Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641   2642  2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652  » »»

имели намерения ограничить свою деятельность изучением действительности;
они с умыслом переносили действие своих Р.  в  отдаленное  прошлое,  где
можно было дать  полный  простор  фантазии  и  субъективным  тенденциям.
Такими же тенденциями проникнуты и романы  Жорж  Занда,  в  которых  она
искусно сливает любовный пафос с социальным и, отстаивая  права  женщин,
смело бросает перчатку всему современному общественному строю.  Подобный
субъективизм не мог не вызвать реакции со стороны людей с  аналитическим
складом ума, которые хотели сделать P., прежде  всего,  верным  зеркалом
современной действительности. Это направление сильнее всего сказалось  в
произведениях Стендаля, преимущественно в его "Rouge  et  Noir"  (1831),
представляющем  собою  яркую   картину   французского   общества   эпохи
реставрации.  К  Стендалю  тесно  примыкает  Бальзак,  которого  считают
настоящим отцом реального Р. во Франции. В первых произведениях Бальзака
еще слышатся отзвуки романтизма, но чем далее он  подвигается  на  своем
пути, тем сознательнее  стремится  к  реально  объективному  творчеству.
Бальзак был реалистом не только по манере своего  творчества,  но  и  по
своим    теоретическим    убеждениям.    Он    считал     себя     более
естествоиспытателем, чем романистом; в предисловии к  "Соmedie  Humaine"
он называет свои Р. естественной историей человека.  Он  первый  ввел  в
свои произведения тщательное и детальное изображение среды,  которой,  в
противоположность писателям-романтикам, приписывал громадное влияние  на
характер и поступки действующих лиц.  Преемником  Бальзака  был  Флобер,
нанесший еще более сильный удар романтизму и  окончательно  установивший
тип художественно-реального романа во Франции. Ни  один  из  французских
романистов не  заслуживает  в  такой  степени  названия  художника,  как
Флобер. Искусство было его стихией, его жизнью;  самую  жизнь  он  ценил
настолько,  насколько  она  ему  давала  материал  для   художественного
воссоздания.  Он  стремился  к  идеальному  совершенству  стиля;   вечно
недовольный собой, он готов был просидеть целый день  над  фразой,  пока
она не становилась изящной и гармоничной. Самым типичным  представителем
современного реального Р. Во Франции считается Золя, не потому, чтобы он
был большим реалистом, чем, напр., Додэ или братья Гонкуры,  но  потому,
что  в  своих  трактатах  ("Le  roman  experimental",  "Les   romanciers
naturalistes") он  является  теоретиком  и  законодателем  реального  Р.
Провозглашенный Бальзаком принцип реализма Золя возвел в целую систему и
на самом деле  вообразил  себя  научным  экспериментатором,  разрешающим
социальные  вопросы  путем  оперирования  над  так  наз.  "человеческими
документами". В своей многотомной романической эпопее: "Ругон-Макары" он
задался целью изобразить естественную и социальную историю одной семьи в
эпоху второй империи и  оправдать  на  ее  представителях  биологический
закон наследственности. Желая свести  задачу  романиста  главн.  обр.  к
изучению простых элементов, как более  доступных  для  наблюдения,  Золя
кончил тем, что  отодвинул  на  задний  план  душу  человека  и  заменил
изучение человеческих характеров изучением  обстановки,  в  которой  они
развивались. В результате получилось  весьма  неполное  и  одностороннее
освещение жизни, против которого восстали даже поклонники Золя. Наиболее
сильный удар был нанесен литературной манере  Золя  Мопассаном,  который
снова поставил реальный Р. на психологическую основу. В настоящее  время
психологический Р. приобретает  все  большую  популярность  во  Франции;
представители его - Поль Бурже, Анатоль  Франс  и  др.  -  умеют  весьма
искусно вплетать в ткань рассказа социальные мотивы. Немецкий Р. XIX  в.
тоже пережил переход от субъективного романтизма к  объективно-реальному
изображению действительности, с тем, впрочем, различием, что реальный Р.
в духе Бальзака и Золя не  нашел  в  Германии  благоприятной  почвы  для
своего развития и в лице Ауэрбаха, Поля Гейзе и др. пошел  на  сделку  с
субъективным   идеализмом;   зато   социальный   Р.   нашел   блестящего
представителя в лице Шпильгагена, который в своем романе: "Один  в  поле
не воин" дал нам лучший образчик социального романа XIX в. -  романа,  в
котором  главным  пафосом  является  социальная  идея,  а  на  ее  почве
расцветает любовь героя и героини. Итальянский Р. XIX  в.,  начавшись  с
подражания "Вертеру"  Г„те  ("Джакопо  Ортис"  Уго  Фосколо)  и  романам
Вальтер Скотта ("Обрученные" Манцони и "Осада Флоренции" Гверрацци),  не
дал до сих пор ни одного произведения, которое имело бы общечеловеческое
значение. До сих пор итальянские романисты были  не  более  как  ученики
французов и только в последнее время появилось несколько самостоятельных
талантов (Баррилли, Сальваторе Фарина,  Амичис,  Серао,  Верга  и  др.),
дающих надежду на лучшее будущее.

   Литература. Spiegelberg, "Die Novelle im alten Aegypten"  (Страсбург,
1898); Amelinau, "Contes et romans de l'Egypte chretienne" (Пар., 1880);
Dunlop,  "History  of  Fiction"  (нов.  изд.  Лонд.,  1888);   Chassang,
"Histoire du roman dans l'antiquite  grecque  et  romaine"  (П.,  1862);
Rohde, "Der  Griechisehe  Roman,  und  seine  Vorlaufer"  (Лпц.,  1876):
Morillot, "Le Roman en France depuis  1610  jusqu'a  nos  jours"  (Пар.,
1893); Le Breton, "Le Roman en France  au  XVII  et  au  XVIII  siecle";
Gilbert, "Le Roman en  France  pendant  le  XIX  siecle"  (Пар.,  1896);
Bobertag, "Geschichte des Romans in Deutschland" (Берл., 1884);  Mielke,
"Der deutsche Roman des XIX Jahrhunderts" (Лпц., 1897); Tuckermann, "The
English Prose Fiction" (Л, 1886);  Raleigh,  "The  English  Novel"  (Л.,
1894); Gubernatis, "Storia del Romanzo" (Милан, 1883). H. Ст.
   Роман Розы (Roman de la Rose) - известная французская  аллегорическая
поэма XIII  в.  или,  вернее,  два  отдельных  произведения,  написанных
разными авторами, в разное время, и различных по духу. Из  22817  стихов
поэмы первые 4669 написаны в первой трети XIII века Гильомом  де  Лоррис
(de Lorries); остальные прибавлены через сорок лет (1279) Жаном де  Мэнг
(de Meung). Произведение Лорриса, по замыслу автора, должно было служить
кодексом "учтивой любви" для аристократического общества. Оно не  вполне
самостоятельно (наибольшее влияние оказали на автора Овидий и Кретьен де
Труа) и весьма схематично:  образы  действующих  лиц  совершенно  лишены
индивидуальных  черт.  В   действии   принимают   участие   "Учтивость",
"Опасность", "Злоязычие" и т.  п.  Правила  "учтивой  любви",  доступной
только  избранному  обществу,   олицетворяются   в   действии   или   же
декламируются кем-либо из участвующих в  интриге,  чаще  всего  -  самим
Амуром, который, в качестве властелина, диктует свои правила влюбленному
герою. Попадаются слабые,  но  для  того  времени  интересные  проблески
реального  элемента.  Р.  Лорриса  обрывается  на  разлуке   влюбленных;
"Bel-Accueil"  заключен  в  башню,  где  его  держат  в  плену   "Peur",
"Male-Bouche"  и  "Jalousie".  Из  продолжения  романа  Жан   Клопинель,
уроженец   города   Мэнга,   создал   род   поэтической    энциклопедии;
основательный знаток схоластической науки  средневековья,  он  связал  с

Страницы: «« « 2634   2635   2636   2637   2638   2639   2640   2641   2642  2643   2644   2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь