Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2631   2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639  2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649  » »»

связано судебными формами и обрядами и потому может быть вверено  лицам,
не  принадлежащим  к  судебному  ведомству.  В  обвинительном   процессе
первоначальное собирание доказательств по уголовному деду возлагается на
обвинителя. В Англии и Америке Р. производится частными лицами,  которым
государство возмещает понесенные расходы,  дает  значительные  права  по
раскрытию  преступления  (в  некоторых  случаях  -  даже  право  личного
задержания обвиняемого) и обеспечивает  содействие  полиции.  Наравне  с
частными лицами в качестве обвинителей выступают органы полиции, мировые
судьи  и  заменяющие   их   судебные   органы.   Собранные   обвинителем
доказательства составляют его  тайну  и  предъявляются  им  суду  только
тогда, когда он сам найдет это нужным. В Австрии,  по  уставу  1873  г.,
собрание  необходимых   для   формулирования   обвинения   доказательств
возложено на прокурора или частного обвинителя,  которые  производят  P.
(Erforschung) или непосредственно, или при  помощи  полиции;  они  могут
просить следственного судью произвести отдельные  следственные  действия
или все предварительное следствие. В Германии, по  уставу  1876  г.,  Р.
сосредоточивается  в  руках  обвинителя,  т.  е.   почти   исключительно
прокуратуры.  Для  производства  P.  (Scrutinia  verfahren)  прокуратура
обращается к помощи полиции, которая имеет право производить  осмотры  и
допрашивать обвиняемых и свидетелей без присяги. Во Франции производство
Р. лежит на  обязанности  судебной  полиции,  подчиненной  прокурорскому
надзору. По нашему  уставу  уголовного  судопроизводства,  Р.  входит  в
понятие дознания и обнимает  собою  все  меры  удостоверения  в  событии
преступления, на принятие которых уполномочена полиция;  из  числа  этих
мер закон указывает словесные расспросы и негласное наблюдение, но кроме
того к Р. могут быть отнесены осмотры местности, потерпевшего и  всякого
рода  предметов,  даже  при  помощи  экспертов,  меры  для  отыскания  и
охранения следов преступления, для разыскания виновника  преступления  и
т. п.; все эти меры полиция имеет право применять, если они не влекут за
собою личного принуждения против обвиняемых или свидетелей;  так  напр.,
полиция может осмотреть вещи, оставленные вероятным виновником на  месте
преступления, делать публикации  в  газетах,  сноситься  с  должностными
лицами и местами о розыске обвиняемого и т. п. Полиция  не  имеет  права
вызывать кого-либо  в  качестве  свидетеля  и  налагать  на  неявившихся
денежный штраф;  никто  не  обязан  давать  свидетельские  показания  по
требованию полиции;  полиция  не  уполномочена  составлять  протоколы  о
показаниях свидетелей. В  виде  исключения  полиция  вправе  производить
допрос: а) обвиняемого - в случае неприбытия следователя в течение суток
по приводе обвиняемого, чтобы поставить его  в  известность  о  причинах
задержания, и б)  свидетелей,  когда  кто-либо  из  них  окажется  тяжко
больным и может до прибытия следователя умереть. На одинаковых правах  с
полицией производят P. : начальство - по преступлениям  должности,  чины
корпуса жандармов - по преступлениям государственным. См. А. Квачевский,
"Об уголовном преследовании,  дознании  и  предварительном  исследовании
преступлений" (СПб., 1866 - 67); К. Поппе,  "О  дознаниях,  производимых
полицией" ("Журн. Мин. Юст.",  1861,  кн.  II);  П.  Бартенев,  "Участие
полиции в предварительном следствии" ("Журн. Мин. Юст.", 1865,  кн.  3);
Н. Селиванов, "Судебно-полицейский розыск у  нас  и  во  Франции"  ("Юр.
Вест.", 1884, кн. 2 и 7); А. Соколов, "О дознании и розыске" ("Журн. Гр.
и Уг. Пр.", 1890, кн. 9); "Полиция в качестве органа розыска и дознания"
("Юр. Газ.", 1895, ј 29 и 30). А. С. Д.
   Рокайль (rocaille, уменьшительное от франц. слова rос, скала, камень)
- в  архитектуре  и  орнаментистике  убранство  тех  или  других  частей
сооружения, тех или других предметов  утвари,  как  бы  безыскусственным
соединением обломков скал и необработанных камней с раковинами и  дикими
растениями, а также лепным подражанием  такому  соединению.  Р.  была  в
большой моде во Франции времен Людовика  XV  и  распространилась  оттуда
повсюду в Европе, употребляясь, главным образом, для внутренней  отделки
садовых гротов и беседок, для  облицовки  террас,  декорирования  нишей,
фонтанов, ворот и т. п. К этому элементу и доныне прибегают архитекторы,
когда устраивают что-либо в стиле рококо.
   Рококо   -   название   архитектурного   и    декоративного    стиля,
образовавшегося во Франции во времена регентства (1715 - 23), достигшего
до полного развития при Людовике XV, перешедшего в другие страны  Европы
и господствовавшего в ней до 1780-х годов.  Стиль  Р.  был  продолжением
стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим
жеманному, вычурному времени. Он не внес  в  архитектуру  никаких  новых
конструктивных элементов, но пользовался старыми, не  стесняясь  при  их
употреблении  никакими  традициями  и  имея  в  виду,  главным  образом,
достижение  декоративной  эффектности.  Отбросив  холодную   парадность,
тяжелую  и  скучную  напыщенность  искусства  времен  Людовика   XIV   и
итальянского барокко, архитектура Р. стремится быть легкою,  приветливою
и игривою во что бы то ни стало; она не  заботится  ни  об  органическом
сочетании и распределении частей сооружения, ни  о  целесообразности  их
форм, а распоряжается ими с полным  произволом,  доходящим  до  каприза,
избегает строгой  симметричности,  без  конца  варьирует  расчленения  и
орнаментальные детали и не скупится  расточать  последние.  В  созданиях
этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают  или,
по крайней мере, замаскировываются фигурною отделкою;  не  проводится  в
чистом виде ни один из установленных орденов; колонны то удлиняются,  то
укорачиваются  и  скручиваются  винтообразно;  их  капители   искажаются
кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над  карнизами;
высокие пилястры и огромные  кариатиды  подпирают  ничтожные  выступы  с
сильно  выдающимся  вперед  карнизом;   крыши   опоясываются   по   краю
балюстрадами с флаконовидными балясинами и  с  помещенными  в  некотором
расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены  вазы  или
статуи;  фронтоны,  представляя  ломающиеся  выпуклые  и  впалые  линии,
увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами,  трофеями
и другими  подобными  предметами;  всюду,  в  обрамлении  окон,  дверей,
стенных  пространств  внутри  здания,  в  плафонах,  пускается   в   ход
затейливая  лепная  орнаментация,  состоящая  из   завитков,   отдаленно
напоминающих  собою  листья  растений,   выпуклых   щитов,   неправильно
окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и  фестонов,
раковин, необделанных  камней  (рокайль)  и  т.  п.  Несмотря  на  такое
отсутствие рациональности в пользовании  архитектоническими  элементами,
на такую капризность, изысканность и обремененность своих форм, стиль Р.
оставил  по  себе  много  памятников,  которые  доныне  прельщают  своею
оригинальностью, роскошью и веселою красотою, живо  переносящими  вас  в
любопытную эпоху румян и белил, мушек  и  пудренных  париков  (отсюда  -
немецкие  названия  стиля:  Peruckenstil,  Zopfstil).  Как  на  особенно

Страницы: «« « 2631   2632   2633   2634   2635   2636   2637   2638   2639  2640   2641   2642   2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь