|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 » »» есть добродетель" - таково ее начало; далее идут разглагольствования
против врагов добродетели и доказывается необходимость провозглашения
деизма. "Французский народ - провозгласил, по предложению Р., национ.
конвент, - признает Верховное Существо и бессмертие души. Он признает,
что достойное поклонение Верховному Существу есть исполнение
человеческих обязанностей. Во главе этих обязанностей он ставит
ненависть к неверию и тирании, наказание изменников и тиранов, помощь
несчастным, уважение к слабым, защиту угнетенных. оказывание ближнему
всевозможного добра и избежание всякого зла". Разрешено было праздновать
воскресение, вместо декады. В Европе стали видеть в Р. усмирителя
революции; Пруссия изъявила готовность вступить в переговоры с ним. По
желанию Р., конвент декретировал торжественное празднество в честь
Верховного Существа (8 июня). В голубом фраке, с большим букетом из
цветов, плодов и колосьев, Р. шел, как президент, впереди других членов
конвента. На другой день Р. представил ужасный закон (22 прериаля), на
основании которого всякий гражданин обязан был донести на заговорщика и
арестовать его. Судопроизводство было крайне упрощено, наказание -
смерть. Настали семь страшных недель: казни удвоились (с 20 июня до 27
июля в Париже казнено 1366 чел.). Р. перестал появляться в комитете
общественного спасения; комитеты усилили террор, чтобы возбудить
ненависть против Р., но все еще не решались вступить с ним в борьбу.
Распускали о Р. всевозможные слухи) обращали во вред ему пророчество
полоумной старухи Екатерины Тео, которая называла себя богородицей, а Р.
- своим сыном. Убежищем от политики для Р. была семья столяра Дюпле,
дочь которого боготворила P., называя его спасителем. Вообще у Р. было
много поклонниц (tricoteuses de Robiespierre). Распространялось
убеждение, что Р. приготовил списки новых проскрипций. Всегда боязливый
Р. стал выходить из дома в сопровождении якобинцев, вооруженных палками.
1 июля Р. произнес речь, касавшуюся развращенных, снисходительных,
неистовых и непокорных. Целью речи было внушить мысль о необходимости
очищения комитетов. 11 июля он снова говорил о проскрипциях. 60
депутатов боялись ночевать у себя на квартирах. С 19 июня до 18 июля
Робеспьер не показывался в конвенте, постоянно заседая в якобинском
клубе. Тщательно отделав новую громовую речь, он произнес ее в конвенте
8 термидора (26 июля). Вместе с новыми выходками против "партии дурных
граждан", Р. указал на существование заговора против общественной
свободы в недрах самого конвента. Необходимо, говорил он, возобновить
состав комитета общественного спасения, очистить комитет общественной
безопасности, создать правительственное единство, под верховною властью
конвента. Обвинения были настолько неопределенны, что в конвенте никто
не был уверен в своей жизни. В смущении конвент постановил напечатать
речь Р., но Билльо Варенн настоял на предварительном рассмотрении ее
комитетами. У Р. потребовали, чтобы он назвал имена обвиняемых. Он
отказался. Вечером он прочел ту же речь в клубе якобинцев, с восторгом
принявшим ее. На другой день, 27 июля (9-го термидора), последовало
падение Р. "Гора" освистала его, речь его прерывала криками: "долой
тирана". Р. арестовали и отвели в тюрьму. За него вступился общинный
совет. Несколько якобинцев освободили Р. и привели в ратушу; за ним туда
беспрепятственно проникли жандармы. Один из них выстрелом из пистолета
раздробил челюсть Р. По пути к казни, совершившейся 10-го термидора,
чернь иронически приветствовала Р. криками: "король" и "ваше
величество". Террор, который народ отожествлял с личностью Р.,
прекратился. Вместе с Р. были казнены ближайшие его сподвижники - брат
его Огюстен, С. Жюст, Кутон, Леба. Р. был полной противоположностью
Дантону, и физически (чистенькая, тщедушная фигура, тонкий голос,
монотонный и бесстрастный), и нравственно. В Р. не было ничего
творческого; он жил чужими идеями, самодовольно кичился своею
добродетелью и "неподкупностью", прославлял себя за свое постоянство.
"Чувствительный" на словах, он был холоден и суров до жестокости. Он
верил в свою миссию, но не был государственным человеком и смотрел на
жизнь сквозь теорию Руссо. Вся революция сливалась в его уме с
якобинизмом, т. е. с ним самим. Его мысль была узка и прямолинейна, как
у сектанта. Гуманные соображения были для Р. своего рода
вероотступничеством.
Литература. Bucher et Roux, в "Histoire parlementaire de la
Revolution" идеализируют Р.; Мишле считает его тираном, Луи-Блан - одним
из великих апостолов гуманности; Тьер и Минье его осуждают. Великолепный
портрет Р. - у Тэна, "Revolution" (III). См. S. Lodieu, "Biographic de
Robespierre" (Arras, 1850); L. Duperron, "Vie secrete, politique et
curieuse de M. P.": Delacroix, "L'intrigue devoilee: Memoires de
Charlotte R. sur ses deux freres", "Causes secretes de la revolution du
9 thermidor"; Montjoire, "Histoire de la conjuration de R."; Havel,
"Histoire de R." (П., 1865); Tissot, "Histoire de R." (П., 1844); Lewes,
"Life of R." (Л., 1852); Gottschall, "Maximilian R." ("Neuer Plutarch",
т. 2, Лпц., 1875); Hericaut, "R. et le comitй du salut public"; Aulard,
"Le culte de la Raison et le culte de l'Etre Supreme" (1892). П. К.
Рог изобилия (лат. cornu copiae) - большей частью изогнутый,
наполненный цветами, плодами и т. п., служит символом изобилия и
богатства; на художественных произведениях влагается в руки маленького
Плутона, Фортуны, Геи. также Геракла; в архитектуре изображается на
капителях и карнизах, особенно коринфского ордена, также над сводами,
под окнами и т. п. Представление о Р. изобилия заимствовано из греч.
мифологии, в которой он является принадлежностью Амальтеи или
обратившегося в быка Ахелая.
Рогульники (Trapa L.) - однолетнее травянистое растение из сем.
Onagraceae, растущее в стоячей воде в Старом Свете. Известно до 4 видов;
из них наиболее обыкновенен Тr. natans L., называемый также водяным
орехом, болотным орехом, чертовым орехом и пр. Растет по болотам, в
заводях рек, по озерам; в некоторых местах изобильно, напр., в дельте
Волги, около Пензы и пр., и служит здесь предметом торговли, так как
плоды его ("орехи") съедобны; в других местах Тr. natans вымер, так
напр. в Тростенском озере Московской губернии, где теперь встречаются
только мертвые пустые орехи; да и вообще это растение считается
вымирающим. Оно имеет длинный, слабо ветвистый стебель, верхушкою своею
плавающий на поверхности воды. Стебель несет два рода корней и близкие
листья. Одни корни удлиненные, нитевидные, погруженные в землю (земляные
корни - ими растение прикрепляется к почве, и при посредстве их
вытягивает из почвы питательные вещества), другие - перистые, короткие,
свободно торчащие в воду (водяные корни). Такие корни раньше ошибочно
Страницы: «« « 2620 2621 2622 2623 2624 2625 2626 2627 2628 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |