Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2638   2639   2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646  2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653   2654   2655   2656  » »»

Живет в наименее обитаемых людьми местностях; не устраивает себе никаких
нор и не подвержена зимней спячке; питается преимущественно  пеструшками
и другими мелкими млекопитающими, при случае  нападая  даже  на  оленей,
лосей и коров; поражает своей обжорливостью. Г. Я.
   Р. (охотн.) - питается  всевозможными  животными,  до  лося  и  оленя
включительно, которых  подстерегает  на  тропах  и,  вскочив  на  спину,
наносит смертельные раны; птиц (тетеревов, куропаток и пр.) истребляет в
огромном  количестве,  причем  является  иногда  настоящим   бичом   для
промышленников, систематически обирая попавшуюся в ловушки дичь. Мех  Р.
ценится не высоко, от 2 до 5 руб., вследствие  чего  промысел  на  этого
зверя не имеет особенного значения. Охотятся, обыкновенно,  с  собаками,
которые напав на след P., скоро настигают это не отличающееся  быстротою
животное и задавливают его; нередко,  во  время  драки  Р.  с  собаками,
охотнику удается подкрасться к ней на выстрел и убить ее. Чаще  Р.  бьют
настороженными ружьями и  луками,  ловят  в  ямы,  капканами  и  другими
снастями; в Сибири эти снасти устраиваются таким образом, чтобы Р. могла
добраться до приманки не иначе, как легши на спину; в противном  случае,
придавленная ловушкою  по  спине,  P.,  обладая  чрезвычайною  крепостью
корпуса и силою в  ногах,  ухитряется  освободиться.  См.  А.  Черкасов,
"Записки охотника  Вост.  Сибири"  (СПб.,  1884);  А.  Силантьев  "Обзор
промысловых охот в России" (СПб., 1898).
   С. Б.
   Росс (сэр Джемс Керк Ross, 1800 - 1862)  -  мореплаватель,  племянник
Джона P.;  в  1819  -  27  гг.  сопровождал  Парри  в  четырех  полярных
экспедициях, в 1829 - 1833 гг. был помощником своего дяди в его полярной
экспедиции,   в   1838   г.   участвовал   в   предпринятом    английск.
адмиралтейством измерении  Великобритании  и  Ирландии.  В  1839  г.  Р.
поставлен был во главе снаряженной правительством  экспедиции  к  южному
полюсу, которая должна была производить наблюдения  преимущественно  над
земным магнетизмом. С кораблями "Эребус" и "Террор" он в 1841 -  43  гг.
достиг 78ё4' южной широты, где наткнулся на ледяной пояс, высотою  в  50
м., остановивший его на расстоянии 255 км. от южного магнитного  полюса.
В 1848 - 49 гг. принимал участие в экспедиции для  отыскания  Франклина.
Напечатал: "Voyage  of  discovery  and  research  in  the  Southern  and
Antarctic Seas" (л., 1846) и "Narrative of the proceedings in command of
the expedition through Lancaster Sound and Barrow Strait" (в "Parliament
Papers", 1850, т. 35).
   Россини (Gioachino Rossini) - знаменитый итальянский композитор (1792
- 1868), составивший эпоху в истории развития  итальянской  оперы,  хотя
многие его оперы в настоящее время забыты. В молодости  Р.  занимался  в
болонской консерватории у Станислава Маттеи и уже 16-ти лет  дебютировал
кантатой: "Pianto d'armouia par la  morte  d'Orfeo".  Изучение  немецких
классиков, в особенности Гайдна, много повлияло на расширение  кругозора
Р. в области гармонии и инструментовки. Карьеру оперного композитора  Р.
начал в Венеции, в 1810 г., оперой-буфф: "La  Cambiale  di  matrimonio".
Его деятельность делилась между Венецией и Болоньей: он сочинял от 4  до
5 опер в год, будучи связан заказами антрепренеров.  В  1812  г.  явился
первый опыт Р. в области opera-seria: "Ciro in Babilonia",  поставленная
в Ферраре с большим успехом. Вскоре Р. получил  доступ  в  La  Scala,  в
Милане, после чего его произведения завоевали самые видные сцены Италии.
В "Tancredi", имевшем огромный успех в Венеции, в  1813  г.,  видна  уже
значительная зрелость. Обаятельность россиниевских  мелодий,  вследствие
их новизны и свежести,  была  чрезвычайно  велика.  Улыбышев,  известный
биограф Моцарта, вспоминая о первом представлении  "Танкреда",  говорит,
что все до тех пор знакомое ему и любимое им, все, что он играл  и  пел,
было забыто; ему казалось, будто он в первый раз слышит музыку.  В  1815
г.  Р.  переносит  свою  деятельность   в   Неаполь,   законтрактованный
импресарио Барбайя. Знакомство с певицей Кольбран, которая  впоследствии
стала его женой, имело большое влияние на  направление  деятельности  Р.
Имея в виду драматический талант этой певицы, Р.  перешел  исключительно
на  оперы  драматические,  почти  закончив  свое   служение   опере-буфф
знаменитым "Севильским цирюльником", который, после сомнительного успеха
на первом представлении (в 1816 г., в Риме), вскоре  завладел  вниманием
публики и  с  тех  пор  до  нашего  времени  пользуется  повсеместным  и
неизменным успехом. Неиссякаемая творческая деятельность Р. продолжалась
с 1808 до 1829 г., когда  P.,  поставив  в  Париже  "Вильгельма  Телля",
покончил с карьерой оперного композитора, имея только 37  лет  от  роду.
Города Италии, Вена, Лондон дали Р. славу и состояние, но Париж имел  на
него самое благодетельное художественное влияние. С  переселением  Р.  в
Париж, в 1824 г., начинается перемена  в  направлении  его  опер.  Среди
виртуозного   блеска   прежних   его   произведений   встречались   лишь
эпизодически   порывы   истинного   драматического   дарования;   теперь
колоратура отодвигается на  второй  план,  уступая  место  сознательному
драматическому движению. Свою прежнюю оперу "Магомет" P., сознавая новые
условия, с которыми ему пришлось  считаться  в  Париже,  переделал;  под
названием "Осада Коринфа" она была дана на сцене Большой оперы в 1826 г.
В смысле драматическом была переделана и опера "Моисей", данная там же в
1827 г.; затем следовала комическая опера "Граф Ори". "Фенелла" Обера  и
оперы  Спонтини  сильно  подействовали  на  P.:  его  "Вильгельм  Телль"
представляет такую высокую ступень  в  области  оперы,  как  музыкальной
драмы, до которой Р. никогда не доходил прежде,  Замечательно,  что  это
капитальное произведение, занимающее и до сих пор видное  место  в  ряду
самых выдающихся опер, было написано в шесть  месяцев.  Хотя  опера  эта
имела успех, но его нельзя назвать  блестящим.  На  прекращение  оперной
деятельности Р. повлияло и то  обстоятельство,  что  июльская  революция
1830 г. лишила его положения директора придворной музыки и  генерального
инспектора пения во Франции, которым он пользовался при Карле X. Получая
жалованье в 20 тысяч франков, Россини считал себя нравственно  обязанным
писать для королевской оперы.  Охлаждение  театральной  администрации  и
отчасти публики - с одной  стороны;  отсутствие  принуждения  к  писанию
оперы - с другой, дали волю ленивой южной натуре P.,  в  продолжение  21
года не знавшего покоя: он замолк и  только  изредка  писал  для  своего
удовольствия и для своих друзей. Так появились "Stabat Mater" в 1841 г.,
"Tantum ergo" в 1847 г., месса в 1864 г. и  несколько  мелких  вещей.  В
1867 г. Р. написал для всемирной парижской выставки кантату:  "Le  chant
du Titan". Всего P. написал более 50 крупных  произведений,  светских  и
духовных. Из них замечательны, кроме упомянутых  выше,  "Сорока-воровка"
(1817), "Ченерентола" (1817), "Семирамида" (1823). См. Giuseppe Carpani,
"Le Rossiniane ossia lettere musico-teatrali" (Падуя, 1824); Beyle  (под
псевдонимом Stendhal), "Vie de Rossini" (П.,  1822);  Wendt,  "Rossini's

Страницы: «« « 2638   2639   2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646  2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653   2654   2655   2656  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь