Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 » »» есть добродетель" - таково ее начало; далее идут разглагольствования против врагов добродетели и доказывается необходимость провозглашения деизма. "Французский народ - провозгласил, по предложению Р., национ. конвент, - признает Верховное Существо и бессмертие души. Он признает, что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение человеческих обязанностей. Во главе этих обязанностей он ставит ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь несчастным, уважение к слабым, защиту угнетенных. оказывание ближнему всевозможного добра и избежание всякого зла". Разрешено было праздновать воскресение, вместо декады. В Европе стали видеть в Р. усмирителя революции; Пруссия изъявила готовность вступить в переговоры с ним. По желанию Р., конвент декретировал торжественное празднество в честь Верховного Существа (8 июня). В голубом фраке, с большим букетом из цветов, плодов и колосьев, Р. шел, как президент, впереди других членов конвента. На другой день Р. представил ужасный закон (22 прериаля), на основании которого всякий гражданин обязан был донести на заговорщика и арестовать его. Судопроизводство было крайне упрощено, наказание - смерть. Настали семь страшных недель: казни удвоились (с 20 июня до 27 июля в Париже казнено 1366 чел.). Р. перестал появляться в комитете общественного спасения; комитеты усилили террор, чтобы возбудить ненависть против Р., но все еще не решались вступить с ним в борьбу. Распускали о Р. всевозможные слухи) обращали во вред ему пророчество полоумной старухи Екатерины Тео, которая называла себя богородицей, а Р. - своим сыном. Убежищем от политики для Р. была семья столяра Дюпле, дочь которого боготворила P., называя его спасителем. Вообще у Р. было много поклонниц (tricoteuses de Robiespierre). Распространялось убеждение, что Р. приготовил списки новых проскрипций. Всегда боязливый Р. стал выходить из дома в сопровождении якобинцев, вооруженных палками. 1 июля Р. произнес речь, касавшуюся развращенных, снисходительных, неистовых и непокорных. Целью речи было внушить мысль о необходимости очищения комитетов. 11 июля он снова говорил о проскрипциях. 60 депутатов боялись ночевать у себя на квартирах. С 19 июня до 18 июля Робеспьер не показывался в конвенте, постоянно заседая в якобинском клубе. Тщательно отделав новую громовую речь, он произнес ее в конвенте 8 термидора (26 июля). Вместе с новыми выходками против "партии дурных граждан", Р. указал на существование заговора против общественной свободы в недрах самого конвента. Необходимо, говорил он, возобновить состав комитета общественного спасения, очистить комитет общественной безопасности, создать правительственное единство, под верховною властью конвента. Обвинения были настолько неопределенны, что в конвенте никто не был уверен в своей жизни. В смущении конвент постановил напечатать речь Р., но Билльо Варенн настоял на предварительном рассмотрении ее комитетами. У Р. потребовали, чтобы он назвал имена обвиняемых. Он отказался. Вечером он прочел ту же речь в клубе якобинцев, с восторгом принявшим ее. На другой день, 27 июля (9-го термидора), последовало падение Р. "Гора" освистала его, речь его прерывала криками: "долой тирана". Р. арестовали и отвели в тюрьму. За него вступился общинный совет. Несколько якобинцев освободили Р. и привели в ратушу; за ним туда беспрепятственно проникли жандармы. Один из них выстрелом из пистолета раздробил челюсть Р. По пути к казни, совершившейся 10-го термидора, чернь иронически приветствовала Р. криками: "король" и "ваше величество". Террор, который народ отожествлял с личностью Р., прекратился. Вместе с Р. были казнены ближайшие его сподвижники - брат его Огюстен, С. Жюст, Кутон, Леба. Р. был полной противоположностью Дантону, и физически (чистенькая, тщедушная фигура, тонкий голос, монотонный и бесстрастный), и нравственно. В Р. не было ничего творческого; он жил чужими идеями, самодовольно кичился своею добродетелью и "неподкупностью", прославлял себя за свое постоянство. "Чувствительный" на словах, он был холоден и суров до жестокости. Он верил в свою миссию, но не был государственным человеком и смотрел на жизнь сквозь теорию Руссо. Вся революция сливалась в его уме с якобинизмом, т. е. с ним самим. Его мысль была узка и прямолинейна, как у сектанта. Гуманные соображения были для Р. своего рода вероотступничеством. Литература. Bucher et Roux, в "Histoire parlementaire de la Revolution" идеализируют Р.; Мишле считает его тираном, Луи-Блан - одним из великих апостолов гуманности; Тьер и Минье его осуждают. Великолепный портрет Р. - у Тэна, "Revolution" (III). См. S. Lodieu, "Biographic de Robespierre" (Arras, 1850); L. Duperron, "Vie secrete, politique et curieuse de M. P.": Delacroix, "L'intrigue devoilee: Memoires de Charlotte R. sur ses deux freres", "Causes secretes de la revolution du 9 thermidor"; Montjoire, "Histoire de la conjuration de R."; Havel, "Histoire de R." (П., 1865); Tissot, "Histoire de R." (П., 1844); Lewes, "Life of R." (Л., 1852); Gottschall, "Maximilian R." ("Neuer Plutarch", т. 2, Лпц., 1875); Hericaut, "R. et le comitй du salut public"; Aulard, "Le culte de la Raison et le culte de l'Etre Supreme" (1892). П. К. Рог изобилия (лат. cornu copiae) - большей частью изогнутый, наполненный цветами, плодами и т. п., служит символом изобилия и богатства; на художественных произведениях влагается в руки маленького Плутона, Фортуны, Геи. также Геракла; в архитектуре изображается на капителях и карнизах, особенно коринфского ордена, также над сводами, под окнами и т. п. Представление о Р. изобилия заимствовано из греч. мифологии, в которой он является принадлежностью Амальтеи или обратившегося в быка Ахелая. Рогульники (Trapa L.) - однолетнее травянистое растение из сем. Onagraceae, растущее в стоячей воде в Старом Свете. Известно до 4 видов; из них наиболее обыкновенен Тr. natans L., называемый также водяным орехом, болотным орехом, чертовым орехом и пр. Растет по болотам, в заводях рек, по озерам; в некоторых местах изобильно, напр., в дельте Волги, около Пензы и пр., и служит здесь предметом торговли, так как плоды его ("орехи") съедобны; в других местах Тr. natans вымер, так напр. в Тростенском озере Московской губернии, где теперь встречаются только мертвые пустые орехи; да и вообще это растение считается вымирающим. Оно имеет длинный, слабо ветвистый стебель, верхушкою своею плавающий на поверхности воды. Стебель несет два рода корней и близкие листья. Одни корни удлиненные, нитевидные, погруженные в землю (земляные корни - ими растение прикрепляется к почве, и при посредстве их вытягивает из почвы питательные вещества), другие - перистые, короткие, свободно торчащие в воду (водяные корни). Такие корни раньше ошибочно Страницы: «« « 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |