Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640  2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650  » »»

замечательные  из  этих  памятников  можно  указать,  во   Франции,   на
версальский дворец, в Германии - на дрезденский Цвингер, в России  -  на
петербургский зимний Дворец и нек.  другие  постройки  талантливого  гр.
Растрелли. Стиль Р. выразился блестящим образом также во  всех  отраслях
художественно-промышленных   производств;   с   особенным   успехом   он
применялся в фабрикации  фарфора,  сообщая  своеобразное  изящество  как
форме, так и орнаментации его изделий;  благодаря  ему,  эта  фабрикация
сделала, в свое время, огромный шаг вперед и вошла  в  большой  почет  у
любителей искусства. Ср. Schumann, "Barock  und  Rokoko"  (Лпц.,  1885);
Gurlitt, "Geschichte des Barockstils, des Rokokos und des  Klassizismus"
(Штутг., 1886 - 88) и  Dohme,  "Barock-  und  Rokoko  Architectur"  (Б.,
1892).
   C - в.
   Рокотов (Федор Степанович) - один  из  лучших  русских  портретистов,
род. в тридцатых годах XVIII стол., ум. в 1810 г. Получив художественное
образование под руководством Л.  Ж.  Ле-Лоррена  и  гр.  П.  де  Ротари,
работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и  был
старателен в  исполнении.  В  1762  г.  принят  в  новоучрежденную  спб.
академию худ. адъюнктом за  представленную  ей  картину  "Венера"  и  за
портрета имп. Петра III. Пользовался уже  известностью  в  петербургском
высшем обществе, когда вступила на престол Екатерина  II.  Она  поручила
ему в 1763 г. написать ее портрет, для  которого  давала  ему  сеансы  в
Петергофе; портрет  этот,  изображающий  императрицу  во  весь  рост,  в
профиль, среди красивой архитектурной обстановки,  был  подарен  гр.  Г.
Орлову и в настоящее время находится в гатчинском дворце. Другой портрет
великой монархини, поясной, был написан Р. также с  натуры  (вероятно  в
Москве, в 1765 г.). Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он
- "из самых похожих". Он был  пожалован  ею  академии  наук,  в  которой
хранится и поныне. Существует множество повторений этого  портрета,  как
точных, так и с незначительными изменениями в  аксессуарах;  большинство
их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины, из-под
кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один -
в московск. Оружейной палате, два - в гатчинском  дворце)  и  цесаревича
Павла Петровича (лучший - в том же дворце) и немало портретов выдающихся
людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, гр.  Г.  Орлова;
А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и
др.
   А. С - в.
   Роман  -  в  настоящее  время  самая  популярная  и   самая   богатая
содержанием  форма  литературных   произведений,   отражающая   в   себе
современную жизнь со всем разнообразием  волнующих  ее  вопросов.  Чтобы
достигнуть такого универсального  значения,  роману  важно  было  пройти
немало стадий развития. Как народные и церковные обряды легли  в  основу
драмы, так народные  эпические  предания  мифического  или  героического
характера легли в основу повествовательной поэзии. Древнейшим образчиком
этого рода произведений  могут  считаться  египетские  повести  "О  двух
братьях" и "О принце Сашни", написанные по крайней мере за 1500  лет  до
нашей  эры  и  имеющие  сказочный  характер;   глубокая   древность   их
доказывается дружбой человека с богами, превращением людей в животных  и
растения и т.  п.  Древнейшим  памятником  повествовательной  литературы
Индии служат легенды или поучительные рассказы (джатаки) о  Будде  и  об
его 550 превращениях. Через несколько столетий  после  смерти  Будды  из
этих джатак образуется легендарное житие Будды  ("Лалитавистара").  Один
из эпизодов этого жития  -  именно  встреча  юного  Будды  со  стариком,
больным и мертвым - лег в основу  византийской  повести  "О  Варлааме  и
Иосафе", которая в разных переделках обошла всю Европу, была известна во
многих списках у нас на Руси, дала  материал  для  известного  духовного
стиха об Иосафе Царевиче и, наконец, вошла в Четьи-Минеи  в  виде  жития
царевича Иоасафа. Кроме "Лалитавистары", Индия обладает  двумя  большими
сборниками  поучительных  рассказов  ("Панчатантра"   и   "Гитопадеша"),
которые разными путями проникли в Европу и оказали  немалое  влияние  на
повествовательную  литературу  средних  веков.   Древнейшим   памятником
повествовательной литературы в Греции считается "Киропедия"  Ксенофонта,
в которую вставлен трогательный эпизод об Аврадате и Пантее,  древнейший
образчик  греческой  любовной  новеллы.  К  греческой  повествовательной
литературе относятся также так называемый  "Милетские  сказки"  (Fabulae
Milesiae), до нас недошедшие; из отзывов о них Плутарха, Апулея и Овидия
можно  заключить,  что  это   были   народно-бытовые   рассказы   весьма
фривольного содержания, вроде французских фаблио, так что между  ними  и
позднейшими сентиментальными романами александрийской эпохи  нет  прямой
генетической связи. Но такая связь несомненно существует между романом с
одной стороны и элегией с другой. Горюя о своей неудовлетворенной любви,
александрийские поэты утешали себя, припоминая историю людей,  столь  же
несчастных в любви, как они сами. Так поступали  Филотас,  Гермесианакс,
Каллимах и другие поэты,  элегии  которых  непосредственно  примыкают  к
александрийскому роману. Введением в историю этого романа может  служить
пастушеская новелла софиста I  в.,  Диона  Хризостома,  которую  критики
сравнивают с "Paul et Virginie" Бернардэн  де  С.-Пьера.  Знаменитейшими
романистами александрийской эпохи считаются софисты Ямвлих ("Вавилонская
история") и Ксенофан ("Эфесская история об Антии и Аброкоме"). К III  в.
по Р. Хр. относятся роман неизвестного автора  "Об  Аполлонии  Тирском",
дошедший до нас в латинском  переводе,  и  любовная  новелла  "Теаген  и
Хариклея",  приписываемая  Гелиодору,   а   к   IV   в.   -   знаменитый
любовно-пастушеский Р. Лонга: "Дафнис  и  Хлоя".  К  александрийской  же
эпохе  следует  приурочить  Р.  Ахилла  Тация:"Клитофон  и  Левкиппа"  и
приписываемый псевдо-Каллисфену, впоследствии столь  знаменитый  в  зап.
Европе "Р. об Александре Вел.", который можно было бы назвать прототипом
исторического P., если бы к его исторической основе не было присоединено
много фантастических эпизодов, придающих  всему  произведению  сказочный
характер. Византийский P., в литературном отношении, представляет  собою
не  более  как  переживание  основных   мотивов   александрийского   P.,
послужившего ему образцом; он пишется по тому же  плану,  с  соблюдением
тех же литературных приемов, но  только  гораздо  грубее  и  неискуснее.
Повествовательная литература в Риме была отражением греческой.  В  эпоху
республики  пользовались  большой  популярностью   "Милетские   Сказки",
переведенные на латинский  язык  Сизенной.  Любовь  к  повествовательной
литературе особенно усилилась  в  эпоху  империи,  когда  культура  Рима
приняла в большей или меньшей степени греческий  отпечаток.  Несомненные
следы влияния греческих Р. носит на себе Апулеев "Золотой осел", который
даже считается переделкой греческого Р. Гораздо более  самостоятельности

Страницы: «« « 2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640  2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь