|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 » »» покровительством великой княгини Елены Павловны, основал русское
музыкальное общество. В 1862 г. была открыта "Музыкальная школа", в 1873
г., получившая название консерватории. P., назначенный директором ее,
пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы и
считался первым, который получил его. С 1867 г. Р. предался опять
концертной и усиленной композиторской деятельности. Особенно блестящим
успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 г. До 1887 г. Р. жил
то заграницей, то в России. С 1887 до 1891 г. вновь был директором спб.
консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные
лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 г.). Помимо гениальной
передачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начиная
с XVI ст. и кончая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк
исторического развития музыки, записанный со слов самого лектора и
изданный С. Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц. А. Кюи, под
заглавием: "История литературы фортепианной музыки" (СПб., 1889). В этот
же период времени возникли, по инициативе Р." общедоступные концерты.
Упомянутым лекциям предшествовали в 1885 - 86 г. исторические концерты,
данные Р. в Петербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже,
Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. В 1889 г. торжественно отпразднован в
С.-Петербурге полувековой юбилей артистической деятельности Р. Покинув
консерваторию, Р. опять жил то заграницей, то в России. Скончался в
Петергофе 8 ноября 1894 г. и похоронен в АлександроНевской лавре. Как
виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и вообще
развитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью.
Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное
туше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в
основе игры этого необычайного пианиста. Сам Р. говорил в своей ст.
"Русская музыка" ("Век", 1861): "воспроизведение - это второе творение.
Обладающий этой способностью сумеет представить прекрасным сочинение
посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в
творениях великого композитора он найдет эффекты, на которые тот или
забыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила P.,
когда ему было 11 лет. Несмотря на недостаточную оценку композиторского
дарования Р. публикою и, отчасти, критикою, он упорно и много работал
почти во всех родах музыкального искусства. Число его сочинений достигло
119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных вещей и
романсов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50
произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазия
с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного
и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со
скрипкой, квартеты, квинтеты и пр.), 14 произведений для оркестра (6
симфоний, музыкально-характеристические картины "Иоанн Грозный", "Дон
Кихот", "Фауст", увертюры "Антоний и Клеопатра", концертная увертюра,
торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина
"Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 г. и пр.).
Кроме того им написаны концерты для скрипки и для виолончели с
оркестром, 4 духовных оперы (оратории): "Потерянный рай", "Вавилонская
башня", "Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах -
"Суламифь", 13 опер: "Дмитрий Донской или "Куликовская битва" - 1849 г.
(3 действия), "Хаджи Абрек" (1 дейст.), "Сибирские охотники" (1 дейст.),
"Фомка-дурачок" (1 дейст.), "Демон" (3 дейст.) - 1875 г., "Фераморс" (3
дейст.), "Купец Калашников" (3 дейст.) - 1880 г., "Дети степей" (4
дейст.), "Маккавеи" (3 дейст.), 1875 г., "Нерон" (4 дейст.)
- 1877 г., "Попугай" (1 дейст.), "У разбойников" (1 дейст.), "Горюша"
(4 дейст.), 1889 г., и балет "Виноградная лоза". Многие оперы Р.
давались за границей: "Моисей" - в Праге в 1892 г., "Нерон" - в
Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" - в Лейпциге, Лондоне,
"Дети степей" - в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине, "Фераморс" -
в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, "Христос" - в Бремене
(1895). В Зап. Европе Р. пользовался таким же вниманием, если не
большим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятков
тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых
композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лет конкурсы в
разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала,
предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в СПб., под
председательством P., в 1890 г., второй - в Берлине, в 1895 г.
Педагогическая деятельность не была любимым занятием P.; тем не менее из
его школы вышли Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская, Кашперова,
Голлидэй. Как дирижер, Р. был глубокими истолкователем исполняемых им
авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального
общества, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные
литературные труды P.: "Русское искусство" ("Век", 1861), автобиография,
изданная М. И. Семеновским в 1889 г. и переведенная на немецкий язык
("Anton Rubinstein's Eriunerungen", Лпц.; 1893) и "Музыка и ее
представители" (1891; перев. на многие иностранные языки). См. "А. Г.
P.", биографический очерк и музыкальные лекции, С. КавосДехтяревой
(СПб., 1895); "Антон Григорьевич P. " (заметки к его биографии, д-ра М
Б. Р - га. СПб., 1889: там же, 2 издание); "Антон Григорьевич P." (в
воспоминаниях Лароша, 1889, ib.); Emil Naumann, "Illustrate
Musikgeschichte" (Б. и Штутг.); B. C. Баскин, "Русские композиторы. А.
Г. P." (М., 1886); К. Галлер, в јј 721, 722, 723 "Всемирной Иллюстрации"
за 1882 г.; Albert Wolff, "La Gloriole" ("Memoires d'un paristen", U.,
1888), "Предстоящий 50-летний юбилей артистической деятельности А. Г. P.
" ("Царь-Колокол"): "К 50-летнему юбилею А. Г. P.", Don Mequez (Одесса
1889); А. Г. P." (биографический очерк Н. М. Лиссовского, "Музыкальный
Календарь-Альманах", СПб., 1890); Riemen, "ОрегаHandbuch" (Лпц., 1884);
Zabel, "Anton Rubinstein. Ein Kunsterleben" (Лпц., 1891); "Anton
Rubinstein", в английском журнале "Review of Reviews" (ј 15, дек. 1894,
Л.); "А. Г. P.", статья В. С. Баскина ("Наблюдатель", март, 1895); М. А.
Давидова, "Воспоминания о А. Г. P." (СПб., 1899). Н. С.
Рубинштейн (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз
(18351881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине
у Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки, затем занимался у
Виллуана. Окончив курс в университет, Р. в 1860 г. стал во главе
московского отделения русского музыкального общества, а в 1866 г.
сделался директором вновь учрежденной моск. консерватории, с которой не
расставался до самой смерти и для которой очень много сделал. Р. был
выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и
мощным, перворазрядным пианистом-художником. За границей Р.
концертировал редко: в 1872 г. он играл в Вене, в 1872 г. организовал
Страницы: «« « 2648 2649 2650 2651 2652 2653 2654 2655 2656 2657 2658 2659 2660 2661 2662 2663 2664 2665 2666 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |