результатом того, что П. всегда
должно примыкать к существительному. Отсюда и возникло  согласование  П.
имен  с  существительными.  Форма  П.  имен  в  индоевропейских   языках
обыкновенно совпадает с формою существительных. Очень часто мы встречаем
(особенно в санскритск. языке) существительные и П.  имена  тожественной
формы; напр. санскр. mahas - "величие" и mahas - "великий"; греч. yeudoV
- "ложь" и yedhV - "лживый". Весьма вероятно, что многие П. произошли из
существительных,    служивших    сначала    приложением    к     другому
существительному. Внешнее выражение связи существительного приложения  с
определяемым словом - согласование -  превратило  существительное  в  П.
имя. В истории всех языков мы встречаем и обратный  процесс  превращения
П. имени в существительное; напр. лат. caprina - "козье мясо"  (carpinus
"козий"), русск. чан (из дъсчан, от  дъска  "доска")  и  т.  п.  Древнее
склонение П., тождественное со склонением существительного,  сохранилось
в русских П. на - ов (Петров день) и -ин  (Ильин  день)  и  еще  шире  в
народных песнях, как "сине море", "чисто поле", "ракитов куст" и т. п. В
качестве сказуемого П. также имеет почти всегда  первоначальную  краткую
форму. Нечто подобное мы находим и в склонении современных немецких  П.;
напр., как сказуемое всегда употребляется gut,  а  как  определение  без
члена guter, gute, gutes. Ср. К. Brugmann и В. Delbruck,  "Grundriss  d.
vergleich. Grammatik" (II, 420 слл.,  III,  1  часть,  400  сл.);  Paul,
"Prinzipien d. Sphachgeschichte" (81).
   Д. К.
   Примас - в западной церкви титул архиепископа,  председательствующего
на   церковных   собраниях   данной   страны   и   обладающего    высшей
церковно-судебной  юрисдикцией  над  своими   коллегами-епископами.   Он
созывает   национальные   церковные   соборы,   вводит    в    должность
новопоставленных    епископов,    принимает    апелляции    по     делам
церковно-судебным; в прежнее время он короновал владетельных  князей.  В
католической церкви он  имеет  иногда  звание  апостолического  викария.
Обыкновенно титул П.  на  Западе  приравнивают  к  званию  патриарха  на
востоке. Во Франции титул П. имеют архиепископ  лионский  и  архиепископ
буржский, "примас Аквитании". В других странах Европы  звание  П.  имеют
архиепископы   кентерберийский,   упсальский,   пражский,   гнезненский,
севильский, тарагонский, толедский и  майнцский  (архиепископ  майнцский
бар. Дальберг в 1806 - 10 гг. носил титул "князя П."). В разное время во
Франции на звание примаса претендовали архиепископы арльский,  реймский,
нарбонский, бордосский и др.,  но  безуспешно.  В  древней  зап.  церкви
название П.  присваивалось  не  иначе,  как  или  по  причине  особенной
древности церкви, в которой епископствовал П., или по причине особенного
старшинства самого епископа. По этой последней причине  в  сев.  Африке,
например, звание П. присваивалось иногда  епископу  небольшого  селения.
Папа Григорий VII первый связал  этот  титул  с  важностью  города,  дав
архиепископу лионскому приматство над провинциями  парижской,  руанской,
турской и др. По конкордату 1801г. этот титул был уничтожен, но Пий IX в
1851 г. восстановил приматство архиепископа лионского.
   Н. Б - в.
   В Польше, когда престол оставался свободным, П.,  в  качестве  primus
princeps, являлся наместником короля (interrex);  он  созывал  сейм  для
выбора нового  короля,  в  день  выборов  принимал  иностранных  послов,
собирал голоса избирателей, объявлял об избрании короля и короновал его.
В сенате он председательствовал наряду с королем.  Первоначально  примас
избирался соборным капитулом, позже назначался королем, но без  папского
согласия не мог вступить в отправление своих обязанностей. Последним  П.
польского  королевства  был  брат  короля  Станислава  Августа,   Михаил
Понятовский, умерший в 1794 г. После 1815 г. титул П. в  русской  Польше
носил долгое время архиепископ варшавский. С учреждения  архиепископства
гнезненско-познанской буллой  De  salute  animarum  (1821)  титул  П.  в
Пpyccии не возобновлялся; но во время ватиканского собора Пий  IX  снова
назначил архиепископа Ледоховского П. Польши.
   Примат - в католической церкви так обозначается высшее  иерархическое
положение, принадлежащее папе, как наместнику  престола  св.  Петра.  П.
выражается в полноте и  безапелляционности  церковно-административной  и
судебной власти (primatus  jurisdictionis)  и  праве  на  особые  высшие
почести (primatus honoris).
   Принцип (метаф.) или начало (principium, arch) - то, чем объединяется
в мысли и в действительности известная совокупность фактов. Указанием П.
начинается философия у греков. Первоначально  одна  из  данных  в  опыте
реальностей  выделялась  как  основная  и  обозначалась  как  П.   всего
существующего: вода - у Фалеса, воздух
   - у Анаксимена. Но в таком понятии обнаруживается противоречие:  вода
= П. или воздух=П. не могут быть тем, что обыкновенно  называется  водой
или воздухом, и уже один из древнейших философов, Анаксимандр,  приходит
к пониманию всемирного П. как чего то беспредельного.  Найти  такой  П.,
который  действительно  содержал  бы  в   себе   основания   для   всего
сушествующего, составляет главную задачу философии. При всех ее  успехах
со стороны формального развития умственной деятельности, П. бытия доселе
получает  в  различных  системах  лишь  те  или   другие   односторонние
определения, не представляющие существенного  прогресса  сравнительно  с
воззрениями  древних  мыслителей.   Идеальные   требования   или   нормы
метафизического П. сводятся к трем: такой П. должен обладать  наибольшим

Страницы: «« « 2426   2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434  2435   2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь