Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434   2435  2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445  » »»

внутренним единством и наибольшей полнотой содержания,  и  связь  его  с
тем, что из него объясняется, должна быть  наиболее  ясной  и  внутренне
обязательностью. Неудовлетворительность в  этом  смысле  выставляемых  в
новейшее время П.  доказывает,  что  философия  еще  имеет  перед  собой
будущность.   Помимо   всеобщего   метафизического   П.,   этот   термин
употребляется также и для обозначения известных особых точек  зрения  на
ту или другую сторону мышления и бытия: П.  достаточного  основания,  П.
индивидуации.
   Вл. С.
   Приор (Prior) -  в  монастырях  Зап.  Европы  звание  настоятеля  или
старшего после аббата-настоятеля  члена  монашеской  общины.  Пpиopия  -
монастырь, в котором имеет место жительства приор. Великий П.  -  звание
второго, после гроссмейстера, сановника духовных орденов.
   Природа (jusiV, natura) - понимается в трех главных смыслах:  1)  как
существенное определение чего бы то ни было, напр., П.  человека,  души,
общества, государства, искусства, нравственности, наконец П. Божества; в
этом общем смысле П. = естеству или сущности; 2) как видимый земной мир,
обнимающий, в некотором  единстве,  совокупность  того,  что  составляет
определяющую среду и основу человеческой жизни первоначально  данную,  а
не созданную человеком;  в  этом  смысле  понятие  П.  противополагается
понятиям искусства  и  искусственности,  гражданственности,  культуры  и
истории. Различие между обоими коренными значениями  слова  П.  особенно
ясно в тех случаях, когда они оба в отдельности применяются к  одному  и
тому же предмету, когда, напр., говорится о П. красоты (в первом смысле)
и о красоте П. (во 2-м), или о П. любви (в первом смысле) и любви  к  П.
(во 2-м). 3) П. называется также  низшее  материальное  начало  в  самом
человеке, связанное с внешней материальной средой, но отличаемое от нее;
в этом смысле П. противополагается духу и нравственной свободе,  Богу  и
особым Его проявлениям относительно человека - благодати  и  откровению.
При ясном различии между тремя значениями слова  П.,  между  ними  есть,
однако, диалектическая связь, образующая единство понятия П. То,  в  чем
существенное определение или естество чего-нибудь  (П.  в  1-м  смысле),
необходимо есть и первоначальная, данная ему, а не созданная  им  основа
его видимого бытия (П. во 2-м смысле); оно же в человеке,  как  существе
совершенствующемся,  или  прогрессивно  восходящем,  представляет   лишь
первую, следовательно,  низшую  ступень  его  существования  (П.  в  3-м
смысле). В истории философии особое значение  понятие  П.  имеет  в  его
противоположении с одной стороны с  понятием  культуры  (в  практической
философии), с другой стороны - с понятием духа (как в практической,  так
и в умозрительной философии). В древности софисты  выдвинули  на  первый
план различение между тем, что существует по  П.  (jusei),  и  тем,  что
существует только по положению  (Jesei),  т.  е.  по  условным  мнениям,
обычаям и узаконениям человеческим. В эту область условного они относили
все нравственные основы и нормы личной и общественной жизни,  отнимая  у
них, таким образом, всякую внутреннюю обязательность. На долю того,  что
по П., оставались  фактические  преимущества  силы,  умелости,  красоты,
делавшие для их обладателя все позволенным  в  пределах  возможности.  В
ином виде различие между природным и условным  было  понято  Сократом  и
развито его учениками, особенно Антисфеном, основателем  школы  киников,
который нравственность или добродетель  относил  к  П.,  как  добываемую
естественным разумом человека, а условным  и  ненужным  для  добродетели
признавал все то, что создано исторически, все гражданские и  культурные
разграничения и учреждения; не исключая даже отечества. Тот же  основной
взгляд развивали стоики , для которых выражения: жить  по  П.,  жить  по
разуму и жить добродетельно были равнозначущими. Под влиянием стоической
философии римское юристы развили идею  естественного  права.  В  средние
века,  вследствие  господствовавшего  в  миросозерцании  метафизического
дуализма  (см.   ниже)   и   под   влиянием   новых   осложнений   права
положительного, идеи естественной нравственности и  естественного  права
отошли  на  задний  план.  С  возобновлением  их  в  эпоху   Возрождения
возобновляется, достигая  наибольшего  распространения  в  XVIII  в.,  и
социально-моральное противоположение между жизнью по П. как  нормальной,
и жизнью искусственной и условной, или жизнью по  культуре,  как  чем-то
недолжным, или по крайней  мере  как  необходимым  злом,  которое  нужно
допускать лишь в наименьших размерах. Этот взгляд  имел  своих  наиболее
ярких представителей во Франции; талантливейшие из них - Ж. Ж.  Руссо  и
Вернарден де Сен-Пьер. Современные им  германские  мыслители  Лессинг  и
Гердер, хотя и примыкали в некоторых пунктах к тому же  направлению,  не
могут, однако, считаться его представителями, так как они понимали смысл
истории  как  необходимого  возрастания  и  воспитания  человечества,  а
следовательно,  не  могли  отрицать  и  значения  культуры.  -  XIX   в.
унаследовал   от   предыдущего   и   развивал   в   различных   системах
социалистическую идею построения человеческого общества на новых,  более
близких к П. началах, упраздняющих искусственные и  условные  учреждения
современной цивилизации .Сюда относилось некоторыми и учреждение  брака,
и в связи с социализмом возникла проповедь "свободной любви", получившая
особенное значение в изящной  словесности,  благодаря  высокому  таланту
романистки Жорж Занд. Отрицание цивилизации во имя естественного  разума
уже в древности принимало (в цинической и стоической  школах)  и  другое
направление, аскетическое, которое возродилось в  современной  проповеди
нравственного и  социального  упрощения  .Здесь  противоположение  между
природным и  историческим  достигает  своих  крайних  пределов.  Другое,
метафизическое, противоположение - между природным и духовным
   - идет в философии от Платонова учения о двух мирах. Этот дуализм  П.
и духа, вошедший в христианское мировоззрение как один из его элементов,
получил в средние века  преобладание,  несоответствующее  полной  истине
христианства и вызвавшее законную реакцию  в  эпоху  Возрождения.  Но  в
теоретической философии новых времен прежний дуализм  удержался,  приняв
лишь новые, более отвлеченные и общие формы, особенно  в  двух  наиболее
влиятельных   системах,   картезианстве   и   кантианстве.   У   Декарта
платоновский дуализм идеального  космоса  и  природной  действительности
сведен к двум  общим  началам,  определяющим  эти  области  бытия  в  их
существенном различии между собой, а именно к субстанции  мыслящей,  как
образующему  началу  бытия  духовного,  и  субстанции  протяженной,  как
отличительному   началу   телесной   П.   Этот   дуализм,    значительно
ограниченный,  но  не  упраздненный  в  учениях   Спинозы,Мальбранша   и
Лейбница, уступил с конца  XVIII  в.  свое  господствующее  положение  в
философии более глубокому и притом двойному  дуализму  в  учении  Канта,
противополагающего: во-1-х, П.  как  мир  познаваемых  в  опыте  явлений
непознаваемому  миру  "вещей  в  себе",  и,  во-  2-х,  природный  закон

Страницы: «« « 2427   2428   2429   2430   2431   2432   2433   2434   2435  2436   2437   2438   2439   2440   2441   2442   2443   2444   2445  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь