Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641  2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651  » »»

обнаружил Петроний в своем Р. "Сатирикон" -  остроумной,  основанной  на
реальных наблюдениях картине римских нравов конца  I  в.  по  Р.  Хр.  В
средневековой Европе повествовательное творчество нашло себе выражение в
двух формах: рыцарского Р.  и  поучительных  рассказов,  большею  частью
занесенных  с  Востока,  из  которых  составились  сборники  "Disciplina
Clericalis", "Gesta Romanorum" и т. д. Содержание первых в  большей  или
меньшей степени фантастично, а основные  идеи,  их  проникающие  -  идея
феодального долга по отношению к сюзерену и  идея  рыцарского  долга  по
отношению к даме сердца.  Таковы  романы  так  наз.  бретонского  цикла,
оказавшие сильное влияние на повествовательную литературу других  стран.
Поучительные  рассказы  представляют  собою,  в   большинстве   случаев,
обработки так наз. странствующих  рассказов;  все  старания  их  авторов
направлены к тому, чтобы приноровить их содержание к целям  христианской
морали. На почве этих нравоучительных  рассказов  развились  французские
фаблио,  в  которых,  впрочем,  наряду  с  сюжетами,  заимствованными  с
Востока,  встречаются  сюжеты  народно-бытовые,  навеянные   современной
жизнью. Возникшие в стенах городов, фаблио защищают интересы  горожан  и
нередко  относятся  сатирически  к  представителям  других  сословий:  к
развратному и жадному духовенству, к приходящему в упадок  рыцарству,  к
смышленому, но нравственно грубому крестьянству. Эти небольшие по объему
сатирические рассказы разлетаются  в  переводах  и  переделках  по  всей
Европе и дают толчок и материал для  создания  всесословной  итальянской
новеллы,  которая   впервые   достигает   художественной   обработки   в
"Декамероне" Боккаччо. Движение, сообщенное повествовательной литературе
гением Боккаччо, не замедлило принести свои плоды в различных  видах  Р.
От Декамерона идет целая серия  итальянских  новеллистов  XV  и  XVI  в.
"Амето" послужил первым образцом пастушеского Р. в Европе, а  психология
любовной страсти в "Фиаметте" не осталась без влияния  на  возникновение
психологического Р. во Франции  XVII  в.  Французские  фаблио,  немецкие
шутливые рассказы (Schwanke) и  итальянские  новеллы  заключают  в  себе
составные элементы реального P., которой  впервые  возник  на  испанской
почве, в форме так назыв. плутовского  романа.  Первым  произведением  в
этом роде была повесть "Жизнь Лазарильо из Тормеса", вышедшая в 1554  г.
и  вызвавшая   много   подражаний,   к   числу   которых   относятся   и
нравоучительные новеллы Сервантеса. Влияние испанской плутовской новеллы
раньше всего проявилось в Англии, где уже в конце XVI  в.  мы  встречаем
ряд повестей из быта продувных людей (новеллы  Р.  Грина,  "Жизнь  Джека
Вильтона", Наша). В Германии, в начале XVII в., переводятся с испанского
некоторые плутовские новеллы,  а  в  1669  г.  на  почве  этого  влияния
вырастает оригинальный продукт немецкой реально- бытовой беллетристики -
"Simplicissimus" Гриммельсгаузена; герой этой повести сильно  напоминает
Лазарильо,  и  своей  изобретательной  энергией,  и   своим   социальным
положением. Во французском Р. XVII  в.  мы  замечаем  две  струи:  струю
идеальную,  искусственную,  создавшую   пастушеский   Р.   "Астрею",   и
героические  Р.  Гомбервиля,  Кальпренеда  и  Скюдери,  в  которых   все
искусственно, все создано фантазией автора, и шедшую  из  Испании  струю
реально-бытовую, которая проявляется в романах Сореля ("Histoire comique
de Francion"), Скаррона ("Roman Comique"), Фюретьеpa ("Roman Bourgeois")
и др. Став твердой ногой на почву изучения действительности, французский
Р. XVIII в. дает такие произведения как "Манон  Леско"  аббата  Прево  и
"Жиль Блаз" Лесажа, дышащие реализмом и жизненной  правдой.  Отодвинутый
Вольтером в области субъективизма и  тенденции,  Р.  снова  вступает  на
психологическую почву в "Новой Элоизе"  Руссо  (1763),  которая  надолго
становится идеалом  любовно-психологического  Р.  Несмотря  на  то,  что
"Новая Элоиза"  знаменует  собою  поворот  к  идеализму,  в  изображении
страсти любовников Руссо шел по  следам  аббата  Прево.  Вместо  прежней
салонной galanterie, выражавшейся полунамеками и полупризнаниями,  Руссо
выводит на сцену чувство  страстное,  уничтожающее  на  своем  пути  все
искусственные перегородки, говорящее не искусственным жаргоном  Скюдери,
а пламенной речью, от которой захватывает дух  и  кружится  голова.  Вот
почему Р. Руссо показался его современникам  каким-то  откровением;  вот
почему он вызвал столько подражаний, во  главе  которых  стоит  "Вертер"
Г„те.  В  Англии  ход  Р.  был  несколько  иной.  Революция   1688   г.,
произведенная главным образом английской буржуазией, побудила английских
писателей обратить особое внимание на ее вкусы  и  потребности.  Для  ее
были основаны журналы Адиссона и  Стиля,  для  ее  Дефо  написал  своего
"Робинзона", для ее же Ричардсон, около половины XVIII в., создал  новый
вид Р. - семейный Р. в письмах, где автор проникает в  глубь  английской
богобоязненной  буржуазной  семьи  и  находит  там  драмы  трогательные,
потрясающие  и  отчасти  способные  заменить  отсутствие  сколько-нибудь
сносных пьес на тогдашней сцене. Недаром Дидро называл романы Ричардсона
настоящими  драмами.  Подробное  изложение  разговоров,  обстоятельность
описаний, микроскопический анализ душевных движений  представляли  такое
необычное явление в тогдашней беллетристике, что романы Ричардсона сразу
приобрели  большую  популярность  главным  образом  в  среде  буржуазной
публики, которая столько же восхищалась их нравственным духом, сколько и
знанием жизни и человеческого сердца.  Уступая  Ричардсону  в  детальном
анализе душевных движений, его соперник Генри Филдинг далеко превосходил
его талантом. В противоположность Ричардсону, тратившему целые  страницы
на описание характера героя или героини, Филдинг  умел  обрисовывать  их
двумя-тремя чертами, и притом так, что они до сих пор стоят  перед  нами
как живые. В  этом  отношении  Теккерей  справедливо  называет  Филдинга
учителем всех английских романистов. Но  главным  достоинством  Филдинга
был его юмор, добродушный, оригинальный,  всепрощающий.  Подкладкой  его
насмешек  всегда  была  любовь  к  человеку,  напоминающая   Сервантеса,
которого он недаром считал своим образцом. Своими произведениями Филдинг
окончательно установил тип английского реального  нравоописательного  Р.
Идя по проложенному им пути реализма  и  жизненной  правды,  последующие
романисты все более и более расширяют сферу своих  наблюдений:  Смоллетт
вставляет в свои Р. картины из быта английских моряков,  Голдсмит  -  из
жизни  духовенства,  Вальтер  Скотт  задается  целью  воскресить   жизнь
средневекового  человека,  Диккенс,  Теккерей,  Чарльз  Кингсли   и   их
многочисленные  последователи  касаются  всех  язв   английской   жизни,
разоблачают недостатки английских  учреждений  и  кладут  таким  образом
основы социальному P., этой высшей форме  повествовательного  искусства,
которой предстоит блестящая будущность.  То  же  постепенное  расширение
сферы созерцаний замечается и во французском  Р.  XIX  в.,  но  ход  его
развития заключает в себе особенности, которых  не  было  в  Англии:  он
испытывает  на  себе  сильное  влияние  литературных  теорий.   Писатели
романтической школы - Виктор Гюго, Альфред  де  Виньи,  Дюма-отец  -  не

Страницы: «« « 2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641  2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь