|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 » »» обнаружил Петроний в своем Р. "Сатирикон" - остроумной, основанной на
реальных наблюдениях картине римских нравов конца I в. по Р. Хр. В
средневековой Европе повествовательное творчество нашло себе выражение в
двух формах: рыцарского Р. и поучительных рассказов, большею частью
занесенных с Востока, из которых составились сборники "Disciplina
Clericalis", "Gesta Romanorum" и т. д. Содержание первых в большей или
меньшей степени фантастично, а основные идеи, их проникающие - идея
феодального долга по отношению к сюзерену и идея рыцарского долга по
отношению к даме сердца. Таковы романы так наз. бретонского цикла,
оказавшие сильное влияние на повествовательную литературу других стран.
Поучительные рассказы представляют собою, в большинстве случаев,
обработки так наз. странствующих рассказов; все старания их авторов
направлены к тому, чтобы приноровить их содержание к целям христианской
морали. На почве этих нравоучительных рассказов развились французские
фаблио, в которых, впрочем, наряду с сюжетами, заимствованными с
Востока, встречаются сюжеты народно-бытовые, навеянные современной
жизнью. Возникшие в стенах городов, фаблио защищают интересы горожан и
нередко относятся сатирически к представителям других сословий: к
развратному и жадному духовенству, к приходящему в упадок рыцарству, к
смышленому, но нравственно грубому крестьянству. Эти небольшие по объему
сатирические рассказы разлетаются в переводах и переделках по всей
Европе и дают толчок и материал для создания всесословной итальянской
новеллы, которая впервые достигает художественной обработки в
"Декамероне" Боккаччо. Движение, сообщенное повествовательной литературе
гением Боккаччо, не замедлило принести свои плоды в различных видах Р.
От Декамерона идет целая серия итальянских новеллистов XV и XVI в.
"Амето" послужил первым образцом пастушеского Р. в Европе, а психология
любовной страсти в "Фиаметте" не осталась без влияния на возникновение
психологического Р. во Франции XVII в. Французские фаблио, немецкие
шутливые рассказы (Schwanke) и итальянские новеллы заключают в себе
составные элементы реального P., которой впервые возник на испанской
почве, в форме так назыв. плутовского романа. Первым произведением в
этом роде была повесть "Жизнь Лазарильо из Тормеса", вышедшая в 1554 г.
и вызвавшая много подражаний, к числу которых относятся и
нравоучительные новеллы Сервантеса. Влияние испанской плутовской новеллы
раньше всего проявилось в Англии, где уже в конце XVI в. мы встречаем
ряд повестей из быта продувных людей (новеллы Р. Грина, "Жизнь Джека
Вильтона", Наша). В Германии, в начале XVII в., переводятся с испанского
некоторые плутовские новеллы, а в 1669 г. на почве этого влияния
вырастает оригинальный продукт немецкой реально- бытовой беллетристики -
"Simplicissimus" Гриммельсгаузена; герой этой повести сильно напоминает
Лазарильо, и своей изобретательной энергией, и своим социальным
положением. Во французском Р. XVII в. мы замечаем две струи: струю
идеальную, искусственную, создавшую пастушеский Р. "Астрею", и
героические Р. Гомбервиля, Кальпренеда и Скюдери, в которых все
искусственно, все создано фантазией автора, и шедшую из Испании струю
реально-бытовую, которая проявляется в романах Сореля ("Histoire comique
de Francion"), Скаррона ("Roman Comique"), Фюретьеpa ("Roman Bourgeois")
и др. Став твердой ногой на почву изучения действительности, французский
Р. XVIII в. дает такие произведения как "Манон Леско" аббата Прево и
"Жиль Блаз" Лесажа, дышащие реализмом и жизненной правдой. Отодвинутый
Вольтером в области субъективизма и тенденции, Р. снова вступает на
психологическую почву в "Новой Элоизе" Руссо (1763), которая надолго
становится идеалом любовно-психологического Р. Несмотря на то, что
"Новая Элоиза" знаменует собою поворот к идеализму, в изображении
страсти любовников Руссо шел по следам аббата Прево. Вместо прежней
салонной galanterie, выражавшейся полунамеками и полупризнаниями, Руссо
выводит на сцену чувство страстное, уничтожающее на своем пути все
искусственные перегородки, говорящее не искусственным жаргоном Скюдери,
а пламенной речью, от которой захватывает дух и кружится голова. Вот
почему Р. Руссо показался его современникам каким-то откровением; вот
почему он вызвал столько подражаний, во главе которых стоит "Вертер"
Г„те. В Англии ход Р. был несколько иной. Революция 1688 г.,
произведенная главным образом английской буржуазией, побудила английских
писателей обратить особое внимание на ее вкусы и потребности. Для ее
были основаны журналы Адиссона и Стиля, для ее Дефо написал своего
"Робинзона", для ее же Ричардсон, около половины XVIII в., создал новый
вид Р. - семейный Р. в письмах, где автор проникает в глубь английской
богобоязненной буржуазной семьи и находит там драмы трогательные,
потрясающие и отчасти способные заменить отсутствие сколько-нибудь
сносных пьес на тогдашней сцене. Недаром Дидро называл романы Ричардсона
настоящими драмами. Подробное изложение разговоров, обстоятельность
описаний, микроскопический анализ душевных движений представляли такое
необычное явление в тогдашней беллетристике, что романы Ричардсона сразу
приобрели большую популярность главным образом в среде буржуазной
публики, которая столько же восхищалась их нравственным духом, сколько и
знанием жизни и человеческого сердца. Уступая Ричардсону в детальном
анализе душевных движений, его соперник Генри Филдинг далеко превосходил
его талантом. В противоположность Ричардсону, тратившему целые страницы
на описание характера героя или героини, Филдинг умел обрисовывать их
двумя-тремя чертами, и притом так, что они до сих пор стоят перед нами
как живые. В этом отношении Теккерей справедливо называет Филдинга
учителем всех английских романистов. Но главным достоинством Филдинга
был его юмор, добродушный, оригинальный, всепрощающий. Подкладкой его
насмешек всегда была любовь к человеку, напоминающая Сервантеса,
которого он недаром считал своим образцом. Своими произведениями Филдинг
окончательно установил тип английского реального нравоописательного Р.
Идя по проложенному им пути реализма и жизненной правды, последующие
романисты все более и более расширяют сферу своих наблюдений: Смоллетт
вставляет в свои Р. картины из быта английских моряков, Голдсмит - из
жизни духовенства, Вальтер Скотт задается целью воскресить жизнь
средневекового человека, Диккенс, Теккерей, Чарльз Кингсли и их
многочисленные последователи касаются всех язв английской жизни,
разоблачают недостатки английских учреждений и кладут таким образом
основы социальному P., этой высшей форме повествовательного искусства,
которой предстоит блестящая будущность. То же постепенное расширение
сферы созерцаний замечается и во французском Р. XIX в., но ход его
развития заключает в себе особенности, которых не было в Англии: он
испытывает на себе сильное влияние литературных теорий. Писатели
романтической школы - Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Дюма-отец - не
Страницы: «« « 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 2651 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |