Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641   2642   2643  2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653  » »»

развитием романтической интриги поэмы обширную компиляцию, где говорится
обо всем на свете.  "Пауперизм  и  имущественное  неравенство,  сущность
королевской власти, происхождение государства и общественных должностей,
правосудие,   инстинкт,    природа    зла,    происхождение    общества,
собственности, брака, столкновение между белым  и  черным  духовенством,
между  нищенствующими  орденами  и  университетом,  непрерывный  процесс
созидания и разрушения в природе, отношение природы к искусству, понятие
о свободе, ее столкновение с  божественным  предвидением,  происхождение
зла и греха, человек в природе  и  его  беспорядочность  в  ее  стройном
порядке,   всевозможные   наблюдения,   рассуждения   и   доказательства
относительно  радуги,  зеркал,  обмана  чувств,  видений,  галлюцинаций,
волшебства и даже известного явления раздвоения сознания -  вот  краткий
перечень  вопросов,  задеваемых  Жаном  де  Мэнг,  не   говоря   уже   о
нравоучительных и сатирических темах, имеющих более прямое  отношение  к
действию  романа,  и  огромного  количества  мифологических   рассказов,
извлеченных из Овидия, Вергилия и т. д." (Лансон). Все это разбросано  в
чрезвычайном беспорядке, но действует на мысль, ставит  смелые  вопросы,
дает дерзкие ответы, возбуждает сомнения, неслыханные для  того  времени
(напр. - короли царствуют по воле народа и перестанут царствовать "sitot
que le peuple voudra", и т. п.). Ученый и свободный  мыслитель,  буржуа,
автор бесконечно далек от "учтивой любви"  Лорриса;  роман  принимает  у
него новое направление, более реальное и положительное:  Венера  спасает
"Bel-Accueil",  амур  срывает  "Розу".  Туманные  аллегории   играют   в
продолжении такую  же  роль,  как  и  в  первой  части,  но  поэтическое
дарование Жана де Мэнг несомненно. Произведение его  -  один  из  первых
проблесков  грядущего  гуманизма;  оно  навлекло  на  себя   негодование
клерикалов. Герсон осуждал его с церковной кафедры, а на защиту его стал
Жан де Монтрейль, один из первых французских гуманистов. Горячо нападала
на роман Христина де  Пизан,  возмущенная  его  грубым  и  презрительным
отношением к женщинам. Популярность  романа  Р.  была  так  велика,  что
сохранилось более чем двести рукописей его;  он  был  переведен  на  яз.
итальянский, фламандский и английский (между прочим - Чосером) и в эпоху
Возрождения напечатан много раз, а затем  обновлен  и  издан  вновь  под
редакцией Клемана Маро. Современники автора - как друзья,  так  и  враги
его - обращали внимание не на смелость и глубину  содержания  романа,  а
главным образом на внешние детали, иногда  не  в  меру  реальные.  Новые
издания ром. P.: Мeоn  (1813),  Fr.  Michel  (1872).  Ср.  E.  Langlois,
"Origines et sources du Roman de la Rose" (1891).
   Ар. Г.
   Роман  Сладкопевец  -  автор  песнопений,  называемых   кондаками   и
употребляемых до сих  пор  в  православной  церкви  (напр.  "Дева  днесь
Пресущественнаго Рождает"; "Душе моя, душе моя, возстани"). В  греческом
подлиннике  гимны  Р.  имели  особый  стихотворный  размер,   называемый
тоническим,  которого  он  считается   распространителем.   Православная
церковь причислила Р. к лику святых.  Немецкий  византинист,  Крумбахер,
издавший полное  собрание  гимнов  P.,  признает,  что  по  поэтическому
дарованию,  одушевлению,  глубине  чувства  и  возвышенности  языка   он
превосходит всех других греческих песнопевцев. Он был  родом  из  Сирии,
дьяконствовал в Бейруте, при императоре Анастасии I (491 - 518) прибыл в
Константинополь, здесь поступил в  клир  церкви  Богоматери  и  вначале,
ничем не  выдаваясь,  вызывал  даже  насмешки.  Однажды,  после  горячей
молитвы, он увидел во сне Богородицу, которая, по сказанию, вручила  ему
свиток и велела его проглотить; проснувшись и почувствовав  вдохновение,
он спел "Дева днесь", за которою последовали другие песни. См. ст. В. Г.
Васильевского в "Трудах IX Археологического Съезда".
   Романовы - старинный  русский  дворянский  род.  Родоначальником  его
считается Андрей Иванович Кобыла, отец которого (по  наиболее  принятому
мнению), ГландаКамбила Дивонович, в  крещении  Иван,  приехал  в  Россию
последней четверти XIII в. из Литвы или "из Прусс". Андрей Иванович имел
пять сыновей: Семена Жеребца, Александра Елку, Василия Ивантая, Гавриила
Гавшу  и  Федора  Кошку,  которые  были  родоначальниками   17   русских
дворянских  домов.  В  первом  колене  Андрей  Иванович  и  его  сыновья
прозывались Кобылиными, Федор Андреевич и его сын Иван - Кошкиными,  сын
последнего Захарий - Кошкиным-Захарьиным. Потомки его отбросили прозвище
Кошкиных и усвоили себе только фамилию Захарьиных.  С  VI  колена  (Юрия
Захарьевича)  их  начали  называть  Захарьиными-Юрьевыми.   Дети   Петра
Яковлевича  и  брата  его  Василия  в  6,  7  и  8  коленах  прозывались
Яковлевыми,  с  Романа  Юрьевича  -  Захарьиными-Р.  и  наконец  потомки
последнего - просто Р. Замечательны из Р. 1) Захарий Иванович.  2)  Юрий
Захарьевич. 3) Михаил Юрьевич. 4) Петр Яковлевич, окольничий с 1510  г.;
в 1512-14 г. участвовал в  литовской  войне,  в  1521  г.  ходил  против
крымцев.  5)  Иван  Васильевич,  по  прозванию  Лятский.  Участвовал   в
литовской войне 1514 - 19 г. и  особенно  отличился  в  1517  г.,  когда
разбил 6000 неприятельское  войско  близ  Константинова  (см.  Псковскую
летопись); затем был в походе против крымцев (1522) и Казани  (1524);  в
1526 г. послан в Варшаву для утверждения  договора;  в  1534  г.  бежал,
вместе с сыном Иваном и Бельским, в Литву в там погиб. 6) Роман Юрьевич,
окольничий, был воеводою в походе 1531 г.; умер в 1543  г.  7)  Григорий
Юрьевич был воеводою в походах 1531, 1536  и  1543  гг.;  в  1547  г.  -
боярин; около 1556 г. принял иночество под именем Гурия и умер в 1567 г.
Он был противником  князей  Глинских  и  много  способствовал  восстанию
против них  черни  во  время  московского  пожара  1547  г.  8)  Василий
Михайлович, тверской дворецкий и боярин, был в 1547  г.  "у  постели  на
свадьбе кн.  Юрия  Васильевича";  в  1548  г.  воеводствовал  в  Казани.
Упоминается в числе бояр, оставшихся в 1559 г. в Москве  для  управления
государством; затем его имя встречается в ответной грамоте (1566) послам
польского короля. Умер в  1567  г.  9)  Даниил  Романович,  брат  царицы
Анастасии Романовны, окольничий  (1547),  боярин  (1548);  участвовал  в
казанском походе 1551 - 52 г.,  причем  особенно  отличился  при  взятии
Арского острога, и в походах против крымцев и литовцев в 1556 - 57, 1559
и 1564 гг. Умер в  1571  г.  10)  Никита  Романович,  дед  царя  Михаила
Федоровича; участвовал в шведском походе 1551 г.; был воеводою во  время
литовского похода  (1559,  15641577);  в  1563  г.  сделан  дворецким  и
боярином; в 1584 - 85 г. участвовал в управлении  государством.  Умер  в
1585 г., приняв монашество с  именем  Нифонта.  11)  Федор  Никитич  12)
Александр Никитич в 1585 г. находился во дворце в день npиема литовского
посла; в 1586 г. был наместником  каширским;  в  1591  г.  участвовал  в
походе против Казы-Гирея; в 1598 г. боярин.  Борис  Годунов  в  1601  г.
лишил его боярского звания и сослал в Усолье-Луду,  где  он  и  был,  по
словам летописца, удавлен. 13) Михаил Никитич  -  стольник  в  1597  г.,

Страницы: «« « 2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641   2642   2643  2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь