|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 » »» замечательные из этих памятников можно указать, во Франции, на
версальский дворец, в Германии - на дрезденский Цвингер, в России - на
петербургский зимний Дворец и нек. другие постройки талантливого гр.
Растрелли. Стиль Р. выразился блестящим образом также во всех отраслях
художественно-промышленных производств; с особенным успехом он
применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как
форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация
сделала, в свое время, огромный шаг вперед и вошла в большой почет у
любителей искусства. Ср. Schumann, "Barock und Rokoko" (Лпц., 1885);
Gurlitt, "Geschichte des Barockstils, des Rokokos und des Klassizismus"
(Штутг., 1886 - 88) и Dohme, "Barock- und Rokoko Architectur" (Б.,
1892).
C - в.
Рокотов (Федор Степанович) - один из лучших русских портретистов,
род. в тридцатых годах XVIII стол., ум. в 1810 г. Получив художественное
образование под руководством Л. Ж. Ле-Лоррена и гр. П. де Ротари,
работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и был
старателен в исполнении. В 1762 г. принят в новоучрежденную спб.
академию худ. адъюнктом за представленную ей картину "Венера" и за
портрета имп. Петра III. Пользовался уже известностью в петербургском
высшем обществе, когда вступила на престол Екатерина II. Она поручила
ему в 1763 г. написать ее портрет, для которого давала ему сеансы в
Петергофе; портрет этот, изображающий императрицу во весь рост, в
профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен гр. Г.
Орлову и в настоящее время находится в гатчинском дворце. Другой портрет
великой монархини, поясной, был написан Р. также с натуры (вероятно в
Москве, в 1765 г.). Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он
- "из самых похожих". Он был пожалован ею академии наук, в которой
хранится и поныне. Существует множество повторений этого портрета, как
точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах; большинство
их приписывается самому Р. Кроме этих двух изображений Екатерины, из-под
кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один -
в московск. Оружейной палате, два - в гатчинском дворце) и цесаревича
Павла Петровича (лучший - в том же дворце) и немало портретов выдающихся
людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, гр. Г. Орлова;
А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и
др.
А. С - в.
Роман - в настоящее время самая популярная и самая богатая
содержанием форма литературных произведений, отражающая в себе
современную жизнь со всем разнообразием волнующих ее вопросов. Чтобы
достигнуть такого универсального значения, роману важно было пройти
немало стадий развития. Как народные и церковные обряды легли в основу
драмы, так народные эпические предания мифического или героического
характера легли в основу повествовательной поэзии. Древнейшим образчиком
этого рода произведений могут считаться египетские повести "О двух
братьях" и "О принце Сашни", написанные по крайней мере за 1500 лет до
нашей эры и имеющие сказочный характер; глубокая древность их
доказывается дружбой человека с богами, превращением людей в животных и
растения и т. п. Древнейшим памятником повествовательной литературы
Индии служат легенды или поучительные рассказы (джатаки) о Будде и об
его 550 превращениях. Через несколько столетий после смерти Будды из
этих джатак образуется легендарное житие Будды ("Лалитавистара"). Один
из эпизодов этого жития - именно встреча юного Будды со стариком,
больным и мертвым - лег в основу византийской повести "О Варлааме и
Иосафе", которая в разных переделках обошла всю Европу, была известна во
многих списках у нас на Руси, дала материал для известного духовного
стиха об Иосафе Царевиче и, наконец, вошла в Четьи-Минеи в виде жития
царевича Иоасафа. Кроме "Лалитавистары", Индия обладает двумя большими
сборниками поучительных рассказов ("Панчатантра" и "Гитопадеша"),
которые разными путями проникли в Европу и оказали немалое влияние на
повествовательную литературу средних веков. Древнейшим памятником
повествовательной литературы в Греции считается "Киропедия" Ксенофонта,
в которую вставлен трогательный эпизод об Аврадате и Пантее, древнейший
образчик греческой любовной новеллы. К греческой повествовательной
литературе относятся также так называемый "Милетские сказки" (Fabulae
Milesiae), до нас недошедшие; из отзывов о них Плутарха, Апулея и Овидия
можно заключить, что это были народно-бытовые рассказы весьма
фривольного содержания, вроде французских фаблио, так что между ними и
позднейшими сентиментальными романами александрийской эпохи нет прямой
генетической связи. Но такая связь несомненно существует между романом с
одной стороны и элегией с другой. Горюя о своей неудовлетворенной любви,
александрийские поэты утешали себя, припоминая историю людей, столь же
несчастных в любви, как они сами. Так поступали Филотас, Гермесианакс,
Каллимах и другие поэты, элегии которых непосредственно примыкают к
александрийскому роману. Введением в историю этого романа может служить
пастушеская новелла софиста I в., Диона Хризостома, которую критики
сравнивают с "Paul et Virginie" Бернардэн де С.-Пьера. Знаменитейшими
романистами александрийской эпохи считаются софисты Ямвлих ("Вавилонская
история") и Ксенофан ("Эфесская история об Антии и Аброкоме"). К III в.
по Р. Хр. относятся роман неизвестного автора "Об Аполлонии Тирском",
дошедший до нас в латинском переводе, и любовная новелла "Теаген и
Хариклея", приписываемая Гелиодору, а к IV в. - знаменитый
любовно-пастушеский Р. Лонга: "Дафнис и Хлоя". К александрийской же
эпохе следует приурочить Р. Ахилла Тация:"Клитофон и Левкиппа" и
приписываемый псевдо-Каллисфену, впоследствии столь знаменитый в зап.
Европе "Р. об Александре Вел.", который можно было бы назвать прототипом
исторического P., если бы к его исторической основе не было присоединено
много фантастических эпизодов, придающих всему произведению сказочный
характер. Византийский P., в литературном отношении, представляет собою
не более как переживание основных мотивов александрийского P.,
послужившего ему образцом; он пишется по тому же плану, с соблюдением
тех же литературных приемов, но только гораздо грубее и неискуснее.
Повествовательная литература в Риме была отражением греческой. В эпоху
республики пользовались большой популярностью "Милетские Сказки",
переведенные на латинский язык Сизенной. Любовь к повествовательной
литературе особенно усилилась в эпоху империи, когда культура Рима
приняла в большей или меньшей степени греческий отпечаток. Несомненные
следы влияния греческих Р. носит на себе Апулеев "Золотой осел", который
даже считается переделкой греческого Р. Гораздо более самостоятельности
Страницы: «« « 2632 2633 2634 2635 2636 2637 2638 2639 2640 2641 2642 2643 2644 2645 2646 2647 2648 2649 2650 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |