|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Брокгауз Ефрон - Энциклопедический словарь Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 3534 Размер файла: 25563 Кб Страницы: «« « 2860 2861 2862 2863 2864 2865 2866 2867 2868 2869 2870 2871 2872 2873 2874 2875 2876 2877 2878 » »» на С. Ксенофонт старается дать фотографически верный снимок с облика
философа, но в действительности, вероятно, принижает С., Платон
идеализирует его и вкладывает в его уста идеи, принадлежащие самому
Платону. Рассказывают, что С., слушая чтение диалога молодого Платона,
воскликнул: "сколько этот юноша налгал на меня!" Вопрос о том, какому
источнику следует более доверяться при изображении С., рассматривался
часто и различно решался; последний, писавший по этому воду Doring ("Die
Lebre des Socrates als sociales Reformsystem", Мюнхен, 1895), решает его
односторонне в пользу Ксенофонта, в противоположность мнению
Шлейермахера; с этим можно согласиться лишь насколько вопрос идет о
внешнем облике философа и его учения; самый же дух сократической
философии, без сомнения, лучше схвачен в диалогах Платона; исследователь
должен, однако, обладать большим чутьем, чтобы, пользуясь Платоном,
уметь отличить Сократовское от Платоновского.
С. (469 - 399) сын малоизвестного скульптора Софрониска и повивальной
бабки Фэнареты, называл себя аутодидактом (autorgoV). Отец обучил С.
искусству ваяния, и впоследствии показывали фигуры 3-х харит,
изготовленные С. Чтение сочинений Анаксагора произвело на С. глубокое
впечатление; спиритуалистические тенденции Анаксагора нашли себе в С.
благодарную почву. Земными благами С. не обладал, если не считать жены
Ксантиппы. Злая жена и сопряженные с нею семейные невзгоды не помешали,
однако, С. выполнить гражданств долг по отношению к своей родине.
Пламенный патриотизм С. ("Отечество почтеннее и матери, и отца, и всех
предков" Критон) выразился в известной его мысли - что он бы афиняном
еще в утробе матери и желает умереть им - ответ, которым С. отклонил
бегство из темницы, предложенное ему друзьями. С. участвовал в трех
походах в Делион, Потидею и Амфиполис и проявил величайшее мужество в
том, что, будучи эпистатом пританов, противодействовал возбужденному
народу в деле об осуждении победителей при Аргенузах (406 г.),
воспротивился запрещению тридцати тиранов вести беседы с юношеством и не
последовал приказанию им привести Леона Саламинского в Афины. Древние
указывают на наружность С., походившего на силена, как характерный
признак победы внутренней духовной красоты над внешним безобразием.
Любопытный анекдот доказывает силу борьбы С. со своими наклонностями:
физиогномист Зопир, встретив однажды С., беседующего с учениками, стал
утверждать, рассмотрев черты лица философа, что он родился с дурными
наклонностями. Ученики С. рассмеялись, но С. остановил их словами, что
он действительно появился на свет с дурными наклонностями, но силою
своей воли поборол их. Учительская деятельность С., состоявшая в беседах
со всеми, кто его хотел слушать, кончилось для него весьма трагично: его
борьба против софистов и всевозможных проявлений софистических учений не
спасла его от того, что его же приняли за главу софистической школы и
обвинили во вредной, антигосударственной деятельности и "мудрейший из
греков", по определению дельфийского оракула, погиб от обвинения трех
малозамечательных лиц: Мелита, ритора Ликона и демагога Анита (последний
из них поддерживал Тразибуда, изгнавшего тридцать тиранов). Обвинение
заключалось в том, что С. развращает юношество, не верит в богов,
признаваемых городом Афины, и вводит новые божества. В подтверждение
первого пункта приводили, что Крития, один из тридцати тиранов, и дядя
Платона - Хармид, равно и Алкивиад принадлежали к числу учеников
Сократа. Новое божество, коему, якобы, покланялся С., это его демон, о
котором С. часто упоминает в своих беседах; говорит он, впрочем, не о
демоне, а о демоническом (to daimonion).
Oбвинение С. в безбожии с точки зрения афинян имело некоторое
основание (ср. исследование Freret, "Memoire de l'Acad." (XLVIl, т. 1,
1809), ибо С. был монотеистом, и не признавал антропоморфные божества
Гезиода и Гомера; менее основания имело обвинение в том, что С. вводить
"новых демонов - daimonia caina ), потому что учение о демонах можно
найти как в греческой религии, так и в философии (ср. Bouche-Leclercq,
"De lа divination dans l'antiquite" и LimbourgBrower, "Histoire de la
civlisation moral, et relig. des Grecs", т. Vl и др.) Что касается в
особенности представления С. о своем демоне, который, по словам Платона,
удерживал С. от дурного, а по словам Ксенофонта побуждал С. и к добру,
то этот демон являлся Сократу с помощью звука и знака, притом с самого
детства и до конца жизни и не может быть истолкован ни в смысле простого
голоса совести - Дидеро решается даже говорить о шарлатанстве С. (см.
"De l'interpretation de la nature"), - ни в смысле мономании (Lelut, "Le
demon de Socrate"); все заставляет думать, что С. верил в существование
реальных, хотя и невидимых существ, представляющих посредствующее звено
между Богом и человеком: следуя увещанию своего демона, С. отказался от
политической деятельности и занялся философским анализом.
Процесс С., на которого демократическая партия взвела обвинение в
упадке народной нравственности, смешав его учение с софистическим - еще
ранее Аристофан изобразил С., как главу софистов, - кончился его
осуждением благодаря гордому поведение самого С. (ср. "Апологию" Платона
и "Апологию" Ксенофонта). Исполнение приговора, вследствие делосских
празднеств, было отложено на один месяц. В мае 399 г. до Р. Хр. С. выпил
кубок цикуты. Пребывание С. в темнице и его предсмертные беседы с
друзьями описаны в знаменитом диалоге Платона "Фэдон". Мнение, что
афиняне вскоре раскаялись в приговоре С. не имеют исторической
достоверности. Еще теперь в Афинах показывают темницу С., рядом с
Пниксом; сооружение, как кажется, позднейшей, римской эпохи.
Смысл и значение Сократовой философии понимались различно, но уже
древность смотрела на C., как на истинного родоначальника философии, от
которого началось развитие главнейших философских систем в Греции.
Цицерон называет С. "отцом философии" и в особенности родоначальником
нравственной философии, Fonillee ("La philosophie de Socrate"; П., 1874)
смотрит на С. глазами Платона и видит в первом как бы предтечу идеализма
второго; это воззрение нашло себе более раннее выражение у Шлейермахера
("Ueber d. Werth des Socrates als Philosophen"), Диссена, Риттера и
Целлера. Перечисленные ученые видят центр тяжести Сократовой
деятельности в его теории и в особенности в его гносеологических
воззрениях, считая его реформатором знания. Другое воззрение на С.
утверждает, что С. был. главным образом, социальным реформатором и
теоретической философией пользовался лишь как орудием воздействия на
умы, с целью подготовки нравственного возрождения (Doring). Защитники
этого воззрения считают главным источником для изображения исторического
С. воспоминания Ксенофонта. В русской литературе этот взгляд на С. был
проведен в статье Н. Маркова, "Значение С., как философапедагога" ("Жур.
Мин. Нар. Пр.", 1871 г.). В пользу второго взгляда можно многое сказать
Страницы: «« « 2860 2861 2862 2863 2864 2865 2866 2867 2868 2869 2870 2871 2872 2873 2874 2875 2876 2877 2878 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |