Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653  2654   2655   2656   2657   2658   2659   2660   2661   2662   2663  » »»

в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю  нидерландских  живописцев,
отправился оканчивать свое художественное образование в Италию.  В  1601
г. он  состоял  при  дворе  мантуанского  герцога  Винченцо  Гонзаги,  у
которого и оставался на службе  в  течение  всего  своего  пребывания  в
Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и  изучал  там  итальянских
мастеров, после чего, прожив некоторое время  в  Мантуе,  был  послан  с
дипломатическим поручением в Испанию. Судя по  копиям,  сделанным  Р.  с
картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да  Винчи  и  др.,  можно
предполагать, что  в  эту  пору  он  побывал  во  всех  наиболее  важных
художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской
живописи эпохи Возрождения. В итальянский период своей деятельности, P.,
по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил
серьезную  подготовительную  школу,  копируя  те  из   картин,   которые
нравились ему наиболее. В это время было  им  исполнено  лишь  небольшое
число самостоятельных  работ,  из  коих  следует  назвать:  "Воздвижение
Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602;  в  госпитале  в  Грассе),
"Двенадцать апостолов", "Гераклита".  "Демокрита"  (1603,  в  мадридском
муз. дель Прадо), "Преображение" (1604;  в  муз.  Нанси),  "Св.  Троицу"
(1604,  в  мантуанской  библиотеке),  "Крещение"  (в  Антверпене),  "Св.
Григория" (1606, в  гренобльском  музее)  и  три  картины,  изображающие
Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в  Риме).  В
1608 г. Р. находился в Риме и оканчивал три  последние,  заказанные  ему
картины, когда пришло к нему известие о тяжкой  болезни,  постигшей  его
мать. Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери
в живых. Несмотря на данное Р. мантуанскому герцогу обещание вернуться в
Италию,  он  остался  на  родине,  был  назначен  живописцем  при  дворе
эрцгерцога Альберта, и вскоре (1609) женился на Изабелле  Брант,  дочери
секретаря гор. Антверпена. Чрез небольшой промежуток времени  он  достиг
славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611  г.  им  были
исполнены две мастерские  работы:  "Воздвижение  Креста"  и  "Снятие  со
Креста" (обе в антверпенском соборе). Еще ранее, в 1609 г., он устроил у
себя обширную мастерскую, в которую молодые художники  стекались  толпою
отовсюду. В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона" (для  црк.
св. Бавона, в Генте),  "Поклонение  волхвов"  (для  црк.  св.  Иоанна  в
Мехельне) и колоссальное  изображение  "Страшного  суда"  (в  мюнхенской
пинакот.). Затем, в 1618 г., из-под его кисти вышли "Чудесный лов  рыбы"
(в  црк.  Богоматери,  в  Мехельне),  "Охота  на  львов"  (в   мюнхенск.
пинакотеке),  в  1619  г.  "Последнее  причащение  св.   Франциска"   (в
антверпенском муз.), "Битва амазонок" (в  мюнхенской  пинакотеке)  и  34
картины для  антверпенской  церкви  иезуитов,  уничтоженные  в  1718  г.
пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в венском музее; в 1620 г.
исполнено известное "Прободение ребра Спасителя" (le Coup de  lance)  и,
наконец, в 1622 - 23, по заказу франц. королевы Марии Медичи, 24 картины
аллегорическо-исторического содержания, прославляющие эту государыню  (в
луврском муз., в Париже; их эскизы - в мюнхенской пинакотеке  и  в  Имп.
Эрмитаже).  Вторая  половина  жизни  Р.  прошла  по  большей   части   в
путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя.  Так
он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде  (1628)
и Лондоне (1629). Во время своего  пребывания  в  этих  городах,  он  не
переставал  работать:  в  Мадриде  им  написан  ряд   портретов   членов
королевского семейства, исполнены для  пиршественной  залы  уатгальского
дворца, в Лондоне, девять больших плафонов на  сюжеты  из  истории  кор.
Иакова II. Кроме того,  трудясь  в  Антверпене  и  Брюсселе,  он  создал
большое количество  картин  религиозного,  мифологического  и  жанрового
содержания, между прочим: "Поклонение волхвов" (в  антверпенском  муз.),
"Бегство Лота" (в  луврск.  муз.  в  Париже),  "Христа  и  Грешницу"  (в
мюнхенск.  пинакотеке),  "Воскрешение  Лазаря"  (в   берлинском   муз.),
"Вакханалию" (в имп. Эрм., ј 551), "Вакха" (там же, ј 550), "Сад  любви"
(в мадридском муз., в дрезденской гал. и др. местах), "Игру кавалеров  и
дам в парке" (в венской гал.), "Возчиков камней" (в Имп. Эрм., ј 594)  и
пр. В 1626 г. умерла первая жена P., Изабелла, а в 1630 г. он вступил во
второй брак с Еленою Фоурман, которая с той поры стала являтся  почти  в
каждой картине своего мужа. Из многочисленных (более 20) портретов  этой
особы,  писанных  самим  P.,  пользуются  известностью   в   особенности
мюнхенский, венский (так назыв. "a la petite pelisse") и  эрмитажный  (ј
576).  Последние  десять  лет  жизни  Р.  (1630  -  40)  были  столь  же
производительны, как и первые периоды его деятельности, В  эти  годы  он
произвел одно из лучших своих созданий  знаменитый  триптих  "Богоматерь
вручает священное облачение св. Ильдефронсу" (в венской гал.; эскиз  для
него - в Имп. Эрмитаже, ј 557), продолжал работать в уатгальск.  дворце,
исполнил  по  заказу  брюссельских  ковровых  фабрикантов  целую   серию
картонов,  изображающих  "Жизнь  Апеллеса"  (в   9   сценах),   "Историю
Константина" (12 сцен, в Garde meuble, в Париже), "Триумф церкви"  (в  9
сцен, в мадридск. музее и в гровенорской гал., в Лондоне). Когда в  1635
г., через год после смерти правительницы Нидерландов  инфанты  Изабеллы,
король  Филипп  IV  назначил  в  правители  этой  страны  своего  брата,
кардинала-архиепископа   толедского   Фердинанда,   Р.   было   поручено
устройство художественной  части  празднеств  по  случаю  торжественного
въезда нового штатгальтера в Антверпен; по эскизам и наброскам  великого
художника были сооружены и  расписаны  триумфальные  арки  и  декорации,
украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти
эскизы - в мюнхенской пинакот. и в Имп. Эрмитаже, јј 558,  561  -  566).
Кроме этих значительных работ, Р. исполнил немало и других, каковы напр.
серии охотничьих сцен для королевского  дворца  дель-Прадо,  в  Мадриде,
картины "Суд Париса" (в лонд. национ. гал. и в мадридск. муз.) и  "Диана
на охоте" (в берлинск. муз.), а также целый ряд пейзажей,  в  том  числе
"Прибытие Одиссея к феакийцам" (в гал. Питти, во Флоренции)  и  "Радугу"
(в Имп. Эрмитаже, ј 595). Несмотря на столь кипучую  свою  деятельность,
Р. находил время  заниматься  и  другими  делами;  так,  напр.,  он  вел
переписку   с   инфантой   Изабеллой,   Амвросием   Спинолою   и   сэром
Дудлеем-Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, при чем
для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации,  присутствовал  при
первых опытах с микроскопом,  производившихся  в  Париже,  интересовался
книгопечатанием  и  изготовил  для  типографии  Плантена  ряд  заглавных
листов,  обрамлений,  девизов,  заставок  и  виньеток.  Смерть  застигла
великого мастера еще в полной силе его таланта: он умер в Антверпене, 30
мая 1640 г. Удивительная плодовитость Р. (одних его картин насчитывается
свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не  было  известно,
что ему помогали в работе  его  многочисленные  ученики;  в  большинстве
случаев, Р. изготовлял лишь эскизы, по которым  другие  исполняли  самые

Страницы: «« « 2645   2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653  2654   2655   2656   2657   2658   2659   2660   2661   2662   2663  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь