Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 3534
Размер файла: 25563 Кб
Страницы: «« « 2864   2865   2866   2867   2868   2869   2870   2871   2872  2873   2874   2875   2876   2877   2878   2879   2880   2881   2882  » »»

жертвователей. Здесь же хранятся палаш  кн.  Михаила  СкопинаШуйского  и
сабля кн. Пожарского.  Близ  Преображенского  собора  часовня  с  мощами
препод.  Иринарха.  Главная  колокольня  имеет  28  саж.  высоты  и   35
колоколов, из коих в наибольшем 1100 пд. весу; под  другой  колокольней,
"Царской", сложена пирамида из бомб и ядер, которыми англичане в 1854 г.
обстреливали монастырь. Вне монастырских стен на  братском  монастырском
кладбище црк. св. Онуфрия. Часовен 6. Всех каменных строений 17, из  них
8 для братии; в числе  остальных  больница  (с  доктором,  фельдшером  и
аптекой), богадельня и тюрьма, в которой некогда содержались сосланные в
монастырь лица. За стенами  монастыря,  на  берегу  Святого  оз.,  много
хозяйственных строений, казармы для рабочих, огороды,  конный  двор.  На
юге от монастыря имеется док для починки и  осушки  судов.  Монастырская
библиотека, хотя в 1854 г. много из  ее  было  вывезено  драгоценного  в
Казань, до сих пор довольно богата.  В  монастыре  начальное  училище  и
иконописное  заведение.  При  монастыре  заводы  салотопенный,  свечной,
гончарный, кирпичный, лесопильный и  кожевенный,  мукомольная  мельница,
мастерские сапожная, портняжная, серебряных  дел,  малярная,  столярная,
слесарная, переплетная, корзинная, санная, колесная, экипажная, обширная
кузница, литейное и механическое заведение, смолокурня и  др.  Прекрасно
устроенное водоснабжение, начало которому положил еще святитель  Филипп,
управлявший монастырем в 1561 г. и соединивший  Святое  оз.  посредством
каналов с 52 озерами: ныне оно соединено уже  с  70  озерами.  Не  менее
хорош для такой холодной местности монастырский огород,  разведенный  на
40 десятинах. Молочная ферма. Монашествующих в монастыре теперь 230 чел.
(в XVII в. их было до 370 - 450), в том числе 45 монахов, 30 дьяконов  и
около 60 послушников. Крестьян между монахами 140, мещан 40, купеческого
звания 7; духовн. 18, прочие - разных сословий.  В  монастыре  проживают
даровые  работники  из  богомольцев,  так  называемые  "трудники"   (Так
называются лица, добровольно обрекшие себя на  безвозмездную  работу  по
указанию монастырского начальства; получают от монастыря жилище,  одежду
и пишу.) до 500 чел., и другие вольнонаемные служащие и рабочие; всего в
монастыре проживает круглый год от 800 до 850  чел.  Женщин  проживающих
постоянно нет; приезжающие летом на  богомолье  живут  вне  монастырских
стен, в течение 3 дней. Богомольцев, посещающих летом монастырь,  бывает
от 11 до 12 тыс., иногда и более. Монастырь  имеет  значительные  доходы
как  от  богомольцев,  так  и  от  других  своих  хозяйственных  статей,
архангельского подворья, пароходов, рыбных и звериных  ловель  и  проч.,
всего от 160 до 170  тыс.  руб.  в  год.  Расходы  монастыря  составляют
ежегодно от 150 до 155 тыс.  руб.  Монастырь  имеет  несколько  парусных
судов и 4 парохода, экипаж которых состоит из монашествующих,  трудников
и вольных рабочих. Пароходы ходят в Архангельск и посад  Суму,  перевозя
богомольцев и монастырские  грузы.  Монастырю  принадлежат  лошадей  180
голов, рогатого скота 80, овец 150. Управляется монастырь настоятелем, в
сане архимандрита, и  монастырским  собором,  состоящим  из  наместника,
казначея, ризничего, благочинного и духовника. С. монастырь играл видную
роль на севере, как его колонизатор, просветитель  и  защитник.  Первыми
поселенцами    С.    острова,    дотоле    пустынного,    были     иноки
Кирилло-Белозерского монастыря Герман и Савватий, прибывшие на остров  в
1429 г. и поселившиеся под Секирною горою, где и прожили вдвоем 6 лет. В
1435 г. Савватий, отправившись на материк, дорогою заболел и умер в дер.
Сороке, где и был похоронен. После того к Герману  прибыл  инок  Зосима,
уроженец с. Толвуя. Оба эти отшельника,  с  помощью  нескольких  других,
построили небольшую церковь и  испросили  игумена  во  вновь  устроенный
монастырь  у  новгородского  архиепископа,   так   как   вся   тогдашняя
Беломорская страна зависела от Новгорода.  При  третьем  игумене,  Ионе,
монастырь выхлопотал у Великого Новгорода дарственную грамоту на  вечное
владение  всеми  С.  островами.  Грамота  эта,  с  "вислыми"  оловянными
печатями,  доныне  хранится  в  монастырской   ризнице.   Владение   это
подтверждено было Иоанном III. В  1450  г.  новгородская  боярыня  Марфа
Посадница пожертвовала м-рю свои беломорские волости Суму и Кемь. В 1471
г. мощи  преподобного  Савватия  перенесены  были  из  с.  Сороки  в  С.
монастырь. В 1478 г. представился преподобный Зосима, который с 1452  г.
управлял монастырем в звании игумена;  в  1484  г.  умер  и  преподобный
Герман, управлявший монастырем после Зосимы. В 1485 и 1557 гг. монастырь
погорал.  С  1558  г.  при  игумене  Филиппе  (впоследствии  митрополите
московском) началась постройка каменного монастырского здания. В 1571 г.
было  неудачное  на  монастырь  нападение  шведов,  вследствие  чего   в
монастырь был прислан воевода Озеров,  со  стрельцами.  Озеров  поставил
деревянный острог с пушками. В 1584 г. началась по плану,  составленному
монахом Трифоном, постройка каменной стены и были  выстроены  остроги  в
монастырских селениях Кеми и Суме. Войска  как  в  монастыре,  так  и  в
острогах содержались на монастырский счет, и С. игумен фактически был их
главным  начальником.  С.  монастырь  сделался   важным   стратегическим
пунктом, из которого исходила защита всего сев. Поморья; лишь только где
появлялся враг, С. войска бились  с  ним  до  прибытия  подкреплений  из
Москвы. Так, напр., в 1582 г. они  разбили  шведских  воевод  Магнуса  и
Иварстона. В 1596 г. С. войско состояло  из  1000  чел.  стрельцов  и  в
отмщение за нападения финляндцев опустошило г. Каяну и  соседнюю  с  ним
страну. Монастырь заботился о  разоренных  войною  крестьянах  и  достиг
того, что в  начале  XVII  в.  на  С.  монахов  стали  смотреть  как  на
единственных защитников крайнего севера. Иностранные соседи видели в  С.
настоятеле главного сев. воеводу,  сносились  с  ним  по  делам  и  даже
заключали с ним перемирия. В  1611  г.  шведы  разбойнически  напали  на
монастырские волости и  подступили  к  монастырю,  но  были  отражены  с
уроном. В 1613
   - 15 гг. воpовскиe казаки разорили монастырские поморские волости, но
не могли  взять  Кемских  и  Сумских  острогов.  В  то  же  время  шведы
потребовали от игумена сдать Сумской острог, но получили  отказ.  Монахи
так освоились с военным делом, что в 1637 г. последний С.  воевода  сдал
С. настоятелю все письменные дела, крепостные ключи, воинские  запасы  и
отбыл в Москву.  Во  время  ливонско-шведской  войны  при  царе  Алексее
монастырские стены с сев. и южн. сторон, откуда был единственный удобный
доступ к монастырю, были окопаны рвом; монахи насыпали земляной вал,  на
стенах поставили 90  пушек  и  снабдили  монастырь  боевыми  и  хлебными
запасами; вся братия, в числе 454 чел.,  призвана  была  к  оружию,  что
составило с стрельцами до 1500 чел. В 1667 г.  началось  С.  возмущение:
иноки не хотели принимать новопечатных книг и  стали  отстаивать  старую
веру; это повело к осаде монастыря, длившейся  7  лет.  Монахи  геройски
защищали  свою  обитель  и  успешно  отражали   все   приступы   воеводы
Мещеринова; только измена монаха Феоктиста, указавшего тайный  проход  в

Страницы: «« « 2864   2865   2866   2867   2868   2869   2870   2871   2872  2873   2874   2875   2876   2877   2878   2879   2880   2881   2882  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Брокгауз Ефрон, Энциклопедический словарь