|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 » »» эти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря
исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта); отсюда явствует
намерение привести эти даты в соответствие с обычным временем
плодоношения. В восточной церкви праздник Р. Хр. считается вторым по
Пасхе ("трехдневная пасха"), а на Западе он стоит даже выше Пасхи. А. Д.
К достойному празднованию Р. Христова верующие приготовляются
сорокадневным постом, известным под именем Рождественского или
Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом
посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу
церковному в этот день полагается употреблять в пишу сочиво, т. е.
сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По обычаю православных
христиан, пост этого дня хранится до вечерней звезды. В V в. Анатолий,
патриарх константинопольский, в VII в. Софроний и Андрей Иерусалимские,
в VIII в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриарх
цареградский и др. написали для праздника Р. Христова многие священные
песнопения, которыми церковь и ныне прославляет празднуемое событие. Уже
в IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно
случится в день воскресный (Феофила Александр. прав. 1-е). В навечерие
издревле совершаются царские часы, так называемые потому, что на них
положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем
православным христианам. Во время часов церковь воспоминает
многоразличный ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Р.
Спасителя. После полудня совершается литургия Василия Великого, если
только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда
совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время; царские часы в
таком случае переносятся на предшествующий пяток. Всенощное бдение
начинается великим повечерием, на котором церковь свою духовную радость
выражает особенно пением пророчественной песни: "яко с нами Бог". В
православной церкви русской торжественность богослужения праздника
возвышается еще воспоминанием об избавлении России от нашествия галлов и
с ними двадесяти язык в 1812 г. Это воспоминание совершается в
благодарном молебном пении, после литургии. В пределах предпразднства и
попразднства праздник Р. Христова продолжается 12 дней. См. П. Лебедев,
"Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. Г. С.
Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной
церкви" (т. 1, СПб., 1882); прот. и. Никольский, "Пособие к изучению
устава богослужения правосл. церкви" (СПб., 1888); Ф. Смирнов,
"Происхождение и значение праздника Р. Христова". (Киев, 1883).
К кратким евангельским сказаниям о Р. Христовом многое прибавляют
апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом
отношении апокрифы Они оказали сильное воздействие на старинную
литературу и на иконопись. В апокрифах говорится о вертепе, бабке
Соломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев (см.
Пыпин, "Памят. стар. рус. литературы", III; Калитовский, "Матер. до
литер. апокр." и др.). В истории древнехристианской литературы и
искусства наиболее оставили следов древние апокрифические сказания о
присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. Уже в
древнехристианских саркофагах являются осел и бык при Р. Христове. К IX
в. на Востоке и Западе пользуется огромной популярностью следующие
изображения Р. Христова: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит
Христос: над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к
зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте. Известно, как
традиционные осел и бык послужили великим итальянским художникам, напр.
Корреджио. В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям
привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехала
Пресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатить
царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесные
животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней
стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ из
Чети-Миней проник в народ и в духовных стихах и легендах малорусского
народа передается почти дословно. Научная литература предмета - у акад.
Веселовского, в "Сборн. Акад. Наук", 1891 г., Потебни во II т. "Объясн.
малор. и срод. песен", Сумцова - в "Очерк. ист. южнор. апокр. сказ. и
песен", "Этнограф. Обозрения" (см. по указателям Куликовского, 1 - XVI,
36; XVI - XXXI, 49).
Рождество Богородицы - двунадесятый праздник, 8 сентября, в память
рождения Пресв. Девы Марии. Событие, чествуемое в этот день, сохранилось
только в церковном преданий и представляется в таком виде. Родители
Пресвятой Девы были благочестивые Иоаким, происходивший из царского
рода, и Анна - из рода первосвященнического. Пресвятая Дева была
единственное дитя их, рожденное ими в преклонных летах, по особому
обетованию Божию. Имя ее было предуказано ангелом, предвозвестившим
родителям и самое рождение ее. О времени установления праздника не
сохранилось определенных сведений. Св. Елена, по палестинским преданиям,
соорудила храм в честь и память Р. Богородицы. Более или менее ясные
указания на праздник находятся у св. Златоуста, св. Прокла, Епифания и
блаженного Августина. В V в. о празднике Р. Богородицы упоминается в
служебнике (сакраментарии) Геласия; в этом же веке Анатолий, епископ
константинопольский, написал на день Р. Богородицы стихиры, ныне поемые
церковью в этот день. Р. Богородицы было прославлено Стефаном
Святоградским в VI в., Андреем Критским и Сергием, патриархом
константинопольским, в VII в., св. Иоанном Дамаскиным и Германом,
патриархом константинопольским, в VIII в., Иосифом Студитом в IX в., в
песнопениях, которыми православная церковь и поныне прославляет
Пресвятую Деву в праздник Р. ее. В настоящее время праздник
продолжается, в пределах предпразднства и попразднства, 6 дней, с 7 по
12 сентября. См. П. Лебедев "Наука о богослужении православной церкви"
(М., 1890); прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной
кафолической восточной церкви" (СПб., 1882).
Рожок - русский пастушеский духовой инструмент, имеет вид длинного
усеченного конуса; делается преимущественно из бересты, с восемью
перехватами из того же материала. В узкий конец Р. вставляются кленовый
или осиновый мундштук, который крестьяне называют свистулькой. Русский
сигнальный Р. - металлическая, согнутая овалом трубка, с конусообразным
раструбом и мундштуком в виде чашечки - применяется в войсках. Почтовый
Р. имеет форму уменьшенной валторны; в былые времена применялся
почтальонами для сигналов. Английский Р. - духовой деревянный
инструмент, в который дуют сквозь мундштук из двух пластинок. Это -
гобой больших размеров. Н. С.
Рожь (Secale cereale L.) - злак, разводимый во многих странах, но
Страницы: «« « 2629 2630 2631 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |