Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653   2654  2655   2656   2657   2658   2659   2660   2661   2662   2663   2664  » »»

картины, которые он проходил своею кистью лишь напоследок, перед  сдачею
их заказчикам. Учениками-сотрудниками Р. были: знаменитый  А.  ван-Дейк,
Квеллинус,  Схуп,  ванГук,  Дипенбек,  ван-Тюльден,  Воутерс,  д'Эгмонт,
Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, ван-Моль и  др.  Имп.  Эрмитаж  весьма
богат произведениями Р. (53 номера); кроме упомянутых выше, в этом музее
хранятся следующие картины этого художника: "Изгнание Агари" (нап. около
1625 г., ј 535), "Поклонение волхвов" (ј 536), "Богоматерь  с  младенцем
Христом" (ок. 1615 г., ј 538), тот же сюжет (ок. 1615 - 18 гг., ј 1784),
"Богоматерь, вручающая четки св. Доминику и другим святым" (ок.  1630  -
32 г., ј 540), "Спаситель в гостях у Симона-Фарисея" (между  1615  -  20
гг., ј 543), "Тайная вечеря" (эскиз 1632  г.,  ј  544),  "Христос  перед
Пилатом" (эскиз. Ms 545), "Снятие со креста" (1613  -  14  г.,  ј  546),
"Небесное венчание Пресв. Девы" (ј 547), "Венера и Адонис" (ок. 1615 г.,
ј 549), "Персей и Андромеда" (нап. ок. 1612 - 15  г.,  ј  552),  "Борьба
кентавров с лапифами" (эскиз, ј 553), "Союз  земли  с  водою"  (ј  554),
"Возвращение римского полководца  из  похода"  (ј  556),  портреты  кор.
Филиппа IV и его супруги Елизаветы Французской (1628 - 29 г., јј  559  -
560), "Слава и апофеоз Иакова I (2 эскиза для уатгальских  плафонов,  јј
572 и 573), портрет Карла де-Лонгваля (ј 574), Изабеллы Брант  (ј  575),
Сусанны Фоурман и ее  дочери,  Катарины  (ј  635),  несколько  портретов
неизв.  лиц  (јј  578,  579,  582,  583,  586,  588),  два   изображения
францисканских монахов (ј 590), "Пастушеская сцена" (ок. 1635 - 37 г., ј
591), "Статуя Цереры" (. ј 593)  и  "Отцелюбие  римлянки"  (ј  1785).  В
истории искусства Р. является величайшим  из  представителей  не  только
фламандской, но и вообще европейской живописи XVII стол., соединявшим  в
своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что могло  быть
унаследовано им от его предшественников. Изучая в первую половину  своей
жизни образцовые произведения первоклассных итальянских  мастеров  эпохи
Возрождения, он брал от каждого из них и навсегда усвоил себе  приемы  и
качества, достойные подражания: от Тициана  и  П.  Веронезе  заимствовал
блеск и жизненность колорита, разыгрывая в своих картинах как  бы  целые
симфонии  красок;  от  Микеланджело  -  мощность  фигур  и  энергичность
движения, по преимуществу драматического; от Л. да  Винчи  и  Рафаэля  -
совершенство рисунка и ясность композиции; от  Корреджо  -  пластичность
форм и искусство светотени; от всех вместе  -  постоянное  стремление  к
изучению натуры, каков  ни  был  бы  сюжет.  Это  стремление,  вместе  с
собственной любовью  художника  к  действительности,  было  залогом  его
быстрых успехов: от ученического копирования итальянских мастеров  и  от
подражания им в указанных отношениях он скоро перешел к самостоятельному
творчеству и, следуя принципам художников эпохи Возрождения,  приковался
к  натуре,  как  к  неиссякаемому  источнику   вдохновения,   стал   или
воспроизводить ее с возможною близостью к ней (в  портретах,  охотничьих
сценах, пейзажах) или идеализировать ее на почве  красоты,  религиозного
чувства  и  поэтического  вымысла  (в  религиозных,   мифологических   и
аллегорических картинах). Отсюда - субъективность и жизненность типов  в
самостоятельных произведениях P., типов, носящих на  себе  яркую  печать
фламандской национальности, нисколько не похожих на выводимые  на  сцену
итальянскими мастерами. Отсюда также - внутренняя сила и внешняя  правда
компоновки  сюжетов.  Отсюда,   наконец,   поразительное   богатство   и
разнообразие  содержания  и   оригинальность   его   трактовки,   какими
отличается большинство картин Р. Вообще это  был  реалист,  но  в  самом
высоком  значении  слова,  отбрасывавший  случайный  мелочи  природы   и
воспроизводивший только типичные и прекраснейшие ее черты,  -  художник,
остававшийся всегда  близким  к  действительности,  даже  в  случаях  ее
возвышенной идеализации в картинах на религиозные и мифологические темы.
Почти все произведения  Р.  были  гравированы,  и  притом  неоднократно;
многие из снимков с них исполнены под непосредственным его  наблюдением,
при чем он сам нередко  исправлял  рисунок  граверов,  к  числу  которых
принадлежат:  К.  Галле,  Сваненберг,  Матам,  И.  Мюллер,  П.  Соутман,
Ворстерман, Понциус, В. и С. Бодьсверты, Вильдук, Иегер и др. -  Ср.  G.
Waagen, "Ueber d. Maler P.  P.  Rubens"  (Б.,  1864);  G.  van  Hasselt,
"Histoire de P. R. " (Брюссель,  1840);  A.  Michiels,  "R.  et  l'ecole
d'Anvers" (IL, 1877); Riegel, "Beitrage z.  niderland.  Kunstgeschichte"
(Б., 1882, т. 1); M. Rooses, "L'oevre de R." (Антверпен, 1886); его  же,
"Geschichte d. Malerschule  Antwerpens"  (Мюнхен,  1889);  Woltmann  und
Wormann, "Geschichte d. Malerei" (т. Ill,  Лпц.,  1888);  E.  Fromentin,
"Les maitres d'autrefois" (П., 1876);  С.  Lemcke,  "Kunst  u.  Kunstler
aller Zeit" (т. I, ј XX, Лпц., 1877); Knackfuss, "Kunstler-Monographien"
(ј II, Лпц., 1894) и пр. А. А. С-в.
   Рубидий (хим.; Rubidium; Rb = 85,44 при 0=16, среднее из  определений
Бунзена, Пикара и Годефруа) - второй металлический элемент, открытый  (в
1861 г.) Бунзеном и Кирхгоффом помощью спектрального анализа; он получил
свое название за две  темно-красные  (rubidus)  линии  спектра,  который
свойствен его  соединениям,  по  внесении  их  в  бесцветное  пламя.  Р.
принадлежит к числу  типических  щелочных  металлов;  именно,  он  более
тяжелый, по атомному и удельному весу, член подгруппы калия; а потому ни
сам металл, ни его окись, рубидион Rb2O, или гидрат окиси RbOH в природе
свободные не встречаются. Р. принадлежит к числу очень  распространенных
элементов, но находят его всегда в весьма малых количествах;  неизвестно
ни одного минерала, который бы можно было назвать рубидиевым, что  имеет
место для цезия, обычного спутника P.; сам Р.  очень  часто  сопутствует
калию и литию, вместе с натрием и, иной раз, таллием. Так, он  найден  в
лепидолитах различного происхождения Бунзеном и Кирхгоффом и другими,  в
литиевой  слюде,  в  карналлите  из  Стассфурта,  в  полевом  шпате   из
Карлсбада,  в  финляндском  трифиллине  и  проч.  Распространенность   Р
явствует из того факта, что он найден (Грандо) в золе многих растений  -
табака, кофе, чая и в различных сортах поташа.  Хлористый  рубидий  RbCl
находится в различных минеральных водах, как пример богатого  содержания
можно  привести  воду  из  Bourbonnes-les-Bains,  которая,  по   Грандо,
содержит на 1 литр 0,019  грам.  RbCl  и  0,032  грам.  CsCl.  Обработка
природных материалов для извлечения соединений Р. сводится к обычным для
калия и лития операциям и удалению примесей путем выпаривания растворов;
получающаяся в заключение смесь хлористых щелочных  металлов  осаждается
хлорной   платиной,   при   чем   получается   осадок,   состоящий    из
хлороплатинатов калия, Р. и цезия; наиболее  растворим  из  них  первый;
напр. при 100ё в 100 вес. частях воды растворяются K2PtCl6 5,13  в.  ч.,
Rb2PtCl6 0,634 в. ч. и Cs2PtCl6 0,377 вес. ч.; водным раствором  K2PtCl6
можно осадить только Rb и Cs. Хлороплатинаты  этих  последних  разрушают
затем нагреванием в струе  водорода  и  извлекают  водой  RbCl  и  CsCl.
Разделение же Р.  и  цезия  может  быть  достигнуто,  благодаря,  напр.,

Страницы: «« « 2646   2647   2648   2649   2650   2651   2652   2653   2654  2655   2656   2657   2658   2659   2660   2661   2662   2663   2664  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь