Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627   2628  2629   2630   2631   2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638  » »»

есть добродетель" - таково ее  начало;  далее  идут  разглагольствования
против врагов добродетели и  доказывается  необходимость  провозглашения
деизма. "Французский народ - провозгласил, по  предложению  Р.,  национ.
конвент, - признает Верховное Существо и бессмертие души.  Он  признает,
что   достойное   поклонение   Верховному   Существу   есть   исполнение
человеческих  обязанностей.  Во  главе  этих  обязанностей   он   ставит
ненависть к неверию и тирании, наказание изменников  и  тиранов,  помощь
несчастным, уважение к слабым, защиту  угнетенных.  оказывание  ближнему
всевозможного добра и избежание всякого зла". Разрешено было праздновать
воскресение, вместо декады.  В  Европе  стали  видеть  в  Р.  усмирителя
революции; Пруссия изъявила готовность вступить в переговоры с  ним.  По
желанию Р.,  конвент  декретировал  торжественное  празднество  в  честь
Верховного Существа (8 июня). В голубом  фраке,  с  большим  букетом  из
цветов, плодов и колосьев, Р. шел, как президент, впереди других  членов
конвента. На другой день Р. представил ужасный закон (22  прериаля),  на
основании которого всякий гражданин обязан был донести на заговорщика  и
арестовать его.  Судопроизводство  было  крайне  упрощено,  наказание  -
смерть. Настали семь страшных недель: казни удвоились (с 20 июня  до  27
июля в Париже казнено 1366 чел.).  Р.  перестал  появляться  в  комитете
общественного  спасения;  комитеты  усилили  террор,   чтобы   возбудить
ненависть против Р., но все еще не решались вступить  с  ним  в  борьбу.
Распускали о Р. всевозможные слухи) обращали  во  вред  ему  пророчество
полоумной старухи Екатерины Тео, которая называла себя богородицей, а Р.
- своим сыном. Убежищем от политики для Р.  была  семья  столяра  Дюпле,
дочь которого боготворила P., называя его спасителем. Вообще у  Р.  было
много  поклонниц   (tricoteuses   de   Robiespierre).   Распространялось
убеждение, что Р. приготовил списки новых проскрипций. Всегда  боязливый
Р. стал выходить из дома в сопровождении якобинцев, вооруженных палками.
1 июля  Р.  произнес  речь,  касавшуюся  развращенных,  снисходительных,
неистовых и непокорных. Целью речи было внушить  мысль  о  необходимости
очищения  комитетов.  11  июля  он  снова  говорил  о  проскрипциях.  60
депутатов боялись ночевать у себя на квартирах. С 19  июня  до  18  июля
Робеспьер не показывался в  конвенте,  постоянно  заседая  в  якобинском
клубе. Тщательно отделав новую громовую речь, он произнес ее в  конвенте
8 термидора (26 июля). Вместе с новыми выходками против  "партии  дурных
граждан",  Р.  указал  на  существование  заговора  против  общественной
свободы в недрах самого конвента. Необходимо,  говорил  он,  возобновить
состав комитета общественного спасения,  очистить  комитет  общественной
безопасности, создать правительственное единство, под верховною  властью
конвента. Обвинения были настолько неопределенны, что в  конвенте  никто
не был уверен в своей жизни. В смущении  конвент  постановил  напечатать
речь Р., но Билльо Варенн настоял  на  предварительном  рассмотрении  ее
комитетами. У Р. потребовали,  чтобы  он  назвал  имена  обвиняемых.  Он
отказался. Вечером он прочел ту же речь в клубе якобинцев,  с  восторгом
принявшим ее. На другой день,  27  июля  (9-го  термидора),  последовало
падение Р. "Гора" освистала его,  речь  его  прерывала  криками:  "долой
тирана". Р. арестовали и отвели в тюрьму.  За  него  вступился  общинный
совет. Несколько якобинцев освободили Р. и привели в ратушу; за ним туда
беспрепятственно проникли жандармы. Один из них выстрелом  из  пистолета
раздробил челюсть Р. По пути к  казни,  совершившейся  10-го  термидора,
чернь  иронически  приветствовала   Р.   криками:   "король"   и   "ваше
величество".  Террор,  который  народ  отожествлял   с   личностью   Р.,
прекратился. Вместе с Р. были казнены ближайшие его сподвижники  -  брат
его Огюстен, С. Жюст, Кутон,  Леба.  Р.  был  полной  противоположностью
Дантону,  и  физически  (чистенькая,  тщедушная  фигура,  тонкий  голос,
монотонный  и  бесстрастный),  и  нравственно.  В  Р.  не  было   ничего
творческого;  он  жил  чужими   идеями,   самодовольно   кичился   своею
добродетелью и "неподкупностью", прославлял себя  за  свое  постоянство.
"Чувствительный" на словах, он был холоден и  суров  до  жестокости.  Он
верил в свою миссию, но не был государственным человеком  и  смотрел  на
жизнь  сквозь  теорию  Руссо.  Вся  революция  сливалась  в  его  уме  с
якобинизмом, т. е. с ним самим. Его мысль была узка и прямолинейна,  как
у   сектанта.   Гуманные   соображения   были   для   Р.   своего   рода
вероотступничеством.

   Литература.  Bucher  et  Roux,  в  "Histoire  parlementaire   de   la
Revolution" идеализируют Р.; Мишле считает его тираном, Луи-Блан - одним
из великих апостолов гуманности; Тьер и Минье его осуждают. Великолепный
портрет Р. - у Тэна, "Revolution" (III). См. S. Lodieu,  "Biographic  de
Robespierre" (Arras, 1850); L.  Duperron,  "Vie  secrete,  politique  et
curieuse  de  M.  P.":  Delacroix,  "L'intrigue  devoilee:  Memoires  de
Charlotte R. sur ses deux freres", "Causes secretes de la revolution  du
9 thermidor"; Montjoire, "Histoire de  la  conjuration  de  R.";  Havel,
"Histoire de R." (П., 1865); Tissot, "Histoire de R." (П., 1844); Lewes,
"Life of R." (Л., 1852); Gottschall, "Maximilian R." ("Neuer  Plutarch",
т. 2, Лпц., 1875); Hericaut, "R. et le comitй du salut public";  Aulard,
"Le culte de la Raison et le culte de l'Etre Supreme" (1892). П. К.
   Рог  изобилия  (лат.  cornu  copiae)  -  большей  частью   изогнутый,
наполненный цветами,  плодами  и  т.  п.,  служит  символом  изобилия  и
богатства; на художественных произведениях влагается в  руки  маленького
Плутона, Фортуны, Геи. также  Геракла;  в  архитектуре  изображается  на
капителях и карнизах, особенно коринфского ордена,  также  над  сводами,
под окнами и т. п. Представление о Р.  изобилия  заимствовано  из  греч.
мифологии,  в  которой  он   является   принадлежностью   Амальтеи   или
обратившегося в быка Ахелая.
   Рогульники (Trapa L.)  -  однолетнее  травянистое  растение  из  сем.
Onagraceae, растущее в стоячей воде в Старом Свете. Известно до 4 видов;
из них наиболее обыкновенен Тr.  natans  L.,  называемый  также  водяным
орехом, болотным орехом, чертовым орехом и  пр.  Растет  по  болотам,  в
заводях рек, по озерам; в некоторых местах изобильно,  напр.,  в  дельте
Волги, около Пензы и пр., и служит здесь  предметом  торговли,  так  как
плоды его ("орехи") съедобны; в других  местах  Тr.  natans  вымер,  так
напр. в Тростенском озере Московской губернии,  где  теперь  встречаются
только  мертвые  пустые  орехи;  да  и  вообще  это  растение  считается
вымирающим. Оно имеет длинный, слабо ветвистый стебель, верхушкою  своею
плавающий на поверхности воды. Стебель несет два рода корней  и  близкие
листья. Одни корни удлиненные, нитевидные, погруженные в землю (земляные
корни -  ими  растение  прикрепляется  к  почве,  и  при  посредстве  их
вытягивает из почвы питательные вещества), другие - перистые,  короткие,
свободно торчащие в воду (водяные корни). Такие  корни  раньше  ошибочно

Страницы: «« « 2620   2621   2622   2623   2624   2625   2626   2627   2628  2629   2630   2631   2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь